Вареник Светлана Викторовна
Педагогические условия развития творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
___
Учебно-методическая разработка
«Педагогические условия развития творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»
Автор:
воспитатель подготовительной группы
ГБДОУ детский сад № 50
Публикация «Педагогические условия развития творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Адмиралтейского района СПб
Вареник Светлана Викторовна
г. Санкт-Петербург
2020 г.
Введение
Развитие творческой индивидуальности – одна из важных задач для педагога. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей, поскольку она эмоциональная, результативная и выполняется с помощью ярких, привлекательных материалов, что способствует развитию творческих способностей.
Ребенок дошкольного возраста не создает произведений искусства, но его творчество неразрывно связанно с познавательной (восприятием, представлением, образным мышлением, воображением) и практической деятельностью. Продуктами этих деятельностей является рисунок, лепка, аппликация. Чем богаче и разнообразнее познавательная деятельность ребенка, тем богаче и разнообразнее может быть продуктивная деятельность и создаваемые им изображения. Одной из важнейших задач является развитие наблюдательности детей, умения находить выразительные образы в жизни, искусстве, а это зависит от правильной организации эстетически - развивающей среды, стимулирующей проявления творчества. Также важно развитие эстетических чувств и переживаний детей через создание и решение на занятиях проблемных ситуаций, стимулирующих проявление творческого воображения и фантазии. В итоге возникает проблема – создать такие условия и пути развития творчества, которые позволили бы решить важную задачу – воспитания творческой личности.
Всем известно, что воображение является основой творчества, но оно у детей отличается бедностью. Они не всегда могут выразить понятно придуманные ими образы в рисунке, что затрудняет проявление их творчества в изобразительной деятельности. Поэтому проблема педагогического руководства и развития процессов воображения и творчества у детей является актуальной.
Предварительная работа
В предшествующую работу вошли формы и методы работы с детьми:
1. Чтение литературных произведений:
- Русские народные сказки «Зимовье», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Колобок» и др.
- Ш. Перро «Красная шапочка», «Золушка»;
- П. П. Ершов «Конек - горбунок»;
- Р. Аксаков «Аленький цветочек»;
2. Прослушивание и просмотр мультипликационных фильмов сказочного содержания на аудио и видео носителях;
3. Прослушивание музыкальных произведений:
- Н. А. Римский-Корсаков «Море»;
- Р. Лист «Начало бури»;
- П. И. Чайковский, танец феи Драже (из балета «Щелкунчик»).
4. Отгадывание сказок «Про всё на свете», рассматривание картинок с отгадками, слайдов презентации со сказочными героями.
5. Творческие задания «Дорисуй», «Давай пофантазируем»;
6. Проблемные ситуации по типу «Что случится, если…»;
7. Тематические беседы и наблюдения;
8. Проблемные вопросы и поисковые задания;
9. Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам и изображений сказочных героев;
10. Сравнение разнообразных иллюстраций с последующим анализом и дифференциацией;
11. Сравнение музыкальных произведений по характеру звучания и создающемуся настроению и последующий их анализ;
12. Создание творческих работ и тематических выставок по любимым сказкам и другим темам и последующий анализ детских работ.
13. Создание книжек-самоделок по знакомым сказкам.
14. Прослушивание и разучивание детских песенок про сказочных героев;
15. Разыгрывание театральных представлений по знакомым сказкам с использованием кукольного, настольного, пальчикового театров и фланелеграфа.
16. Игры, направленные на развитие воображения и творчества, объединённые общим названием «Волшебная страна» :
- Дидактических игры: «Разрезные картинки», «Залатай коврик», «Дорисуй узор»;
- Словесных игры: «Прогулка в картинках», «Путешествие в сказку», «Волшебные превращения», «Укрась слово», «Путаница», «Фантазеры», «Представь будто…»;
- Игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Настроение цвета», «Цветовушка» (красочный отпечаток);
17. Проведение блока занятий по развитию детского творчества, объединённых названием «Волшебная страна» :
- «Волшебный лес» (рисование и аппликация,
- «Сказочные персонажи» (рисование, лепка и аппликация);
- «Моя любимая сказка» (рисование и аппликация).
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: подготовительная
НОД: Аппликация (коллективная)
Тема: «Цветы и листья добрые и злые»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: продолжать формировать у детей навык анализа разнообразных жизненных ситуаций и поступков, происходящих в окружающей жизни и знакомых ребенку, уметь отражать это в своих работах по изобразительной деятельности.
Образовательные задачи: продолжать формировать умение составлять сюжетную аппликацию, располагать сюжетное изображение в центре листа, использовать различные приёмы и средства выразительности для воплощения и реализации своего творческого замысла.
Развивающие задачи : закрепить в понимании детей образы, противоположные друг другу («добрый» и «злой»; «хороший» и «плохой», «светлый» и «тёмный», уметь воспроизводить их отличительные особенности в своих движениях, мимике и жестах;
Воспитательные задачи: воспитывать желание создавать красочные образы на бумаге, проявляя творчество и фантазию в своей работе.
Словарная работа: волшебница, осень, зима, спокойная, лирическая, грустная, веселая, радостная, лепестки, листья, цветы.
Наглядный материал: панно с деревом, 2 мелодии противоположного звучания (веселая и грустная, презентация со слайдами «Волшебный лес» в различные времена года.
Раздаточный материал: цветные карточки на каждого ребенка, трафареты, простые карандаши, ножницы, клей, листы цветной бумаги и картона, клей
Предварительная работа: проведение этических бесед и мероприятий учебно-методического комплекса.
Содержание организованной образовательной деятельности :
I. Мотивационно - побудительный этап.
Дети заходят в группу и располагаются на ковре с воспитателем.
- Ребята, вы любите слушать сказки? А быть участниками этих сказок? А почему они вам нравятся сказки? (ответы и предположения детей).
- Сегодня я вам расскажу одну очень интересную сказку. Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, в её распоряжении был волшебный сад, где росло необыкновенное – заколдованное дерево. Посмотрите на экран и увидите, насколько прекрасен этот лес во все времена года (показ слайдов).
- Весной, когда дерево цвело, на его сторонах расцветали разные по характеру и окраске цветы и листья. Вот послушайте музыку, и попытайтесь определить, какими были цветы на одной стороне дерева (звучит спокойная, лирическая мелодия).
- Какая это мелодия? (красивая, добрая, тёплая, ласковая)
- А какие цветы будут расти, если звучит такая красивая мелодия?
- Ребята, а теперь, пожалуйста, выберите цветовую карточку и покажите мне ту, которую вы хотите взять, когда слышите такую музыку (дети показывают цвета).
- А почему вы показали такие красивые и тёплые цвета карточек? (ответы и предположения детей).
- Листья вырастали красивые и добрые на этой половине дерева.
- По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками и движением тела (плавное покачивание рук из стороны в сторону, лёгкое кружение вокруг себя).
- А теперь покажите мне, как они смотрели друг на друга во время этого танца (по-дружески, радостно, весело).
- Молодцы, вы правильно сделали и показали. Но на другой стороне заколдованного дерева росли другие листья. Послушайте музыку и постарайтесь передать мимикой и движениями, какие они, эти цветы? (звучит грустная мелодия).
- Выберите цветовую карточку и покажите, какой по цвету был наряд у этих листьев (показ детьми карточек тёмных цветов).
- А танцевать и улыбаться вам под такую мелодию хочется?
- Правильно, ребята, хочется только грустить.
- А теперь снова посмотрите на экран. Когда наступила осень - волшебная листва с дерева облетела, потом пришла зима и дерево стало похожим на обыкновенное. А на самом деле оно продолжало быть заколдованным. И когда в саду волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его кроной, то случалось невероятное: они добрели душой и сердцем. А кто попадал под его другую половину, становился жестоким, злым, жадным. Волшебница же хотела, чтобы все, кто у неё побывал, становился добрым.
- А теперь посмотрите на дерево, на нашем панно. Это то самое заколдованное дерево, о котором нам поведала сказка. Дерево совершенно без листвы и листьев, как же мы можем показать всем, что оно заколдовано? Можно ли предупредить, что у него есть злая и добрая стороны? (дети перечисляют свои варианты).
II. Организационно-поисковый этап
- А давайте сделаем аппликацию цветов и листьев добрых и злых, которые потом повесим на разные стороны и ветки дерева. Это будет чудесно, потому что все сразу же увидят, что у дерева есть разные стороны.
- Посмотрите, пожалуйста, на мою схему, как можно сделать цветок и листок. Чтобы сделать его «добрым», нужно взять бумагу любого яркого цвета и выбрать любой понравившийся трафарет. Потом обводим по трафарету и вырезаем. По этому же алгоритму делаем «злой» цветок и листок, только используем для этого темные и неяркие цвета. Готовые цветы и листья приносим к нашему дереву на выставку и наклеиваем самостоятельно, только помним про стороны.
- Каждому из вас следует сделать один цветок с листочками темный и один светлый.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа воспитателя. Дети выполняют свою работу под спокойную мелодию.
Воспитатель вместе с детьми, быстро закончившими работать, подходит к волшебному древу и наклеивает цветы и листья на ветки дерева.
III. Рефлексивно – корригирующий этап.
- Посмотрите, какие как преобразилось наше дерево, какие у него ветки с листьями и цветами получились – добрые и злые. Наша совместная работа имеет результат, – теперь все, кто будет проходить мимо этого заколдованного дерева, смогут понять, какая сторона что означает.
- А чем нам может помочь это волшебное дерево? (ответы и предположения детей).
- Мы тоже можем посидеть или постоять под доброй половиной дерева и можем спеть какую-нибудь добрую песню, например про Кота Леопольда? (Дети располагаются около доброй половине дерева и поют песню «Если добрый ты…» из М/ф «Про кота Леопольда»).
– Ребята, давайте подумаем, где мы повесим наше сказочное дерево? (Ответы и предположения детей)
- Правильно – надо повесить его на самом видном месте. Чтобы все, кто заходит в нашу группу – были добрыми и радостными. Вот и мы волшебнице помогли и дереву и для всех людей большое и доброе дело сделали. Все молодцы!