МААМ-картинки

«Панорама методических идей — приоритеты совместной коррекционно-развивающей деятельности». Опыт работы

Светлана Афанасьева
«Панорама методических идей — приоритеты совместной коррекционно-развивающей деятельности». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы «Панорама методических идей – приоритеты совместной коррекционно-развивающей деятельности».

Автор:

Афанасьева Светлана Геннадьевна.

МБДОУ «Д / с №19 «Звездочка», г. Альметьевск

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, экологической культуры и безопасности. Дети с ОВЗ на занятиях получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Не смотря на ограниченные возможности дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением.

Цель презентации: создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ экологической культуры и экологического сознания, возможность сохранения здоровья, основ безопасности, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни.

Задачи:

- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни.

- использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- соблюдать здоровье сберегающий режим дня;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ОВЗ - актуальная задача, стоящая перед каждым воспитателем.

Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания (загрязненные воды, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети. Экологические проблемы непосредственно связаны с образованностью населения - ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку с ОВЗ необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Формируя гуманное отношение к природе, взрослые должны исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем.

В период дошкольного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ – это есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Но, поведение маленького ребенка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки.

Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме как ребенка, так и животного. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде – в нашем общем Доме – обеспечивать свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.

Отсюда одна из основных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей природной среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями. Так многие разделы программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработаны на основе экологических знаний.

Работа по реализации образовательной области «Безопасность» не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления работы. Она должна включаться в организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.

Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:

Что не надо говорить.

1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.

2. Кругом полно психов.

3. Тебя могут украсть.

4. Детям гулять в парках очень опасно.

5. В наши дни никому нельзя доверять.

Вместо этого скажите:

1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом.

2. Большинство людей заслуживают доверия, но.

3. С тобой ничего не случится, если.

4. Если кто-нибудь подойдет к тебе.

5. Ты можешь обратиться за помощью.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

Опираясь на экологическое воспитание дошкольников, работа состоит из таких разделов как «Ребенок и природа», «Здоровье ребенка».

Ребенок и природа. (основные направления)

1.1. В природе все взаимосвязано.

1.2. Загрязнение окружающей среды.

1.3. Ухудшение экологической ситуации.

1.4. Бережное отношение к живой природе.

1.5. Ядовитые растения.

1.6. Контакты с животными.

1.7. Восстановление окружающей среды.

1.1. Мы рассказываем детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектах, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, знакомим их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений).

1.2. Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе, рассказать о том, что человек считает себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, животных и птиц, однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил много зверей, птиц, рыб, построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву и т. п.

1.3. Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой и т. п.) в наши дни может уберечь от болезней. Детям младшего возраста, можно, например, напомнить известную сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке («Не пей из копытца – козленочком станешь», которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям. С детьми старшего возраста целесообразно организовать опыты с лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной воде».

1.4. Мы учим детей с ОВЗ ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п., при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями.

1.5. Мы рассказываем детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полянах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснять, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд, так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может оказаться даже не ядовитое растение. Дети должны знать, что есть ядовитые грибы и уметь отличать их от съедобных, следует объяснить им, что никакие грибы нельзя брать в рот и пробовать в сыром виде. Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры – классификации, игры с мячом в «съедобное несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу.

1.6. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать руками. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности. Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить что нельзя дразнить и мучит животных.

1.7. Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Педагоги должны создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу и т. д.).

Необходимо объяснить детям что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

Большое внимание в ДОУ уделяется здоровью детей, их физическому воспитанию.

Таким образом, решая задачи по экологическому воспитанию дошкольников, мы одновременно решаем задачи, программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (разделы «Ребенок и природа» и «Здоровье ребенка».

Используем самые различные методические приемы:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.

Используются игры-тренинги. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей, читайте с детьми.

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

3. Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.

По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.

4. Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы). Реагируйте эмоционально. Дети с ОВЗ способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

5. Прогулка. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…

6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.

7. Рисование на различные темы. Экологическое воспитание находит свое применение в ИЗО деятельности. Дети рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращается внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. При изготовлении поделок из бросового материала обращается внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу

8. Использование ИКТ. В работе активно привлекаются возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.

9. Эксперименты

В воспитании сознательного безопасного поведения у детей немало важную роль играют союзники – родители.

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Работа родителей с детьми дома. Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта. Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3 группы:

-предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).

-предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).

-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста! Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды ни с ребенком, ни с природой.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Панорама методических идей — приоритеты совместной коррекционно-развивающей деятельности». Опыт работы
Опубликовано: 12 января 2025 в 15:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Панорама методических идей — приоритеты совместной коррекционно-развивающей деятельности». Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Афанасьева (УИ 70926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД