МААМ-картинки

Педагогические условия развития творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью

Вареник Светлана Викторовна
Педагогические условия развития творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

___

Учебно-методическая разработка

«Педагогические условия развития творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»

Автор:

воспитатель подготовительной группы

ГБДОУ детский сад № 50

Публикация «Педагогические условия развития творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью» размещена в разделах

Адмиралтейского района СПб

Вареник Светлана Викторовна

г. Санкт-Петербург

2020 г.

Введение

Развитие творческой индивидуальности – одна из важных задач для педагога. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей, поскольку она эмоциональная, результативная и выполняется с помощью ярких, привлекательных материалов, что способствует развитию творческих способностей.

Ребенок дошкольного возраста не создает произведений искусства, но его творчество неразрывно связанно с познавательной (восприятием, представлением, образным мышлением, воображением) и практической деятельностью. Продуктами этих деятельностей является рисунок, лепка, аппликация. Чем богаче и разнообразнее познавательная деятельность ребенка, тем богаче и разнообразнее может быть продуктивная деятельность и создаваемые им изображения. Одной из важнейших задач является развитие наблюдательности детей, умения находить выразительные образы в жизни, искусстве, а это зависит от правильной организации эстетически - развивающей среды, стимулирующей проявления творчества. Также важно развитие эстетических чувств и переживаний детей через создание и решение на занятиях проблемных ситуаций, стимулирующих проявление творческого воображения и фантазии. В итоге возникает проблема – создать такие условия и пути развития творчества, которые позволили бы решить важную задачу – воспитания творческой личности.

Всем известно, что воображение является основой творчества, но оно у детей отличается бедностью. Они не всегда могут выразить понятно придуманные ими образы в рисунке, что затрудняет проявление их творчества в изобразительной деятельности. Поэтому проблема педагогического руководства и развития процессов воображения и творчества у детей является актуальной.

Предварительная работа

В предшествующую работу вошли формы и методы работы с детьми:

1. Чтение литературных произведений:

- Русские народные сказки «Зимовье», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Колобок» и др.

- Ш. Перро «Красная шапочка», «Золушка»;

- П. П. Ершов «Конек - горбунок»;

- Р. Аксаков «Аленький цветочек»;

2. Прослушивание и просмотр мультипликационных фильмов сказочного содержания на аудио и видео носителях;

3. Прослушивание музыкальных произведений:

- Н. А. Римский-Корсаков «Море»;

- Р. Лист «Начало бури»;

- П. И. Чайковский, танец феи Драже (из балета «Щелкунчик»).

4. Отгадывание сказок «Про всё на свете», рассматривание картинок с отгадками, слайдов презентации со сказочными героями.

5. Творческие задания «Дорисуй», «Давай пофантазируем»;

6. Проблемные ситуации по типу «Что случится, если…»;

7. Тематические беседы и наблюдения;

8. Проблемные вопросы и поисковые задания;

9. Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам и изображений сказочных героев;

10. Сравнение разнообразных иллюстраций с последующим анализом и дифференциацией;

11. Сравнение музыкальных произведений по характеру звучания и создающемуся настроению и последующий их анализ;

12. Создание творческих работ и тематических выставок по любимым сказкам и другим темам и последующий анализ детских работ.

13. Создание книжек-самоделок по знакомым сказкам.

14. Прослушивание и разучивание детских песенок про сказочных героев;

15. Разыгрывание театральных представлений по знакомым сказкам с использованием кукольного, настольного, пальчикового театров и фланелеграфа.

16. Игры, направленные на развитие воображения и творчества, объединённые общим названием «Волшебная страна» :

- Дидактических игры: «Разрезные картинки», «Залатай коврик», «Дорисуй узор»;

- Словесных игры: «Прогулка в картинках», «Путешествие в сказку», «Волшебные превращения», «Укрась слово», «Путаница», «Фантазеры», «Представь будто…»;

- Игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Настроение цвета», «Цветовушка» (красочный отпечаток);

17. Проведение блока занятий по развитию детского творчества, объединённых названием «Волшебная страна» :

- «Волшебный лес» (рисование и аппликация,

- «Сказочные персонажи» (рисование, лепка и аппликация);

- «Моя любимая сказка» (рисование и аппликация).

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: подготовительная

НОД: Аппликация (коллективная)

Тема: «Цветы и листья добрые и злые»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: продолжать формировать у детей навык анализа разнообразных жизненных ситуаций и поступков, происходящих в окружающей жизни и знакомых ребенку, уметь отражать это в своих работах по изобразительной деятельности.

Образовательные задачи: продолжать формировать умение составлять сюжетную аппликацию, располагать сюжетное изображение в центре листа, использовать различные приёмы и средства выразительности для воплощения и реализации своего творческого замысла.

Развивающие задачи : закрепить в понимании детей образы, противоположные друг другу («добрый» и «злой»; «хороший» и «плохой», «светлый» и «тёмный», уметь воспроизводить их отличительные особенности в своих движениях, мимике и жестах;

Воспитательные задачи: воспитывать желание создавать красочные образы на бумаге, проявляя творчество и фантазию в своей работе.

Словарная работа: волшебница, осень, зима, спокойная, лирическая, грустная, веселая, радостная, лепестки, листья, цветы.

Наглядный материал: панно с деревом, 2 мелодии противоположного звучания (веселая и грустная, презентация со слайдами «Волшебный лес» в различные времена года.

