Наталия Ахмеева
Педагогическая находка — выход из сложной ситуации в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогическая находка - выход из сложной
ситуации в воспитании детей дошкольного возраста»
Я — воспитатель первой квалификационной категории, мой педагогический стаж составляет более 25 лет. Свой педагогический путь я начала в должности воспитателя, и по сей день продолжаю работать на данной ниве.
Публикация «Педагогическая находка — выход из сложной ситуации в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Всем педагогам знакома ситуация, когда дети непослушны, капризны и не в меру упрямы. Это может происходить по разным, не зависящим от педагога причинам. И выход из данной ситуации у каждого педагога свой. Я хочу поделиться своими способами выхода из таких ситуаций, порой нелегких.
В нашей группе была девочка, которая выделялась из общей массы, она была излишне нервозна, беспричинно упряма, плаксива, истерична и доставляла массу хлопот не только детям и педагогам, но и родителям. В связи с возникшей проблемой я попыталась найти выход из данной проблемы.
Неоднократные обращения к штатному психологу приносили лишь временные результаты.
В первую очередь я поработала над собой, проанализировала свою речь, поведение и методы работы с детьми. Из проведенного анализа я поняла, что с детьми необходим разговор спокойным голосом, в хорошем настроении. Дети не воспринимают информацию, которая дается им повышенным голосом, в приказном тоне, и в плохом самочувствии, монотонно. Они восприимчивы только к настоящим эмоциям и чувствам, их естественным проявлениям. Детям необходимо демонстрировать участие, увлеченность, переживание.
Поэтому я разработала свой план вовлечения в жизнь группы этой девочки.
Первой целью воспитательной деятельности стала задача - добиться соблюдения ребенком режима дня, куда входили прием пищи, сон, прогулка и т. д. Было понятно, что командным голосом ничего не добиться, а соблюдение режима дня будет влиять на общее самочувствие ребенка, его активность, любознательность, тревожность. Правильный режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает выполнение остальных умственных и познавательных задач. Девочка требовала индивидуального внимания, и тогда я решила использовать в группе методику сказкотерапии.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания. Этот метод объясняет не только сам поступок, но и его последствия. Дети с капризными, конфликтными и даже агрессивными характерами обычно обладают большим воображением, и поэтому сказкотерапия позволяет ребенку осознать свои поведенческие проблемы и поступать правильно в различных ситуациях, вырабатывать сдержанность и сообразительность. Я стала рассказывать в группе сказки: про «Звонкую речку – радость»; «О медвежонке, который не хотел ходить в садик»; «О тигренке, который не мог найти друзей»; «О солнышке»", про девочку - Ойку, которая всем показывала язык, и т. д. Также я читала детям сказки «Маша растеряша»; «Почему игрушки обиделись». Это способствовало устранению страхов, ненавязчивому обучению и развитию, накоплению ситуационного опыта. После применения этой методики я стала замечать, что воспитанница стала спокойнее, терпимее и рассудительнее, стала соблюдать требования режима дня.
Девочка не могла сосредоточиться на занятиях, задирала ребятишек, в жизни группы не принимала участия, интереса не проявляла. На занятиях вела себя агрессивно, всех отвлекала, была невнимательной и капризной. Я обратила внимание, что она пытается неосознанно самоутвердиться в детском коллективе, что говорило о ее незаурядном характере и природных задатках лидерства. Поэтому я поставила задачу вовлечения девочки в жизнь группы с использованием игровых методов. Игровые методы воспитания способствуют формированию духовного мира ребенка, образуют представление понятий об окружающем мире, взаимоотношениях между старшими и младшими, доброте и честности. В план мероприятий группы на текущий период я включила коммуникативные игры, способствующие социализации ребенка в коллективе: «Дружная пара»; «Добрые слова»; «Ласковая мама»; «Азбука настроения»; «Коврик мира», а так же игры с выполнением мимических упражнений.
Во время проведения театрализованных мероприятий я давала ей первоначально второстепенные роли, затем – главные. У девочки оказались неплохие задатки актерского таланта, все заданные роли ребенку давались легко и естественно. Ее интересовало в представлении все, и она очень органично вживалась в играемые роли. Эти мероприятия помогли ей быть спокойной, самоуверенной. Девочка восхищалась своими ролями, гордилась достижениями и делилась опытом с другими детьми. Социализация ребенка в коллективе благодаря ее артистическим данным проходила легко и естественно.
Родители, зная своего ребенка, отнеслись к моим просьбам в помощи в воспитании ответственно, часто советовались. Мы искали совместные выходы из конкретных жизненных ситуаций. Я поручала им различные задания по участию в конкурсах, изготовления поделок маскарадных костюмов, совместных выступлениях на праздниках.
После выпуска из детского сада девочка часто обращалась с благодарностью за всестороннее воспитание, у нее сложились крепкие дружеские отношения с ровесниками и педагогами.