Ирина Бурдюгова
Педагогические инновации в творческой деятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «инновация» в педагогической действительности впервые применено зарубежными исследователями, раскрывающими его содержание через «новшество». Так, американский специалист по нововведениям в области 165 образования Э. М. Роджерс замечает, что новшество – это идея, являющаяся для учителя новой, и не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет (Роджерс).
Публикация «Педагогические инновации в творческой деятельности младших школьников» размещена в разделах
Югославский исследователь К. Ангеловски полагает, что инновации в системе образования надлежит понимать как внесение чего-то нового, или как модификацию, совершенствование и улучшение существующего. В частности, она замечает, что «понятие новшества, как оно употребляется в школах и преподавании, часто синонимично (идентично) понятию изменения. Если это изменение охватывает широкий масштаб и всю школьную систему, о нем говоряткак о реформе. Однако было бы неправильно считать всякое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение, согласно заранее поставленным целям» ( Ангеловски 1994:5-6).
По мнению В. А. Сластенина и JI.С. Подымовой новшество есть средство,
к которому можно отнести новый метод, методику, технологию, программу и
т. п., а вот инновация – это процесс, который развивается по определенным
этапам. Ими предложено следующее понимание структуры инновационного
процесса, его этапов.
1. Рождение свежей идеи или возникновение теории и практики
новшества; условно его можно назвать этапом открытия, который является
результатом, фундаментальных и прикладных научных исследований (или
мгновенного «озарения»).
2. Изобретение, т. е. создание новшества, реализованного в какой-либо
продукт, материальный или духовный предмет - образец.
3. Нововведение, в данном случае используют практическое применение
полученного новшества, его доработка; завершается данный этап получением
стабильного результата от новшества.
4. Распространение новшества, он заключается в обширном внедрении и
распространении новшества в новые среды.
5. Господство новшества в конкретной области, т. е. новшество, перестает
быть таковым и теряет свою новизну.
Давно известно, что для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
На протяжении всей своей деятельности учреждение работает в режиме развития. За истекший период педагогический коллектив осуществлял поиск инновационных процессов, моделей деятельности ДОУ, педагогических инновационных технологий. Инновационные процессы на современном этапе развития общества в первую очередь затрагивают систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творческих способностей уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства является творчество в различных видах деятельности, включая ручной труд, макетирование, изобразительную, театральную, музыкальную деятельности, развитие речи, математику, чему уделяется большое внимание в парциальных программах воспитания в детском саду. Таких, как «Программа эстетического воспитания дошкольников» Т. С. Комаровой, «Радость творчества» О. А. Соломенниковой, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой, «Театр - Творчество - Дети» Н. Ф. Сорокиной, «Сказкотерапия в работе с дошкольниками» Молодняковой А. В., «Развивающая сказкотерапия для дошкольников» Капской А. Ю. В ДОУ широко используются технологии: исследовательского обучения С. Кейплан, Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов», ТРИЗ, Г. С. Альтшуллера, моделирования JI.A. Венгера и т. д.
На протяжении трех лет наше учреждение работает по теме: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности». Одной из важнейших задач является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. Художественно-творческие способности, умения и навыки детей педагоги ДОУ начинают развивать с момента поступления ребёнка в детский сад, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Где как не на занятиях по конструированию, лепке, аппликации и рисованию дошкольники занимаются творчеством, фантазируют, делают поделки своими руками. Занятия с детьми строятся по принципу «от простого к сложному».
В работе с детьми по ручному труду, конструированию из бумаги педагоги используют пособия Т. Н. Давыдовой «Бумагапластика», Н. Г. Пищиковой «Работа с бумагой в нетрадиционной технике».
Работа с бумагой по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой начинается со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой (обычной бумажной салфеткой) выполняются с детьми первой младшей группы. Почему? Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность работы - всё это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогают сминать комочки из красивых, ярких салфеток. Так и рождаются картины. Одной из интересных композиций стала картина «Золотая осень», затем «Зима в лесу», «Мимоза». В работе «Зима в лесу» дети делали снежинки из салфеток, а деревья, елки из самоклеящей бумаги.
Дети знакомятся с техниками бумагокручения и бумагопластики. В процессе работы дети, используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, изготавливают сюжетные и декоративные композиции, учатся творить. Работа с бумагой способствует развитию образного мышления детей, развивает эстетический вкус и художественно-творческие способности дошкольников т. е. умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, использовать разные способы работы с бумагой для решения замысла. Одним из интересных способов работы с бумагой - является сминание бумаги между ладонями, «кулачком», «лодочкой», ладонью на столе. Так крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе. Ствол дерева необходимо изготавливать не скручиванием, а способом продольного сминания, туловище снеговика - тремя салфетками разного размера, сминанием в кулачке. Тучки, облака, землю - «лодочкой». Еще интересный способ работы с бумагой - способ скручивания салфетки, бумаги. Он напоминает прядение: бумага находится в одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно её вытаскивают и скручивают. На занятиях, в кружковой работе, в совместной деятельности с детьми педагоги используют игровые ситуации. Например, в пасмурные дни можно сделать на стену солнышко, чтобы стало весело, и наоборот, если не было долго дождя, то тучку с дождем, для рыбок в аквариуме - камешки, клоуну - мячики, котёнку - мячики, королеве Осень - нарядное платье и т. д. Чтобы ярче преподнести детям объект изображения, используются загадки, стихи, проблемные ситуации.
Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.
Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.
Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.
Лепкой дети начинают заниматься с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с глиной, пластилином. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги активно используют нетрадиционную методику Г. Н. Давыдовой «Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины более или менее выпуклых, полуобъемных деталей картины.
В средней и старшей группах широко используется лепка из соленого теста. Соленое тесто - экологически чистый материал, эластичный и приятный в работе. Лепка из соленого теста очень оригинальный и увлекательный вид творчества. Главным инструментом, конечно же, были и остаются наши пальцы. Но им нужны и помощники такие, как стеки, дощечки. Лепка из соленого теста - большое удовольствие и радость. Очень интересными получились работы по темам: «Живые яблоки на ветках», «Пингвины на льдине», «Совушка - сова», Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, оно имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития ребенка. При создании образа на бумаге, в лепке у ребенка активизируются все психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие, а также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.
Современная педагогика выделяет два этапа в развитии детских изобразительных способностей: доизобразительный и изобразительный. Первый этап начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает изобразительный материал: бумага, карандаш, кусок пластилина, мелок. Это период 01 года до 3 лет.
Изобразительный период появляется с началом сознательного изображения предметов. Деятельность детей на этом этапе приобретает творческий характер. Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них обычно отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков (дети 3 лет). Это объясняется тем, что у маленьких детей еще слабо развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четность воссоздания зрительного образа, мало развита координация движения рук, нет еще технических навыков.
С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.
Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
• во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
• во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умение.
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
Начиная с младшего дошкольного возраста педагоги используют :
• рисование пальчиками;
• оттиск печатки из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста знакомят со сложными техниками:
• оттиск поролоном;
• оттиск печатками из ластика;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев
По мере усвоения все новых и новых способов работы, дети открывают для себя, что определенный образ можно выполнить не одним, а несколькими способами. Например, техника «Кляксография» выполняется обычным путем: накладыванием второго листа на кляксы, снятием его и рассматриванием полученного изображения. В технике «Кляксография с трубочкой» используется трубочка для раздувания кляксы, а в технике «Кляксография с ниточкой» (цветные ниточки). При этом каждый ребенок самостоятельно отбирает к занятию все необходимое, в соответствии со своим замыслом.
Для развития воображения, фантазии используется техника «Монотипия». Монотипия - получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линей образы, оформляют их до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества. В технике монотипии были выполнены следующие работы: «Осенний пейзаж», «Дорисуй предмет», «Бабочка», «Иней на стекле».
В работе с детьми старшей группы практикуется тычковое рисование. Метод тычкового рисования не требует от детей четкого изображения тонких линий, несущих художественную нагрузку. Достаточно уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и, только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками, эти недостатки будут незаметны. Для закрашивания понадобится густая гуашь и жесткая кисть. Важно научить ребенка правильно держать кисть: вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычковые движения. В результате получается большая, пушистая точка. Этот метод очень увлекает детей, поэтому используют его как на занятиях, так и в свободной деятельности. Очень забавными получаются ежики и котята, собаки, зайцы, утята на пруду, снегири на ветках, цветы на лугу и сказочные елочки в зимнем наряде. Очень нравится детям работать в технике «Черно-белый граттаж» или «Цветной граттаж», в которой используются необычные материалы: как восковая свеча, жидкое мыло и зубной порошок, палочка с заточенным концом или пустой стержень.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности используются технологии Т. Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой. Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции. В процессе работы необходимо развивать у детей фантазию, побуждать их творчеству. В чем можно увидеть творчество дошкольников? Это и изменение величины предмета, присутствие дополнительных деталей, изменение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетание цветов, их контрастность. Т. С. Комарова пишет: «Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своей работы, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение дополнений». Самое главное - увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребёнка.
Большое внимание педагоги ДОУ уделяют развитию воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности.