Ольга Третьякова
Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности.
МКОУ «Чатлыковская СОШ»
Чатлыковский детский сад
Публикация «Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие». Актуальностью данной области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном с разнообразием культур обществе. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям младшего дошкольного возраста доступно чувство любви к своей семье, родному селу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма.
Но чтобы правильно спланировать работу на перспективу, нужно, конечно же, выбрать программу, по которой я буду работать в дальнейшем.
Патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. В моей рабочей программе частью, формируемой участниками образовательных отношений, является программа «Мы живем на Урале» Толстикова О. В., Савельева О. В., образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Данная образовательная программа предполагает качественно иной уровень активно - деятельностного освоения ребенком дошкольного возраста явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирована на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры.
Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, мной был составлен перспективный план реализации проекта. Проект имеет следующие направления:
• Я, моя семья.
• Мой дом, моя улица.
• Любимый детский сад.
• Улицы родного села.
• Родная природа.
• Всякий труд почетен.
• Истоки народной мудрости.
Осуществление проекта патриотического воспитания строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию) и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей младшего дошкольного возраста, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки. В группе оформлен центр по патриотическому воспитанию детей. Создана библиотека детской литературы, приобретены новые дидактические игры (лото, пазлы, парные картинки, набор солдатиков российской армии, наглядные пособия (географический атлас, атлас природы России, фотоальбомы, видеоматериалы и др., а также атрибуты, связанные с государственной символикой. Игровой центр «Русская изба», макеты «Подворье», «Озеро» Отличительной особенностью нашего долгосрочного проекта стали детско – родительские мини – проекты : «Я и моя семья», объёмные макеты «Мой дом самый лучший», «Панорама боевых действий», «Профессии моих родителей», «Активный отдых моей семьи», «Зимние забавы», «Народная игрушка», «Времена года», которые широко используем в организации образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, а так же в самостоятельной детской деятельности. Стало традиционным проведение конкурса «Юных чтецов» к Дню матери, «Символ наступающего года», конкурс «Кормушка для птиц», «Пасхальное яйцо» Проводим театрализованные представления на тему русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др., а также народные развлечения — колядки, масленица, где дети в интересной интегрированной форме приобщаются к народным праздникам и традициям. Кроме того, каждой осенью в нашем детском саду проходит выставка «Дары осени», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Озеленим территорию детского сада», «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой».
Первый раз в этом году организовали праздничный концерт и чаепитие к Дню пожилого человека, который, считаем, станет у нас традиционным.
Ведётся работа и с социальными партнёрами. Во время тематической недели «23 февраля» посетили музей села Чатлык. Дети с увлечением и восторгом рассматривали предметы старины, знакомились с их назначением. Посетили сельскую библиотеку, где нас познакомили с предметами и вещами военного времени. В доме культуры посмотрели фотовыставку ветеранов и городов – героев. 9 мая дети совместно с родителями принимают участие в митинге, посвящённому этой знаменательной дате, участвуют в праздничном концерте. Совместно с родителями создаём альбомы и фотогазеты «Мой папа (дедушка) солдат», «Моя мама всегда рядом». Рисуем портреты своих дедушек и бабушек, родителей, а также готовим им поздравительные открытки и поделки.
Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду. Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.