Раздаточный материал: цветные карточки на каждого ребенка, трафареты, простые карандаши, ножницы, клей, листы цветной бумаги и картона, клей

Предварительная работа: проведение этических бесед и мероприятий учебно-методического комплекса.

Содержание организованной образовательной деятельности :

I. Мотивационно - побудительный этап.

Дети заходят в группу и располагаются на ковре с воспитателем.

- Ребята, вы любите слушать сказки? А быть участниками этих сказок? А почему они вам нравятся сказки? (ответы и предположения детей).

- Сегодня я вам расскажу одну очень интересную сказку. Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, в её распоряжении был волшебный сад, где росло необыкновенное – заколдованное дерево. Посмотрите на экран и увидите, насколько прекрасен этот лес во все времена года (показ слайдов).

- Весной, когда дерево цвело, на его сторонах расцветали разные по характеру и окраске цветы и листья. Вот послушайте музыку, и попытайтесь определить, какими были цветы на одной стороне дерева (звучит спокойная, лирическая мелодия).

- Какая это мелодия? (красивая, добрая, тёплая, ласковая)

- А какие цветы будут расти, если звучит такая красивая мелодия?

- Ребята, а теперь, пожалуйста, выберите цветовую карточку и покажите мне ту, которую вы хотите взять, когда слышите такую музыку (дети показывают цвета).

- А почему вы показали такие красивые и тёплые цвета карточек? (ответы и предположения детей).

- Листья вырастали красивые и добрые на этой половине дерева.

- По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками и движением тела (плавное покачивание рук из стороны в сторону, лёгкое кружение вокруг себя).

- А теперь покажите мне, как они смотрели друг на друга во время этого танца (по-дружески, радостно, весело).

- Молодцы, вы правильно сделали и показали. Но на другой стороне заколдованного дерева росли другие листья. Послушайте музыку и постарайтесь передать мимикой и движениями, какие они, эти цветы? (звучит грустная мелодия).

- Выберите цветовую карточку и покажите, какой по цвету был наряд у этих листьев (показ детьми карточек тёмных цветов).

- А танцевать и улыбаться вам под такую мелодию хочется?

- Правильно, ребята, хочется только грустить.

- А теперь снова посмотрите на экран. Когда наступила осень - волшебная листва с дерева облетела, потом пришла зима и дерево стало похожим на обыкновенное. А на самом деле оно продолжало быть заколдованным. И когда в саду волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его кроной, то случалось невероятное: они добрели душой и сердцем. А кто попадал под его другую половину, становился жестоким, злым, жадным. Волшебница же хотела, чтобы все, кто у неё побывал, становился добрым.

- А теперь посмотрите на дерево, на нашем панно. Это то самое заколдованное дерево, о котором нам поведала сказка. Дерево совершенно без листвы и листьев, как же мы можем показать всем, что оно заколдовано? Можно ли предупредить, что у него есть злая и добрая стороны? (дети перечисляют свои варианты).

II. Организационно-поисковый этап

- А давайте сделаем аппликацию цветов и листьев добрых и злых, которые потом повесим на разные стороны и ветки дерева. Это будет чудесно, потому что все сразу же увидят, что у дерева есть разные стороны.

- Посмотрите, пожалуйста, на мою схему, как можно сделать цветок и листок. Чтобы сделать его «добрым», нужно взять бумагу любого яркого цвета и выбрать любой понравившийся трафарет. Потом обводим по трафарету и вырезаем. По этому же алгоритму делаем «злой» цветок и листок, только используем для этого темные и неяркие цвета. Готовые цветы и листья приносим к нашему дереву на выставку и наклеиваем самостоятельно, только помним про стороны.

- Каждому из вас следует сделать один цветок с листочками темный и один светлый.

Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа воспитателя. Дети выполняют свою работу под спокойную мелодию.

Воспитатель вместе с детьми, быстро закончившими работать, подходит к волшебному древу и наклеивает цветы и листья на ветки дерева.

III. Рефлексивно – корригирующий этап.

- Посмотрите, какие как преобразилось наше дерево, какие у него ветки с листьями и цветами получились – добрые и злые. Наша совместная работа имеет результат, – теперь все, кто будет проходить мимо этого заколдованного дерева, смогут понять, какая сторона что означает.

- А чем нам может помочь это волшебное дерево? (ответы и предположения детей).

- Мы тоже можем посидеть или постоять под доброй половиной дерева и можем спеть какую-нибудь добрую песню, например про Кота Леопольда? (Дети располагаются около доброй половине дерева и поют песню «Если добрый ты…» из М/ф «Про кота Леопольда»).

– Ребята, давайте подумаем, где мы повесим наше сказочное дерево? (Ответы и предположения детей)

- Правильно – надо повесить его на самом видном месте. Чтобы все, кто заходит в нашу группу – были добрыми и радостными. Вот и мы волшебнице помогли и дереву и для всех людей большое и доброе дело сделали. Все молодцы!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 2 «Садовые цветы». Программные задачи: подвести детей к понятию «садовые цветы» (их выращивает человек около дома, на улице, в.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 5 Харитинин день18 октября. Харитина - вечная ткачиха начинала прядение. Программные задачи: расширять знания детей о Харитинином.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 08:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью» (включая файлы) размещена пользователем Вареник Светлана Викторовна (УИ 2444894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД