Сорокина Юлия
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое оснащение
Работа в группе строится в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад №211», разработанной с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» (научный руководитель- доктор педагогических наук Л. А. Парамонова, авторский коллектив: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.).
Для осуществления образовательного процесса создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Публикация «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Группа оборудована необходимой мебелью, с учётом санитарно- гигиенических и педагогических требований. Детская мебель соответствует антропометрическим данным детей.
Групповая комната разделена на игровую и учебную зоны. Здесь созданы условия для всех видов детской деятельности: игровой, образовательной, трудовой, самостоятельной. Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы позволяет детям играть, экспериментировать, общаться, познавать. РППС предоставляет ребёнку возможность самостоятельно делать выбор, как деятельности, так и материалов, способов достижения необходимого результата в деятельности. Наполняемость среды учитывает возрастные особенности детей нашей группы и их индивидуальные особенности, стимулирует активность детей, побуждает их экспериментировать, исследовать, изучать.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где отражены, пять образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Центр сюжетно-ролевой игры
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, коммуникабельность.
Основная его целью является социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение его к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. Поэтому перед педагогами стоит важная задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм.
Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладывается именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры.
В игровом центре находятся:
Сюжетные игрушки, изображающие диких и домашних животных, животных жарких стран и севера, их детёнышей.
Игрушки - транспорт разного вида и назначения (легковые, грузовые машины, краны, экскаваторы, пожарная машина, машина скорой помощи).
Игрушки, изображающие предметы труда и бытовой техники, предметы-заместители.
Атрибуты для режиссёрских игр и сюжетно-ролевым, отображающие жизненные ситуации и действия.
Дидактическая кукла с предметами нижней и верхней одежды, используемые в разные сезоны.
Куклы, представляющие различные профессии (врач, повар, учитель, большие и маленькие пупсы.
Наборы столовой и кухонной посуды, кофейной, гладильная доска, утюги, телефоны.
Многофункциональная ширма.
Мобильные модули «кухня», «магазин», «больница».
Коляски для кукол, мягкая мебель, кухонная мебель, плита, миксер, электрический чайник, наборы «овощи, фрукты».
Центр трудового воспитания
Большое значение в развитии личности ребёнка имеет трудовая деятельность.
Основными целями центра труда являются:
1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельности, приобретение им трудовых навыков и умений.
2. Развитие личности ребенка в труде: развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений детей в процессе трудовой деятельности, приобретение социального опыта взаимодействия (стремление оказывать помощь друг другу).
Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.
В этом центре находятся:
Стенд «Мы дежурим».
График дежурства.
Фартуки и пилотки для дежурства.
Набор принадлежностей для дежурства по столовой, в уголке природы (совочки, лейки, лопатки, фартуки, тряпочки для протирания листьев, распрыскиватель и ёмкости для воды).
Центр «Безопасность» :
Содержание центра безопасности определили основные задачи образовательной деятельности «Безопасность».
Цель уголкабезопасности:
• Сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира через следующие задачи:
• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Он оснащё н:
Атрибутами, игрушками, дидактическими играми.
Макет проезжей части, светофора, дорожных знаков.
Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты, ситуации, наглядно-дидактические пособия.
Специальные машины.
Иллюстрации по ОБЖ.
Плакаты «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность».
Познавательное развитие
Центр экологического воспитания
Значение центра экологического воспитания:
Познавательное значение: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого-эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Подобранный наглядно-дидактический материал даёт детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях и взаимодействии всех объектов и содержит в себе:
Библиотека познавательной природоведческой литературы.
Коллекция камней, ракушек, семян.
Иллюстрации с изображением времён года, картинки о состоянии живой и не живой природы, об особенностях явлений природы, о видах труда и отдыха.
Цветущие комнатные растения.
Растения, растущие в огороде на окне (лук, петрушка, укроп).
Календарь погоды.
Календарь природы.
Инвентарь для ухода за растениями (лейки, брызгалки, салфетки, кисточки, палочки с заострёнными концами, совочки, метёлочки).
Семена цветочных растений и овощей для грядок.
Иллюстрации и схемы, изображающие необходимые условия для роста и развития растений.
Иллюстрации о растениях различных мест произрастания (комнатах, садах, огородах, цветниках, лесах, кустов, деревьев, трав.
Иллюстрации животных (домашних и диких, жарких стран, севера, птиц (перелётных, зимующих, кочующих).
Энциклопедии на природоведческую тематику.
Дидактические игры на природоведческую тематику.
Макеты леса, подворья.
Поделки из природного материала.
Проектно -исследовательский центр
Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнерскую и самостоятельную поисковую деятельность.
Задачи:
1. развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста,
2. стимулировать развитие аналитических навыков, (установление причинно-следственных связей,
3. расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решениипроблемных ситуаций,
4. развивать эвристические способы познания окружающего,
5. обогащать познавательно-исследовательское общение со сверстниками.
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познаватеная деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Центр наполнен:
Сосуды с различными видами земли: песок, глина, камни, чернозём.
Ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.
Формочки для изготовления льда.
Бутылочки с фасолью, горохом, макаронами, гречкой, рисом.
Трубочки для продувания.
Мыльные пузыри.
Маленькие зеркала.
Магниты.
Бумага, фольга.
Пипетки, пластиковые колбочки.
Увеличительное стекло.
Поролоновые губки.
Ёмкости для экспериментирования с водой (ёмкости разной формы, палочки для перемешивания, плавающие и тонущие игрушки.
Набор для экспериментирования с песком (совочки, лопатки, формочки, ведёрки).
Часы, песочные часы.
Защитная одежда (фартуки, перчатки).
Центр конструирования
Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают важное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.
Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своейконструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.
Наполнение центра:
Конструкторы разного размера.
Фигурки для обыгрывания построек (наборы диких и домашних животных, фигурки людей).
Природный материал (шишки, плоды, пенёчки).
Схемы построек различной сложности.
Крупные и мелкие объёмные формы (бруски, кирпичики, цилиндры).
Деревянный, пластмассовый конструкторы.
Крупный строительный материал.
Автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, самолёты, лодки.
Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева и пластмассы).
Светофор, дорожные знаки, тематическое напольное покрытие по ПДД.
Центр ФЭМП
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников имеет большую ценность для интенсивного умственного развития, его познавательных интересов и любознательности, для развития логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
Математический центр содержит:
Настольно-печатные игры на ориентировку по схеме, плану, условным знакам: «Найди путь к домику», «Найди клад по схеме».
Игры на сравнение: «Найди отличия», «Найди одинаковые домики».
Игры на составление целого предмета из частей : «Пазлы» и др.
Настольно-печатные игры: «Мы играем в математику», «Математическое лото», «Весёлый счёт».
Наглядно-дидактическое пособие: «Всё о времени», «Части суток».
Числовой ряд.
Счётные палочки.
Развивающие игры : «Сложи узор», «Логические кубики».
Блоки Дьенеша.
Палочки Кюизенера.
Счёты.
Часы, песочные часы.
Счётная лесенка.
Магнитная доска.
Двухполосные карточки для счёта.
Числовые карточки с изображением от 1до 10 кругов (квадратов, треугольников, фруктов, овощей).
Цифровые обозначения чисел, знаки (больше, меньше, равно).
Энциклопедии и познавательная литература на математическую тематику.
Центр сенсорного развития
Сенсорное развитие предполагает развитие таких качеств, как ориентировочная деятельность (рассматривание, ощупывание и т. д., а также способствует освоению системысенсорных эталонов.
При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие задачи:
-создать условия для обогащения зрительного сенсорного опыта детей;
-подобрать игры, направленные на формирование тактильного, осязательного исенсорного опыта детей;
- организовать центр сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;
-обеспечить доступность и мобильность игр, представленных вцентре.
Центр сенсорного развития несё т в себе следующие функции:
- стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.);
-развитие мелкой моторики рук;
-снятие мышечного и эмоционального напряжения;
-активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.
Центр содержит материалы и игры:
Для развития тактильных ощущений, мелкой моторики - различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла, плетение из резинок браслетов, плетение косичек.
Дидактические игры: «Найди на ощупь», «Чудесный мешочек».
Для развития слухового восприятия используются музыкальные инструменты и игрушки.
Для формирования двигательной активности подобраны игры на развитие умения ориентироваться в пространстве (удочка и рыбки с магнитами).
Для формирования умения выстраивать сериационный ряд используются пирамиды, игры с прищепками и пуговицами, плетение из резинок.
Развитию мелкой моторики рук и формированию умения выстраивать сериационный ряд способствуют логические игр: домино, шашки.
Центр патриотического воспитания
Без привития детям чувства патриотизма невозможно воспитать настоящего гражданина нашей Родины. Поэтому в группе создан уголок России.
Одной из целей этого центра является попутешествовать с детьми по родной стране, по родному краю, познакомиться с окружающим миром.
Оснащения уголка:
Символы России.
Портрет президента России.
Фотографии герба.
Флаг.
Текст гимна.
Разнообразная литература о природе России, праздниках и традициях.
Иллюстрации на тему «Странички Великой отечественной войны».
«Олимпийские игры Сочи 2014».
Символы города Ярославля, Ярославской области.
Фотографии нашего города.
Материалы о первой женщине космонавте В. Терешковой.
Материалы о Волковском театре.
Детская энциклопедия о России.
Дидактические карточки на различную тематику (профессии, олимпийские виды спорта, транспорт, города России, животные России и т. д.).
Карта России, глобус.
Речевое развитие
Центр книги
Центр книги – необходимый элемент развивающей предметной средыв групповой комнате каждой группы. Его наличие обязательно, а содержание зависит от возраста детей. Уголок располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
Его цель приучать детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривать иллюстрации, читать.
Необходимо сформировать у детей культуру пользования книгами (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т. д.). Основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
В этом центре представлены :
Детская художественная литература, детская энциклопедическая литература по различным темам.
