Анжелика Алексеевна Гладилина
Гражданское воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий.
Публикация «Гражданское воспитание дошкольников» размещена в разделах
Эту работу необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у детей появляется интерес к своему окружению, к ближайшим и доступным объектам культуры. Кроме того, это возраст наибольшей восприимчивости к внешним воздействиям, дети пытаются всему подражать, отличаются особой эмоциональной отзывчивостью.
Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской активности детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «патриотическое гражданское воспитание».
В детском саду данная работа имеет свою специфику, обусловленную особенностями психики дошкольников. У них преобладает наглядно-образное, конкретное мышление, эмоциональное восприятие окружающего, но при этом отсутствует в полной мере «чувство истории». В приобретении опыта им необходимо опираться на конкретные образы людей, событий. Неоценимым подспорьем здесь может стать исторический потенциал народа, воплощенный в героических образах, памятниках культуры, географических пунктах, связанных с важными историческими событиями. Наличие конкретного образа для подражания является условием для самопознания, для личностной идентификации дошкольника.
Погружая ребенка в национальный быт того времени, в мелодику народной речи, педагог создает среду для восприятия традиций ценностей своего народа и таким образом формирует любовь к Родине.
Методы, приемы и формы патриотического воспитания определяются возрастными особенностями дошкольников, которым для усвоения материала недостаточно одной беседы или музыкального занятия. Художественная деятельность, различные игры, двигательная активность должны сменять и дополнять друг друга, образуя цепочку включения всех анализаторов, многообразия повторений, необходимых в этом возрасте. Из этого складывается система работы.
Работа по каждому разделу программы предполагает включение различных видов практической деятельности, предусмотренных в дошкольном образовательном учреждении как на занятиях, так и в свободное время во второй половине дня. Наиболее продуктивным оказался следующий алгоритм подачи информации. Сначала проводятся занятия, цель которых – познакомить детей с новым материалом. Затем следует беседа, закрепляющая полученную информацию, вырабатывающая оценочное отношение к ней. Это отношение в свою очередь закрепляется в художественной деятельности, способствующей экстериоризации внутреннего осмысления материала и выработке эмоциональной оценки событий. В дальнейшем эмоции подкрепляются в дидактической и/или сюжетно-ролевой игре (игре-драматизации). Педагог в зависимости от индивидуальных особенностей детей, уровня их знаний может варьировать как виды деятельности, так и содержание каждого раздела.
Ознакомление с образом конкретного народного героя, проводимое по данной программе, предполагает двухлетнюю работу в старшей и подготовительной группах детского сада. При этом предполагается чередование занятий в первой половине дня с групповой работой, индивидуальными занятиями либо развлечениями во второй половине дня. Это позволяет согласовать нашу работу с основной программой обучения и воспитания в детском саду.
В старшем дошкольном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубинные эмоциональные основы будущей готовности служить Отечеству. Формируя основы гражданской активности, педагог прежде всего уделяет внимание переживаниям ребенка, его поступкам и лишь потом – суждениям. Отсюда главной целью программы является формирование нравственно-патриотических чувств, отношений, представлений у дошкольников. Это достигается путем приобщения ребенка к традиционным ремеслам и занятиям народа в ходе игр; путем воспроизведения национального характера в танцах, изобразительной деятельности; путем подражания герою в играх-драматизациях, спортивных представлениях; путем развития умения передавать действия героя в режиссерских играх, пересказах и т. п. ; путем формирования представлений о себе как достойном потомке народного героя в театрализованных представлениях, развлечениях и т. д.
Ориентирами при реализации данной программы являются:
– интегрированный подход к работе с детьми на основе их социализации через призму этнокультурного компонента региона, что способствует целостному восприятию мира;
– целостность педагогического процесса, обеспечивающая единство воспитания, обучения и развития;
– полнота охвата материала, предусматривающая вхождение детей во все доступные им миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания культуры;
– единство мировой и национальной культуры как системообразующее условие патриотического воспитания детей. Знакомя ребят с народным искусством, мы не должны забывать и о шедеврах мировой культуры.
Такая направленность позволяет решать следующие задачи гражданско-патриотического воспитания в детском саду :
– пробуждение в детях любви к родной земле, к своему народу;
– приобщение детей к основам национальной культуры и народного творчества, обычаям, традициям, обрядам;
– развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;
– формирование у детей представления об общечеловеческих понятиях и ценностях: Человек, Родина, Народ, Сила, Ум, Воля, Семья, Культура, Любовь.
Дошкольный возраст – это период формирования различных понятий и активное разностороннее воспитание в области экологии, физкультуры, музыки, экономики, а также гражданского воспитания. Знакомство с правами ребенка, с устройством своего государства, с историей родного края и др. нужно начинать уже в самом начальном учреждении образования, а именно в детском саду.
Гражданское воспитание в детском саду представляет собой формирование знаний о правах ребенка, знакомство с основными атрибутами государства (флаг, герб, гимн). Проходит работа по ознакомлению с географическим расположением государства. Дети учатся находить страну на карте мира, глобусе. Педагоги знакомят детей с историей государства, с основными событиями и национальными героями. Знакомят детей с другими национальностями, а также с характерными признаками людей своей национальности, с такими понятиями как толерантность, терпимость.
В рамках гражданского воспитания происходит знакомство дошкольников с культурой своей страны, с ее традициями и обычаями. Дети овладевают понятием сообщество, а именно семья, друзья, группа и др.
На сегодняшний день проблема модернизации образовательных систем с целью детерминации гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжёлыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры. В последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выхода из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности.
Что же такое «гражданское воспитание»? Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определённый уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.
Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.
Правовая культура – это одна из форм социально – значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Становление основ правовой культуры осуществляется в общем контексте процесса социализации человека, важнейшее место в котором отводится целенаправленному нравственно – правовому воспитанию.
Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным
образовательным стандартом.
Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим его место в окружающем мире.
Таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.
При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям используются следующие виды деятельности.
Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная - позволяет ребёнку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребёнка в определённый период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – даёт возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников :
• метод сравнения
• элементарный анализ
• метод моделирования и конструирования
• метод проектной деятельности
• метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать
• метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств
• решение логических задач
• экспериментирование
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
• игровые приёмы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
• сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться
3. Методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
• приём предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве
• беседа – является связующим звеном
4. Методы коррекции и уточнения:
• повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний
• метод обобщё нного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
Список использованной литературы
1. Буре Р. С. «Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности» // Дошкольная педагогика № 8 2007
2. Римашевская Л. «О сотрудничестве старших дошкольников на занятии» // Дошкольное воспитание №6 2006
3. Зайцева А. Н. «Самооценка ребёнка дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика № 8 2007
4. Н. В. Елжова. «Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении»
5. А Тухфетуллина «Справедливость: как рассказать о ней дошкольникам» // «Дошкольное воспитание» №11 2007
6. О. Л. Князева «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников.
7. С. А. Козлова. Теория ознакомления дошкольников с социальной действительностью
8. Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина «Весёлый этикет»
9. С. В. Петрина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»