яна золина
Патриотизм как основа дошкольного воспитания на современном этапе образования
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм- основа дошкольного воспитания, на современном этапе образования
Аннотация: Патриотическое воспитание детей начинается с дошкольного детства, когда закладываются нравственные основы, осуществляется приобщение детей к культурно-историческому прошлому страны и у них появляются интерес
Публикация «Патриотизм как основа дошкольного воспитания на современном этапе образования» размещена в разделах
Патриотизм- основа дошкольного воспитания, на современном этапе образования
Аннотация: Патриотическое воспитание детей начинается с дошкольного детства, когда закладываются нравственные основы, осуществляется приобщение детей к культурно-историческому прошлому страны и у них появляются интерес и любовь к природе родного края. В данной статье рассматриваются методологические основы разработки программы патриотического воспитания в условиях образовательного учреждения.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, старший дошкольный возраст, парциальная программа, программа патриотического воспитания, организационно-педагогические условия.
Воспитание патриотизма в детском саду актуально по нескольким причинам. У детей происходит формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма помогает им понимать и ценить свою страну, её культурное наследие и историю. Это создает основу для гармоничного развития и самоопределения в будущем. Происходит социальная адаптация: воспитание патриотизма способствует интеграции детей в общество. Они учатся чувствовать себя частью своей страны, что способствует легкой адаптации в социальной среде. Формируется уважение к культурному наследию, дети учатся ценить историю, искусство, традиции и язык своей нации, что способствует сохранению и передаче культурных ценностей следующим поколениям.
Воспитание патриотизма учит детей чувству ответственности перед своей страной. Они понимают, что будущее общества зависит от их участия и вклада, что способствует развитию активных гражданских качеств. Патриотизм способствует созданию единого и солидарного общества, когда дети разделяют общие ценности и чувство гордости за свою страну, это способствует укреплению социальной связи и снижению конфликтов.
Воспитателю необходимо учитывать особенности русского национального патриотизма, которые заключаются в законопослушании, терпимости к свободе вероисповедания, склонности к коллективизму, уважения к правителям и руководителям законодательных органов, любви к русской природе, своей семье, малой Родине и стране [3, с. 69].
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дней, в нашей стране функции воспитания патриотизма уделялось недостаточное внимание. На современном этапе утвердилась четкая позиция, что образования без воспитания не существует, вернулась потребность в воспитании патриотизма у детей всех возрастов, начиная с 3-4 лет.
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста представляет собой целенаправленный процесс оказания педагогического влияния, цель которого заключается в совершенствовании представлений ребенка о своем Отечестве, а также в развитии в нем чувства патриотизма.
Основы патриотизма, любви к Родине закладываются у ребенка не только в семье, но и в детском саду. Воспитатель оказывает педагогическое воздействие с целью воспитания чувства патриотизма, формирования знаний об атрибутах Родины, развитие потребности в общественно-полезной деятельности [4, с. 341].
Педагог Андреева Н. Ф. определила понятие патриота так: «Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, они формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. И поэтому воспитание человека, как гражданина своей страны уже в дошкольном детстве, становится очень важным.
Задачей воспитателя детского сада, становится ознакомление детей с объектами истории и культуры России, формирование бережного отношения к природе, труду людей, общественной собственности [1, с. 10].
С этой целью следует включить в план воспитательной работы ежемесячное занятие по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя». На таких занятиях с дошкольниками один раз в месяц выполняются следующие задачи:
- воспитание у детей любви и уважения к родному краю, России, путем изучения местной культуры и быта;
- воссоздание национальных традиций через инсценировки русских народных сказок, казачьих былин;
- воспитание чувства гордости за героев своего народа, кубанских казаков, принадлежности к их подвигам;
- формирование собственной гражданско-патриотической позиции.
Воспитание патриотизма должно быть искусно вплетено в игры и обучение в целом. Например, можно узнать у детей, где они родились, на какой улице живут. Начать в данном случае можно с себя, рассказать про место своего рождения, адрес на карте города. Когда дети приезжают после летних каникул, можно поговорить с ними о том, где они побывали, что нового увидели и узнали. Закрепить эти новые впечатления в рисунках [5, с. 150].
Наша большая Родина начинается с малой родины: города, села, республики, края. Необходимо рассказывать детям, что мы все являемся маленькими частичками большой страны. С этой целью можно показывать небольшие видео ролики на 5-7 минут памятных мест.
Очень важно в воспитательном процессе уделять значительное время знакомству с родной природой. Дети – маленькие исследователи. Рассказывая о животных и растениях родного края, мы приобщаем детей к экологической культуре. Воспитываем в них эмпатию к тем, кто слабее человека [2, с. 5].
Таким образом, существует ещё довольно много примеров того, как можно организовать воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста. Следует отметить, что процесс этот сложный и интересный. Шаг за шагом мы учим детей понимать и любить этот мир во всём его многообразии. И во многом от совместных усилий родителей, педагогов и воспитателей зависит то, какие нравственные ориентиры выберут дети в будущем.
Список литературы
1. Бугаева О. Б. Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 11 (48). С. 10-13.
2. Добрынкина И. Г. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными промыслами // Вопросы дошкольной педагогики. 2022. № 11 (59). С. 5-7.
3. Кожаева Д. С. Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики // Наука и молодежь – 2022: взгляд в будущее. сборник статей. 2022. С. 69-72.