Подборка загадок по различным темам.
Иллюстрации к русским народным сказкам и другим произведениям.
Предметные и сюжетные картинки.
Подборка стихов и рассказов по временам года.
Портреты детских писателей и поэтов.
Создана мастерская по ремонту книг и изготовлению книжек-малышек.
Логопедический центр
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.
В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе с логопедом.
Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит логопедический уголок в группе.
Наполняемость логопедического уголка осуществляться по разделам:
• артикуляционная гимнастика в картинках: картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах.
• развитие мелкой моторики : волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;
• развитиедыхания : вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;
• дидактические игры: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.
• развитие фонематического слуха: игры на дифференциацию звуков: игры с парными карточками З. Т. Бобылевой;
• звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения Л. А. Комаровой. Игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д. Развивающие раскраски, домашние тетради для закрепления произношения звуков. Зеркала для артикуляционной гимнастики.
• лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные);
развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;
• формирование грамматического строя речи: игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.
«Логопедические домашние задания для детей с ОНР» Н. Э. Теремковой.
• развитие связной речи : сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;
Серии картинок и иллюстраций для установления последовательность событий и составления рассказов по серии сюжетных картин.
• обучение грамоте: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Магнитная доска с буквами, азбука, линейки для чтения.
Художественно-эстетическое развитие
Центр творчества:
Цель:
- Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.
- Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.
- Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.
- Обучение различным техникам вырезания.
- Освоение новых способов изображения.
Формирование интереса детей к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
В этом центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности (рисования, лепке, аппликации) :
Бумага разного цвета.
Картон.
Трафареты по различным тематикам.
Кисти, клей, ножницы.
Карандаши цветные, простые, фломастеры.
Раскраски для девочек и мальчиков.
Пластилин, дощечки для лепки.
Палитра.
Восковые мелки.
Набор цветной бумаги.
Стенд для выставки рисунков.
Наглядно-дидактические пособия: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, хохломская роспись, городецкая роспись, гжель.
Схемы последовательности рисования животных, птиц, человека; элементы разных видов росписи.
Центр музыкально-театрализованной деятельности
Музыкально- театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,
у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Театрализованная деятельность — это важнейшее средство развития у детей, способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, интонации, жестам. Через театрализованную деятельность мы воспитатели оказываем позитивное влияние на детей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать.
Здесь размещаются:
Ширма.
Различные виды театров: кукольный, настольный, пальчиковый, маски, шапочки, элементы костюмов для персонажей.
Музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, маракасы, бубны, колокольчики, свистульки, погремушки, ложки. Микрофоны.
Иллюстрации музыкальных инструментов.
Портреты композиторов.
Музыкально-дидактические игры.
Детские песенки, произведения народной музыки, фрагменты классических музыкальных произведений.
Подборка дисков со сказками.
Карточки разных эмоций.
Дидактические игры: «Угадай, какой инструмент звучит», «Определи характер музыки».
Физическое развитие
Центр физического воспитания
Физическое воспитание малышей в детском саду – это один из способов развития детей, который подразумевает не только улучшение их здоровья, но еще и получение ими навыков взаимодействия с другими людьми.
Оборудование спортивного центра направлено на развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, двигательной активности, приобщение детей к навыкам здорового образа жизни.
Центр содержит:
Дорожки и коврики массажные со следами для профилактики плоскостопия.
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, картотека дыхательной гимнастики.
Мешочки с песком.
Мячи разного диаметра.
Ребристая доска.
Набивные мешочки для бросания.
Скакалки, кольцеброс.
Кегли.
Дартц.
Обручи.
Маски для подвижных игр.
Тренажёры для дыхательной гимнастики (вертушки, трубочки).
Использованная литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки»
2. Н. В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с з до 7 лет»
3. Н. В. Нищева, Л. В. Гаврилова, Ю. А. Гаврилова «Комплексно – тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 5 до 6 и 6 до 7 лет.
4. Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина «Комплексное планирование ОД с детьми 5 – 6 лет»
5. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДО для детей с ТНР (ОНР) с 5 до 6 лет»
6. А. Г. Арушанова, Р. А. Иванова, Е. С. Рогачёва «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5 – 6 лет. Методическое пособие»
7. А. И. Давидчук «Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие»
8. Т. И. Алиева, Н. Е. Васюкова «Художественная литература для детей 5 – 7 лет»
9. Т. В. Турунтаева, Т. И. Алиева «Развитие математических представлений у дошкольников. Методическое пособие»
10. Н. В. Нищева «Развитие математических представлений у детей с ОНР»
11. «Я - ты – мы». Программа социально – эмоционального развития дошкольников Методическое пособие.
12. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Серкина «Безопасность»
13. А. В. Козлина «Уроки ручного труда». Аппликация. Конструирование из бумаги.
14. Н. В. Колдина «Лепка с детьми 5- 6 лет»
15. Л. А. Соколова «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников»
16. И. А. Лыкова,Н. А. Рыжова «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду»
17. В. А. Шипунова «Детская безопасность»