Лих Ирина Владимировна
Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»
СЛАЙД 1.
Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом к образованию таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Педагоги и психологи детских садов находятся в постоянном поиске новых, наиболее продуктивных методов и технологий для успешного развития детей.
СЛАЙД 2.
Цель мастер-класса:
Публикация «Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2021
Повышение компетентности педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннего возраста
Задачи:
1. Закрепить знания педагогов о значении пальчиковых игр, направленные на развитие детей раннего возраста и использование их в условиях детского сада.
2. Показать способы проведения пальчиковой игры.
3. Познакомить с правилами проведения пальчиковой игры.
СЛАЙД 3.
По мнению Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика, поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека. СЛАЙД 4.
(Указкой показать и прокомментировать слайд №4)
СЛАЙД 5.
Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!»
Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в наших занятиях с детьми, так как отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовать разнообразную игровую и образовательную деятельность.
СЛАЙД 5.
В древности на Руси наши предки детей пестовали. СЛАЙД 6. (Читать со слайда)
Пестование, чтоб вы знали, - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка, и настройки ребенка на биополе Земли. На Земле в се подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. Оказывается, все старославянские «игры для самых маленьких» и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры. Если сказать проще, то это точечное воздействие на организм.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.
СЛАЙД 7.
(ФОТО 1) Если вы посмотрите на кисти своих рук, то увидите, что там расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. (ФОТО 2) А теперь посмотрите на этот рисунок. (комментировать слайд)
Глядя на проекцию ладони мы с вами разберем одну хорошо всем известную пестушку «Сорока – белобока».
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей раннего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока». Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони, стимулируя работу ЖКТ малыша. Дело в том, что в центре ладони находится проекция тонкого кишечника (обратиться к СЛАЙДУ 7, фото 2). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами : здесь проходит линия прямой кишки. (О профилактике запоров).
Давайте продолжим, оказывается не все так просто! Описывая работу той самой «Сороки - белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем - указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, поэтому, чтобы активизировать деятельность мозга, большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить». Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.
Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Игра «Ладушки»
Хироманты - это люди, которые гадают по ладони.
СЛАЙД 8.
(ФОТО 1) Зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. "Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. (ФОТО 2) А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается".
(ФОТО 3) Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности, собственной ладошке, к голове или (ФОТО 4) к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в "ладушки".
- Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! - еще раз.
- Попили, поели! Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности. Понятно вам теперь, почему игра называется "ладушки"? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова "ладонь"? Центр наладки!
Игра «Три колодца»
Это, пожалуй, самая забытая из «лечебных игр». Тем не менее, она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на «легочном меридиане» - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца :
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы.
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких") :
- Здесь вода горячая.
- А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.
Развитие ребёнка раннего возраста происходит через практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чувства рук.
Принимая детей в ясельную группу от года до двух лет, мы предполагали и понимали, что дети будут скучать по родителям и, естественно, плакать. Чтобы как-то сгладить этот момент, мы подготовили богатую фонотеку детских песен, произведения классической и релаксирующей музыки. Но мы заметили, что особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает настроение.
Сегодня мы хотим представить вам несколько игр, связанных с водой, а вам побыть в роли детей ясельной группы.
СЛАЙД 9.
Игра «Шлёпы, шлёпы…» (хлопают руками по воде ( инвентарь: таз, тёплая вода)
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будут детки мыться.
Игры с губками. (рассказать пред историю)
Игра «Мыло» ( инвентарь: «мыло», вырезанное из поролоновой губки, таз, теплая вода)
Мыло прыгает, как блошка,
Р-раз – и нет его в ладошках.
Из-за этого мне, братцы,
Очень трудно умываться!
Игра «Киска» ( инвентарь: «мыло», вырезанное из поролоновой губки, таз, теплая вода).
Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький.
Сядет – умывается, лапкой утирается.
«Мур-Мур-Мур!»
(2-3 раза мягкой губкой проводить по наружной поверхности от кончиков пальцев до лучевого сустава и обратно, затем ребёнок проводит сам)
Игра «Рыбки» ( инвентарь: «рыбки», вырезанные из поролоновой губки разного цвета, таз, теплая вода).
Вот прозрачная водица,
Ну-ка, кто там в ней резвиться?
Рыбки, рыбки там резвятся
И уплыть от нас стремятся!
Здесь одна, а там другая
Вот так шустрая какая!
Вот рыбешку я поймал (а,
С ней немного поиграл (а).
Игра «Ноги ходят по дороге.» (разминание бугорков пальцев ворсом зубной щётки)
Большие ноги шли по дороге: топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ!
Игра «Комарики»
Ваши руки расслаблены и приподняты. Ладошки немного раскройте, пальчики вверх, будто держат небольшой мячик.
Вращайте кистями рук и пойте:
Дарики – дарики!
Летели комарики!
Сложить указательный и большой пальчики вместе и «летайте»
Вились, вились,
Вились, вились!
Тут комары зазвенели, а вы запели:
З-з-з-з!
А ваши сложенные пальчики теперь летают всюду очень быстро!
И … в ушки вцепились!
Тут же вцепляетесь в ВАШИ ушки и показываете малышу: «Вот как вцепились!»
Игра учит : ритмично двигаться; развивает точное движение пальцев рук; учит называть части своего тела.
Игра «Жучок»
Можно играть стоя, сидя, бегая…. Для начала зажужжите как жук – громко «Ж-ж-ж!». Скажите: «Вон, вон, смотри! Жук летит!» и показывая пальцем, следите «как летает жучок» : «Вот – полетел!»
Желтый маленький жучок
Полетел, зажужжал – ж-ж-ж!
Золотого жучка
Теперь резко взмахните рукой и «поймайте жука». Ваша ладонь при этом сжалась в кулак. Захват при этом должен быть крепким и быстрым – чем крепче сжат кулак, тем больше пользы от упражнения!
Я ладошкой поймал – ж-ж-ж!
Вот «жук пойман», и теперь он «жужжит» в вашем крепко зажатом кулачке: «Ж-ж-ж!». Поднесите кулак к уху и послушайте: «Жужжит!», не забывая при этом «жужжать».
Слушай, слушай, как жучок
Мой щекочет кулачок – ж-ж-ж!
После этого можно сказать: «Лети, жучок!» - и раскрыть ладошку. Сделать это медленно, без напряжения. Помашите вслед «улетающему жуку» : «До свидания, жучок!»
Разожму я кулачок –
Улетай скорей, жучок! Ж-ж-ж! –
До свиданья!
Игра полезна : тренирует мышцы рук; стимулирует развитие речи; учит правильно произносить звук «ж».
Пальчиковые игры вырабатывают у детей уверенность в себе, адекватную самооценку и нормализуют отношения с взрослыми. А так же мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики ребят.
(На фоне музыки)
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
Рефлексия.
На заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение
- был ли для вас представленный мастер-класс актуален?