Клейменова Светлана
Ознакомление с русской народной культурой через русские народные сказки
▼ Скачать + Заказать документы
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству - это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время большинство из нас мало знакомо с народной культурой. Как жили люди? Что их радовало, а что тревожило? Какие соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Публикация «Ознакомление с русской народной культурой через русские народные сказки» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а герои - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Очень важны сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал, сказку, а осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.
Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. На основе анализа сказок и других фольклорных произведений в единстве его содержания и формы, а также в активном усвоении средств выразительности, дети овладевают способностью передавать в образном слове определённое содержание. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
На протяжении всего дошкольного детства необходимо развивать в детях способность вслушиваться в речь и воспроизводить её. Для активизации высказываний интересны задания, требующие работы чувств и мыслей. Прочитав сказку, хорошо задавать, например, такие вопросы: «Подумайте, о ком вам хочется говорить, прежде всего, и почему?», «Какой отрывок хотелось послушать еще раз?», «Чем взволновала вас сказка?», «Какие слова, выражения запомнились, и их хочется повторить?».
Во время рассказывания сказок обязательно нужно обращать внимание на жанр, образность языка (повторы, зачин, сравнения, эпитеты, учить понимать отличия сказки от других жанров.
Особую роль в ознакомлении с русскими сказками играет наглядность. Иллюстрации помогают лучше понять содержание, побуждают вспомнить текст, узнавать и характеризовать героев, рассказывать о событиях, что способствует развитию связного высказывания, восстановить в памяти и речи последовательность событий.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о стыде, совести, доброте, справедливости, правде. Поэтому я считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. Здесь мне на помощь приходят русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых (педагогов и членов семьи).
В группе была создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей группы. Были оформлены альбомы «Жилище и предметы быта наших предков», «Иллюстрации к русским народным сказкам Евгения Рачева», который познакомил детей с одеждой русского народа. В книжный уголок подобрали русские народные сказки с красочными иллюстрациями в соответствии с Программой. В группе отведено место для театральной деятельности, имеется уголок ряженья, представлены разные виды театра. Детям на выбор предложены дидактические и настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок с различными заданиями (лото, пазлы, разрезные картинки и др.). Собрана медиатека по русским сказкам (СД-диски, аудиокассеты для слушания и мультимедийные презентации с иллюстрациями к сказкам).
Во время чтения русских народных сказок я демонстрировала детям иллюстрации и картины к ним. Вела беседы о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей с целью формирования нравственных качеств. При рассказывании сказок выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках (например, «лубяная избушка»). Ребята с большой радостью слушают в записи музыкальные инсценировки по знакомым сказкам. С большим интересом и удовольствием дети восприняли новый вид прослушивания сказки с использованием ИКТ. При чтении сказки «Волк и семеро козлят» детям демонстрировались мультимедийно иллюстрации к сказке, выполненные художником Ю. Васнецовым. В конце досуга детям было предложено превратиться в козляток и потанцевать под «Песенку козлят» из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».
Я разыгрывала с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождала меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая. Также выполняли упражнения в проговаривании отдельных реплик героев, звукоподражании животных. Во время пересказа сказок побуждала детей к интонационной выразительности диалогов между персонажами. После каждого прочтения новой сказки мы с детьми заполняли альбом «Наши любимые сказки «детскими работами (аппликации, рисунки). Я приклеивала в альбом маленькую картинку из сказки, а дети дополняли свободное пространство листа своими рисунками, смайликами (понравилась или не понравилась сказка, герои). Таким образом, дети передавали свое отношение к вновь прочитанным и уже известным сказкам.
С целью воспитания любви к устному народному творчеству, выявления жанровых особенностей сказки провела обобщающее занятие - «Эти мудрые русские сказки». Дети с удовольствием участвовали в литературной викторине «Мои любимые сказки» и творческих играх по прочитанным сказкам.
Были проведены занятия «Как жили наши предки?» с целью знакомства детей с жилищем русского народа, с его обычаями, предметами быта, их назначением (ухват, кочерга, рукомойник, сундук и т. д.). Для развития интереса к жизни наших предков в группу были приглашены воспитанники старшего возраста, которые поделились своими знаниями по этой теме и продемонстрировали макет русской избы, совместно изготовленный с родителями. Для расширения знаний детей о временах года, их основных приметах была проведена экспериментальная деятельность «Солнце по небу гуляло» : был проведен опыт со снегом и льдом, чтобы дети лучше поняли, почему избушка у лисы растаяла с приходом весны. Для формирования образов сказочных героев были организованы разные виды художественной деятельности (коллективная аппликация «Заюшкина избушка», лепка «Животные из разных сказок», рисование «Зайчик»). Для знакомства детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка) были проведены занятия «Сарафан для лисы по мотивам дымковской росписи» и др. Для раскрытия творческих способностей и дальнейшего обыгрывания сюжета, дети приняли участие в коллективной лепке и конструировании «Домики для зайчика и лисы».
Детям было предложено придумать новую концовку сказки «Заюшкина избушка», используя домики, построенные детьми: теперь домик есть и у зайки, и у лисы - они дружат. После прочтения сказок у детей возникают новые ролевые игры с использованием персонажей и сюжетов, взятых из знакомых сказок («Как зайчик и лиса подружились»). Впечатления о прочитанной сказке детям воплощают в живых образах и действиях через разнообразные виды театра. На новогоднем утреннике дети показали гостям инсценировку по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». А также с удовольствием откликнулись на предложение показать эту сказку малышам.
Свою работу с родителями я начала с анкетирования «Приобщение детей к русской народной культуре через сказки», и дальнейшее взаимодействие осуществлялось на его основе. Составила консультации по данной теме. Дети совместно с родителями приняли участие в групповой выставке рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Также в группе создана библиотека для семейного чтения. Книги из этой библиотеки родители и дети могут брать домой, читать, обсуждать рассматривать иллюстрации. Родители показали для детей кукольный спектакль.