МААМ-картинки

Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Ирина Кудерышкова
Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Многие родители, которые привели ребенка в детский сад частенько сталкиваются с рекомендацией: «Вам нужно развивать у ребенка мелкую моторику», но далеко не все из них понимают каким способом это можно делать и для чего.

Публикация «Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Мелкая моторика представляет собой скоординированную работу сразу нескольких систем организма – мышечной, нервной и костной. Следовательно, при ее развитии в организме маленького человека происходит формирование таких качеств и свойств как сосредоточенность, внимательность, ловкость, наблюдательность. Кроме того, параллельно развиваются и активно функционируют не только мышцы, но и мышление, внимание, память, речь и воображение.

В качестве одного из рекомендуемых способов развития мелкой моторики рассмотрим пальчиковую гимнастику и игры.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.

В чем же их «плюсы»?

Во-первых, общедоступность. Инструмент для занятий всегда в наличии – это руки ребенка и родителя. Кроме того, заниматься пальчиковой гимнастикой представляется возможным в любом месте и в любое время. Всегда можно подобрать речевой материал, подходящий ситуации.

В-вторых, насыщенность. Во время одной маленькой пальчиковой игры решается сразу несколько развивающих задач (Например, разминаем пальчики – физическое развитие, проговариваем потешку – речевое развитие, вспоминаем или запоминаем порядок действий – интеллектуальное развитие)

В-третьих, эмоциональность. Т. к. пальчиковая гимнастика достаточно простая и интересная форма занятий с ребенком, она вызывает у детей положительные эмоции и желание повторять полюбившие действия несколько раз, желание делиться своими умениями с другими людьми.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.

Теперь, когда мы определились для чего, можно перейти к вопросу как. А именно, как правильно и интересно вовлечь ребенка в пальчиковую игру?

В любом возрасте стоит прежде всего обращать внимание на физические возможности кисти и пальцев ребенка. Так, например:

1. До двух лет у ребенка происходит знакомство с ладонью. В качестве действий с ладонью могут быть постукивания, похлопывания, прятанье рук за спину, показывание животного одной рукой.

«Зайка»

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

– Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

– Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

– Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)

– Вот, вот, вот! (показать ушки)

«Ворона»

У вороны голова, (руки на голове,

ва-ва-ва-ва (4 хлопка)

Клюв и крылья, (руки у носа, «крылья»

Хвостик, ноги, (руки за спиной, топать)

оги-оги-оги-оги (4 хлопка)

2. С двух до трех лет происходит знакомство с пальчиками. Ребенок учится составлять из пальцев и ладоней простые фигуры, сцеплять пальцы двух рук между собой, производить согласованные действия двумя ладонями одновременно. В это время также начинают работать не только пальцы, но и кисти рук. При помощи кистей рук можно совершать быстрые энергичные движения (например, изображать молоточки разной величины)

«Сорока-белобока»

Сорока – белобока (дети на ладошке «варят» кашу)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, (поочередно загибают пальцы с мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! (показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу)

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)

«Киска»

«Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!» (хлопок в ладоши)

3. С трех до четырех лет ребенок учится действовать руками попеременно. Большое значение для выполнения действий начинает выполнять опора на сопутствующий игре текст. Ребенок учится выполнять действия в порядке, заданном словесной инструкцией (например, потешкой)

«Апельсин»

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

«Мышь и слон»

Игра проходит за столиком. Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом.

Слон огромный, как скала. (Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)

Ну а мышка? Ох, мала! (Опустить руки вниз, пальцы сложить щепоткой.)

Если б стала со слона, (Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)

Кошку съела бы она! (Хлопок в ладоши.)

4. С четырех до пяти лет дети управляют пальцами обеих рук как поочередно, так и одновременно. Они учатся составлять фигуры из обеих рук, совмещая при этом пальцы. При выполнении фигур важным становится правильное положение пальцев и кистей. Зачастую в этом возрасте в пальчиковые игры активно включается счет.

«Горох»

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

«Кораблик»

По реке плывет кораблик, (Ладони соединить лодочкой.)

Он плывет издалека. (Волнообразные движения руками.)

На кораблике четыре (Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке. (Сложить обе ладони к макушке.)

У них длинные хвосты. (Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.)

5. С пяти до семи лет дети учатся координировать движение отдельных пальцев и всей кисти, удерживая при этом в руках предмет.

«Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.

И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для одновременного развития мелкой моторики и речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Кроме того, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаНетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ктуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Игры с макаронами как один из способов развития у младших дошкольников мелкой моторики, воображения и сенсорикиИгры с макаронами как один из способов развития у младших дошкольников мелкой моторики, воображения и сенсорики При работе с детьми дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, можно отметить возникающие у них определенные сложности.

Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» О. Л. Чикина, воспитатель.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Обобщение материала по теме «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Обобщение материалов по теме: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известному.

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаПальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детьми средней группы детского сада №211 были проведены пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент.

Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2017 в 00:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кудерышкова (УИ 1270138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД