Папки-передвижки

Конспект открытого занятия для старшей группы на тему «Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков. Богатыри» (5 фото)

Анна Бесланеева
Конспект открытого занятия для старшей группы на тему «Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков. Богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия для старшей группы на тему : «Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков. Богатыри»

Воспитатель: Бесланеева Анна Владимировна.

Программное содержание:

1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Публикация «Конспект открытого занятия для старшей группы на тему „Ознакомление с историей Руси, Жизнь наших предков, Богатыри“» размещена в разделах

2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне.

3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.

4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.

Предварительная работа.

1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И. Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М. П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»

4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.

5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

6. Книжная выставка:

• "Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007

• О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.

• Л. Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.

• Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.

• Г. В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

• Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.

7. Дидактические игры

• Альбом «Былинные богатыри»

• Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"

• Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»

• Презентация - викторина "Богатыри земли русской"

8. Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.

10. Оформление «Мини-Музея» :

• Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;

• родовое дерево дуб (нарисованное);

• панно «Русские богатыри»;

• рисунки детей, аппликации.

11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.

Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы : Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит, костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

Конспект "Былинные богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?

Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.

• Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живём.

• Это земля, на которой жили наши предки и защищали её от врагов.

• Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

• Это святыни, которые делают нашу Родину святой.

• Родина – это наш город Майский

• Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

• Это место, где стоит наш детский сад.

• Родина – это земля, по которой скучают люди, находясь вдалеке от неё.

Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.

Педагог: А вы знаете, как раньше называли нашу страну?

Дети: Русь.

Педагог: А людей, которые жили на Руси?

Дети: Русичи.

Педагог: Дети, откуда мы, современные россияне, можем узнать о том, как жили на Руси прежде?

Дети: (дети размышляют, отвечают)

Педагог: Правильно, об этом рассказывают детям родители.

Можно прочитать в книгах.

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью.

В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов : они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

Включается аудио сообщение:

Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы.

Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)

Воспитатель: Ребята! Беда - то какая! Нечисть на Русь напала, будут наших молодцев рубить да данью облагать.

Что же нам делать? Кто же Русь теперь спасёт?

Ответы детей:

Воспитатель:

Силен, как вольный ветер

Могуч, как ураган,

Он защищает землю!

От злобных басурман!

Он силой доброго богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете о ком этот стих?

Дети: О Богатырях

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Ребята я с вами согласна.

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) . Воспитатель: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3,

(Входят три боготыря)

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Беседа о Богатыре – Стихии.

Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?

Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.

Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?

Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.

Воспитатель: Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

Отвечают дети, с заранее выученным текстом

1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.

2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.

3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.

4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

Воспитатель: С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.

Воспитатель: Чему научил Святогор Илью Муромца?

Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.

Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?

Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.

Воспитатель: Куда же исчезли богатыри – великаны?

Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.

Воспитатель: На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

А сейчас представим, что мы богатыри

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам представим (Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу (Руки вверх)

Беседа о Богатыре – Человеке.

Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.

Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?

Дети: Из былин, сказок.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Былина произошла от слова быль, было.

Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?

Дети: Сказитель.

Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?

Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.

Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.

Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются :

1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь

2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .

3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»

Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.

Физминутка

Богатырь он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял …

Зорко – зорко наблюдал …

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

Воспитатель:

-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.

Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.

• Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов

Экспериментальная деятельность. Предложить детям рассмотреть цепь. Помочь понять как делали кольчугу и рассмотреть современный бронежилет. Сравнить их между собой.

• Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

• Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?

Дети:

- А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?

Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4). И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель: Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?

Дети:

• Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».

• Николай Константинович Рерих в картине : «Бой со змеем»

• К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,

• И. Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)

Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости?

Дети:

- Головою думай, а силой борись.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Сам погибай – а товарища выручай

- Жить - Родине служить.

- Своя земля и в горсти мила.

- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Воспитатель: Вот и собрали мы наших богатырей, что бы они защитили нашу Русь.

А что бы всем богатырям хватило доспехов я предлагаю вам пройти за столы и изготовить щиты.

Продуктивная деятельность "Богатырский щит" :

материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка.

Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.

Конспект открытого занятия для старшей группы на тему «Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков. Богатыри»
Фото «Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков. Богатыри»
Конспект открытого занятия для старшей группы на тему - фото
Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект открытого занятия для старшей группы на тему Ознакомление с историей Руси
Публикации по теме:

Фотоотчёт о художественной деятельности детей старшей группы по раскрашиванию картинок на тему «Все цветы для наших мам»Фотоотчёт о художественной деятельности детей старшей группы по раскрашиванию картинок на тему «Все цветы для наших мам» Перед 8 марта хотелось порадовать наших мам красивыми цветами. Купить их мы не можем, но мы можем нарисовать, наклеить, вылепить цветы.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков»Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков» Конспект ООД в мини - музеи "Русская изба" для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков» Цель: расширять.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Такие разные цветы» Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему:«Такие разные цветы» Интеграция.

Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель.

Конспект открытого занятия с детьми старшей группы «В мир бумаги»Конспект открытого занятия с детьми старшей группы «В мир бумаги» Цель: Формировать у детей основы знаний и представлений о бумаге, ее свойствах; развивать познавательный интерес, умения сравнивать, обобщать,.

Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций Донских казаков. Задачи: • Закрепить знания детей о жизни и.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Фотоотчет «Экскурсия в музей «Игрушки». Куклы-обереги у наших предков»Фотоотчет «Экскурсия в музей «Игрушки». Куклы-обереги у наших предков» Тема экскурсии : Куклы –обереги у наших предков. Цель: Ознакомление детей с традициями и культурой русского народа. Задачи: • Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия для старшей группы на тему «Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков. Богатыри»
Опубликовано: 4 февраля 2024 в 21:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия для старшей группы на тему «Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков. Богатыри»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бесланеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД