Татьяна Князева
Педагогическая находка — рисование штрихом
▼ Скачать + Заказать документы
Радость творчества
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Публикация «Педагогическая находка — рисование штрихом» размещена в разделах
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детском саду необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Современные дети, живущие в условиях постоянно развивающихся информационных технологий постоянно сталкиваются с новыми гаджетами. К сожалению, доля времени, которое дети дошкольного возраста проводят, играя в виртуальном пространстве постоянно растет. Специалисты дошкольного образования все чаще актуализируют проблему развития мелкой моторики. От компьютера ребенок не получает нужных сенсорных ощущений, мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим стимулирующим материалом. В современном мире разработка и внедрение методов улучшения мелкой моторики являются актуальными и должны быть привлекательными для ребенка, чем игры в виртуальном пространстве. Эта проблема затронула и моих детей. И я поняла, что моя задача развить мелкую моторику рук с помощью различных технологий.
При знакомстве детей с произведениями Евгения Ивановича Чарушина, Владимира Александровича Грек и Владимира Григорьевича Сутеева мы с детьми рассматривали иллюстрации животных, выполненных в технике рисования штрихом. Нас заинтересовала эта техника. И мы решили воплотить это в рисунках.
И я спросила своих детей: «Вы любите рисовать? Да? А вот можете ли быстро изобразить зверей и птиц? Умеете ли придумывать сами необыкновенные сказочные картины?
И я предлагала детям отправиться в первое путешествие в удивительную страну «Графо». Ее нет ни на одной географической карте, но она есть везде, где живут любознательные дети.
Как попасть в эту страну? Очень просто. Стоит только взять в руки волшебную палочку, которой может стать любой карандаш, ручка, фломастер и мелок, дотронуться до листа бумаги – и перед тобой откроются двери этого государства. Здесь все любят рисовать, чертить, писать. В этой стране свой язык. Штрих, линия, пятно, контур, силуэт, декоративная линия, декоративное пятно, геометрический рисунок – это и есть основной язык этой страны.
Что же такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую.
Оказывается при помощи линий, коротких и длинных черточек можно легко изобразить животных и птиц, придумать что-то необычное. В рисунке, выполненном в данной технике, можно узнать характер объекта, рисуя его веселым или грустным, добрым или злым. При помощи штриха можно передать такие свойства как легкость, воздушность, а так же тяжесть предмета. Хорошо изображать таким способом пушистых или лохматых зверей, оперение птиц, чешую рыбы, колючего ежа, траву. Объемность и выразительность образу можно придать делая разный нажим на карандаш, получить разную интенсивность цвета. Более светлый цвет при слабом нажиме и наоборот.
И я задала себе вопрос: «Может ли эта техника развивать мелкую моторику рук? Рисование штрихом именно такое занятие! Это была моя находка!»
Рисование штрихом:
1. Учит детей работать с разнообразным материалом;
2. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
3. Развивает мелкую моторику рук;
4. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
5. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
6. Способствует снятию детских страхов;
7. Развивает уверенность в своих силах;
8. Развивает пространственное мышление;
9. Учит детей свободно выражать свой замысел;
10. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т. п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ.
Для познания секрета этих «выразительных линий» работу проводила в несколько этапов.
На первом этапе работы знакомила детей с художниками графиками, с творчеством Е. И. Чарушина, В Г. Сутеева, В. А. Грек. Упражнялись в раскрашивании отдельных нарисованных предметов, чтобы дети приобрели навыки закрашивания рисунка, не заходя за контуры.
Затем знакомила со штрихом, показывала приемы изображения штрихов, давая название каждому виду: короткие, равномерно расположенные штрихи, вертикальные и горизонтальные, наклонные, отрывные и неотрывные, длинные, удлиняющиеся, волнообразные, пересекающиеся. Предлагала детям на своих листах нарисовать разные штрихи, усиливая нажим или наоборот. При рассматривании иллюстраций художников находим те или иные штрихи, выясняем, что передал автор.
В работе с детьми использовала простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, обычные и гелевые ручки, полусухие жесткие кисти, восковые мелки. По восковому мелку для придания яркости можно нанести акварельные краски. Рисуя штрихом можно смешивать не только краски, но и фломастеры, цветные карандаши. В полученной картине, если смотреть издалека, сочетания цветов сольются. Рисуя мягким карандашом можно использовать растушевку (растирание пальцем).
Я предлагала детям различные виды упражнений.
Упражнения на развитие силы нажима на карандаш.
Тема: «Редеющий заборчик»
Предложить ребёнку нарисовать заборчик из вертикальных линий. Вначале сильно нажимать на карандаш, но с каждой следующей линией нажим ослаблять всё тише и тише. Получатся первый столбик самый толстый и яркий, а последний тоненький и еле виден. Можно обыграть рисунок - где можно спрятаться за забором справа или слева?
Тема: «Морская даль»
Проводить горизонтальные штрихи. Верхний - слабым нажимом. Далее нажим постепенно усиливать. Нижние штрихи - самые толстые - сильным нажимом. Обратить внимание, что получилось впечатление, как- будто нижний край рисунка ближе.
Упражнения на развитие чувства ритма.
Тема: «Широкие просторы»
Разными оттенками зелёного и жёлтого карандашей рисовать ряды штрихов разных по высоте, с разным расстоянием между штрихами. Получится картина создающая впечатление, что перед тобой равнина с разными полями.
Тема: «Морские волны»
Неотрывные штрихи "зиг-заг" нарастающие о убывающие по длине создают впечатление волны.
Тема: «Стакан воды»
Лист бумаги в форме стакана. Сначала весь стакан заштриховать редкими вертикальными штрихами. Затем нижнюю часть заштриховать горизонтальными штрихами часто. Создаётся впечатление, что стакан наполовину наполнен водой.
Упражнения на развитие образного воображения.
Тема: «Пять кругов»
Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:
-- Прямыми в одном направлении. - получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки.
-- Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился пушистый комочек (может это головка какой -нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв)
-- Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился колючий комочек (может это ёжик).
-- Дугами отрывными из центра - вот вам и розочка или другой цветочек.
-- Длинными дугами, расположенными радиально, по краю - колесо или баранка.
Считаю, что данная техника интересна. Ребенок осваивает выполнение разнообразных линий, штриховок, рисует круги, дуги, овалы; обводит контур изображения, рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета спектра. В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь, развивает фантазию, что поможет в дальнейшем при обучении в школе.
Я сделала вывод, что осваивая технику рисования штрихом, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит их к письму, имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков (на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно.
Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!