Окишева Анна
Ознакомление умственно отсталых дошкольников с детской художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы по формированию у дошкольников
с нарушением интеллекта умения слушать и понимать
простые литературные тексты :
На 1-ом году обучения педагог воспитывает у детей эмоциональное отношение к речи, к рассказываемому тексту (лучше - на фольклорном материале - коротких потешках). Умственно отсталые дети 3-5 лет находятся на низкой стадии умственного и речевого развития. Им понятно небольшое количество слов. Однако нет опасности в том, что им преподносится речевой материал, который не может ими быть до конца логически осмыслен. Важно то, что фольклорный материал ритмичен, эмоционально ярко окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию и характеризуется многочисленными повторами, что немаловажно именно для умственно отсталых детей. Это дает возможность вызвать положительное эмоционально окрашенное отношение детей к тексту, желание и умение слушать его, чувствовать интонацию.
Публикация «Ознакомление умственно отсталых дошкольников с детской художественной литературой» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Одновременно идет работа над простым текстом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом, соблюдать тишину, не мешать Друг другу, дослушивать до конца. Первые тексты, с которыми знакомят умственно отсталых малышей, должны быть очень небольшими по объему, с несложным сюжетом и малым количеством героев.
Последовательность работы над простым текстом:
1. Рассказывание текста детям.
2. Обыгрывание текста (театрализация сюжета с использованием настольного театра)
3. Повторное рассказывание текста педагогом с использованием иллюстративного материала.
4. Беседа по содержанию;
5. Обобщающая беседа по тексту с подведением нравственного итога.
Значение художественной литературы для детей с нарушениями интеллекта Ознакомление детей с нарушением интеллекта с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы и имеет огромное значение в воспитании и обучении таких детей. Работа над восприятием художественных текстов проводится с детьми на протяжении всех лет пребывания в специализированном образовательном учреждении. Для умственно отсталых детей характерны определенные особенности восприятия художественных литературных произведений. В специальных исследованиях обнаружена глубокая неполноценность представлений, возникающих у умственно отсталых школьников в процессе восприятия текстов, трудности актуализации знаний и представлений.
Необходимость специальной работы по развитию восприятия литературных текстов Умственно отсталые школьники не могут адекватно воспринимать прослушанный текст по многим причинам. Бедность словаря (активного и пассивного, недостаточное понимание речи, неполноценность процессов слухового восприятия и запоминания прослушанного, узкий кругозор, отсутствие эмоционального отношения к занятиям, но прежде всего из-за невозможности организовать свое внимание для удержания информации о количестве действующих лиц, последовательности событий, характере взаимоотношений героев. Все исследователи отмечают, что формирование полноценных представлений в их связи с речью на более ранних этапах развития умственно отсталых детей имело бы большое значение для их дальнейшего развития и обучения. Таким образом признается необходимость специальной работы по развитию восприятия литературных текстов умственно отсталыми детьми еще в дошкольном возрасте.
Список художественной литературы Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая.», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка.», «Ветерок-ветерок.», «Идет коза рогатая.», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота.», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка.», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку.», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали». Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. Авторские стихи, потешки, присказки : А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока - белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др. Потешки, присказки, стихи: «Жили у бабуси.», «Расти, коса.», «Баю-баю.» и др. Народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Соломенный бычок — смоляной бочок». Авторские прибаутки, потешки, стихи, рассказы, сказки: В. Хорол. «Зайчик», «Козочка»; Н. Саксонская. «Где мой пальчик»; В. Жуковский. «Птичка»; В. Берестов. «Большая кукла», «Мишка, мишка, лежебока»; 3. Александрова. «Мой мишка»; Э. Мошковская. «Мчится поезд»; Л. Толстой. «Три медведя», «Слушай меня, мой пес», «Была у Насти кукла»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»?»; С. Маршак. «Усатый-полосатый», «Кто с крылечка сойдет», «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом»; К. Чуковский. «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе»; К. Ушинский. «Два козленка», «Уточки», «Коровка»; С. Михалков. «Песня друзей»; Б. Иовлев. «У крылечка»; С. Капустин. «Хлоп-хлоп», «Маша обедает». Считалки: «Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки, раз, два, три — будешь «водой» ты» и др.