4. Красношлык З. П. Этнокультурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников // Международный научно-образовательный форум. Екатеринбург, 2021. С. 341-345.
5. Фомина Ю. Е. Патриотическое воспитание дошкольников: новые вызовы и поиск эффективных решений // Управление развитием образования. 2022. № 1. С. 150-153.
и любовь к природе родного края. В данной статье рассматриваются методологические основы разработки программы патриотического воспитания в условиях образовательного учреждения.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, старший дошкольный возраст, парциальная программа, программа патриотического воспитания, организационно-педагогические условия.
Воспитание патриотизма в детском саду актуально по нескольким причинам. У детей происходит формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма помогает им понимать и ценить свою страну, её культурное наследие и историю. Это создает основу для гармоничного развития и самоопределения в будущем. Происходит социальная адаптация: воспитание патриотизма способствует интеграции детей в общество. Они учатся чувствовать себя частью своей страны, что способствует легкой адаптации в социальной среде. Формируется уважение к культурному наследию, дети учатся ценить историю, искусство, традиции и язык своей нации, что способствует сохранению и передаче культурных ценностей следующим поколениям.
Воспитание патриотизма учит детей чувству ответственности перед своей страной. Они понимают, что будущее общества зависит от их участия и вклада, что способствует развитию активных гражданских качеств. Патриотизм способствует созданию единого и солидарного общества, когда дети разделяют общие ценности и чувство гордости за свою страну, это способствует укреплению социальной связи и снижению конфликтов.
Воспитателю необходимо учитывать особенности русского национального патриотизма, которые заключаются в законопослушании, терпимости к свободе вероисповедания, склонности к коллективизму, уважения к правителям и руководителям законодательных органов, любви к русской природе, своей семье, малой Родине и стране [3, с. 69].
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дней, в нашей стране функции воспитания патриотизма уделялось недостаточное внимание. На современном этапе утвердилась четкая позиция, что образования без воспитания не существует, вернулась потребность в воспитании патриотизма у детей всех возрастов, начиная с 3-4 лет.
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста представляет собой целенаправленный процесс оказания педагогического влияния, цель которого заключается в совершенствовании представлений ребенка о своем Отечестве, а также в развитии в нем чувства патриотизма.
Основы патриотизма, любви к Родине закладываются у ребенка не только в семье, но и в детском саду. Воспитатель оказывает педагогическое воздействие с целью воспитания чувства патриотизма, формирования знаний об атрибутах Родины, развитие потребности в общественно-полезной деятельности [4, с. 341].
Педагог Андреева Н. Ф. определила понятие патриота так: «Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, они формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. И поэтому воспитание человека, как гражданина своей страны уже в дошкольном детстве, становится очень важным.
Задачей воспитателя детского сада, становится ознакомление детей с объектами истории и культуры России, формирование бережного отношения к природе, труду людей, общественной собственности [1, с. 10].
С этой целью следует включить в план воспитательной работы ежемесячное занятие по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя». На таких занятиях с дошкольниками один раз в месяц выполняются следующие задачи:
- воспитание у детей любви и уважения к родному краю, России, путем изучения местной культуры и быта;
- воссоздание национальных традиций через инсценировки русских народных сказок, казачьих былин;
- воспитание чувства гордости за героев своего народа, кубанских казаков, принадлежности к их подвигам;
- формирование собственной гражданско-патриотической позиции.
Воспитание патриотизма должно быть искусно вплетено в игры и обучение в целом. Например, можно узнать у детей, где они родились, на какой улице живут. Начать в данном случае можно с себя, рассказать про место своего рождения, адрес на карте города. Когда дети приезжают после летних каникул, можно поговорить с ними о том, где они побывали, что нового увидели и узнали. Закрепить эти новые впечатления в рисунках [5, с. 150].
Наша большая Родина начинается с малой родины: города, села, республики, края. Необходимо рассказывать детям, что мы все являемся маленькими частичками большой страны. С этой целью можно показывать небольшие видео ролики на 5-7 минут памятных мест.
Очень важно в воспитательном процессе уделять значительное время знакомству с родной природой. Дети – маленькие исследователи. Рассказывая о животных и растениях родного края, мы приобщаем детей к экологической культуре. Воспитываем в них эмпатию к тем, кто слабее человека [2, с. 5].
Таким образом, существует ещё довольно много примеров того, как можно организовать воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста. Следует отметить, что процесс этот сложный и интересный. Шаг за шагом мы учим детей понимать и любить этот мир во всём его многообразии. И во многом от совместных усилий родителей, педагогов и воспитателей зависит то, какие нравственные ориентиры выберут дети в будущем.
Список литературы
1. Бугаева О. Б. Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 11 (48). С. 10-13.
2. Добрынкина И. Г. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными промыслами // Вопросы дошкольной педагогики. 2022. № 11 (59). С. 5-7.
3. Кожаева Д. С. Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики // Наука и молодежь – 2022: взгляд в будущее. сборник статей. 2022. С. 69-72.
4. Красношлык З. П. Этнокультурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников // Международный научно-образовательный форум. Екатеринбург, 2021. С. 341-345.
5. Фомина Ю. Е. Патриотическое воспитание дошкольников: новые вызовы и поиск эффективных решений // Управление развитием образования. 2022. № 1. С. 150-153.