Шарипова Алия Наилевна
Патриотическое воспитание через ознакомление дошкольников с историей родного края
Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Для осуществления процесса патриотического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края определены задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной – родным городом Лаишево.
Содержание конкретизируется на том, какие представления должны быть сформированы у старших дошкольников, о малой Родине, о родном городе, что дошкольники должны быть социально активными в делах и поступках, должны быть дружны и едины, должны эмоционально воспринимать и проявлять чувства по отношению к поступкам других людей, проявлять интерес к истории и культуре родного края.
В процессе ознакомления дошкольников с историческим наследием родного края были поставлены следующие задачи:
– воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю;
- должны быть социально активными в делах и поступках
- показать, что только тогда, когда народ един, дружен, он может процветать.
– развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;
– приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
- народно-прикладному искусству, устному народному творчеству,
музыкальному фольклору и т. д. ;
– знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;
– развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.
Последовательность проводимой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного
края, проводилась в несколько этапов:
Первым этапом было «Воспитание любви к родному краю Посещение музея Лаишевского края имени Г. Р. Державина»
Мои цели:
- Расширять познавательные способности, интерес к жизни народа Лаишевского края в прошлом.
- Дать представление о развитии труда, ремесел в Лаишевском крае. –
- Познакомить с искусством художественной ковки металла.
- Дать представление о профессии кузнеца.
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет.
Вид из окна, панорама родного города, родная природа, история возникновения нашего народа, выдающиеся личности, которые прославили наш город – все это малая Родина. Поэтому на базе дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия, которые способствовали развитию патриотических чувств к родным местам, к местам, где живет ребенок, к малой Родине:
Посещение музея Лаишевского края имени Г. Р. Державина в музей совместно с родителями и детьми, использование мультимедийного оборудования для знакомства детей с памятными местами города Лаишево, просмотр и прослушивание рассказов о районе и городе, в котором живут дети, где находится их детский сад.
Музей Лаишевского края имени Г. Р. Державина
Дети познакомились с музейными экспонатами. Узнали о том, что фонды музея пополнялись за счет экспонатов, приносимых в дар жителями города и района.
В музее можно познакомиться с историей района от древнейших времен и заканчивая современностью. Экспозиция поделена на семь комнат, каждая из которых повествует об определенном временном этапе в жизни Лаишевского края. Кроме того, один зал полностью посвящен жизни знаменитого поэта и государственника Гавриила Романовича Державина, видному поэту и государственному деятелю России XVIII века "Река времен: жизнь Державина".
Основная цель работы: патриотическое, нравственное воспитания, чувство гордости к своей Малой Родине.
Во время занятий участники знакомятся традициями народов Лаишевского края, на мастер–классах изготавливают различные поделки.
Поиск погибших во время Великой Отечественной войны позволяет воспитывать чувство ответственности.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Державина Мои цели Расширять познавательные способности интерес к жизни народа Лаишевского края в прошлом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3335271-1722436977.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Дать представление о развитии труда ремесел в Лаишевском крае](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3335271-1722437012.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Познакомить с искусством художественной ковки металла](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3335271-1722437035.jpg)
Прогулки по близлежащим улицам города.
Были проведены прогулки по городу с целью углубления знаний детей о труде взрослых, о природе края, формирования у детей представления о том, что современный город красив и благоустроен, в городе много новостроек. При знакомстве с улицами города дети проявляли интерес к их названиям.
Цель: закрепить представления о достопримечательностях г. Лаишево.
Во время экскурсии и трудовой деятельности дети эмоционально воспринимали увиденное, а затем долго обсуждали и испытывали чувство гордости за то, что они проживают в таких местах.
Дети стали рассказывать друг другу интересные истории о жизни своих родных. У ребят появилось желание играть в народные игры. В сюжетно-ролевых играх детей нашли отражение, полученные знания о быте крестьян, семейных традициях, русских народных костюмах. Появился интерес к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения. Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. В продуктивных видах деятельности стали проявлять инициативу и творчество. Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в
области культуры, воспринимаются детьми как нравственные идеалы и являются благодатной почвой для формирования любви к своей Родине.
Рассматриваются идеи вовлечения родителей во взаимодействие с дошкольным образовательным учреждением, которые представлены несколькими разделами: непосредственное общение с родителями, письменные (литературно-методические) формы взаимодействия, взаимодействие родителей друг с другом. Ключевые задачи этого мероприятия – это мотивационная готовность, взаимодействие с семьей. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество.