Светлана Гринина
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В моей работе, одним из важных направлений, является организация и руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников. При анализе психолого – педагогической литературы:
• Методика комплексного руководства играми детей С. Л. Новоселовой, где игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры;
Публикация «„Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
• Методика обучения детей игре Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой по которой формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способам отображения окружающего мира;
• Развитие воображения детей в игровой деятельности Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской, согласно которой обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития;
Можно сделать вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно – ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.
В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. А так как ведущей деятельностью детей – дошкольников является игра, то в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику ДОУ современных игровых технологий.
В связи с этим целью моей работы является: формирование у дошкольников обобщенных системных представлений о социокультурном мире посредством сюжетно – ролевой игры.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
Приобщить детей к нормам и ценностям общества;
Помочь преодолеть эмоциональную замкнутость, развить эмоциональную отзывчивость;
Развивать игру как деятельность;
Использовать игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
Развивать воображение как основы творческих способностей детей;
Развивать внимание, память, речь;
Сформировать положительные взаимоотношения детского коллектива.
Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки социальных отношений со взрослыми и сверстниками. Необходимо научить ребёнка жить с учетом интересов других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе.
Для реализации этой педагогической идеи я опиралась на следующие принципы:
• гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия; открытость человека изменяющемуся миру;
• доступность содержания возрасту: обеспечение всей цепи развивающего пути ребёнка, забота не только об усвоении ребёнком содержания деятельности, но и использование приобретённого в детской практической деятельности, разумная полнота реализации возможностей;
• поступательность содержания как опора на достижения предыдущего этапа развития, неоправданность как «забегания вперёд»; так и инфантилизации в образовании;
• индивидуализация и дифференциация содержания образования: учёт возможностей, интересов, темпа продвижения ребёнка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности;
• интеграция требует такого отбора содержания образования, которое обеспечит целостность восприятия ребёнком окружающего мира. Осознания разнообразных связей между его объектами и явлениями, а также позволит без потерь качества развития уменьшить общую нагрузку на ребёнка.
Чтобы сформировать у дошкольников обобщенные системные представления о социокультурном мире посредством сюжетно – ролевой игры был намечена последовательность работы:
педагогическая диагностика «Определение уровня развития игры детей», разработанная Н. Ф. Комаровой;
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игры : («Игра дошкольника» С. Л. Новоселовой; «Разбуди в ребенке волшебника» Е. Е. Кравцовой; «Игра как средство социально – эмоционального развития детей 3-5 лет» Р. А. Жуковой; «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой; «Психологическая готовность детей к игровой деятельности» О. В. Лещинской-Гуровой);
анализ предметно-игровой среды ДОУ;
разработка перспективного плана работы с детьми;
скрытое и включенное наблюдение за игрой детей, т. е. я являлась наблюдателем «со стороны» и наблюдала за игрой детей играя вместе с детьми определенную роль;
обработка полученных результатов. Была разработана форма протокола, в которую заносился только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволило в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу диагностики: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных. Результаты наблюдения за ребенком дают возможность педагогу определить наиболее приоритетные задачи дальнейшей работы.
В ходе работы над темой использовались следующие приё мы:
приемы, направленные на формирование игры;
приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;
приемы, направленные на формирование взаимоотношений.
В ходе работы использовались технологии:
• «Разбуди в ребенке волшебника» игровая технология - Е. Е. Кравцовой (Способностью быть волшебником прямо и непосредственно связана психологическая функция воображения, которое лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, боятся или любить их);
• ИКТ – Информационно- коммуникативные технологии (использовались при составлении перспективного плана, создания картотек сюжетно-ролевых и дидактических игр);
• Психогимнастика – М. Чистяковой (серия игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений);
• Технология развивающих игр – Б. П. Никитина (Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями);
• Личностно-ориентированная технология (это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
Одной из главных особенностей ознакомления детей с окружающим миром является ее комплексный, системный характер, поэтому было разработано перспективно-тематическое планирование в разных возрастных группах в соответствии с лексическими темами, в котором раскрыты близкие, доступные детям темы: «Моя семья», «Мой дом», «Домашние животные», «Птицы», «Виды транспорта», «Профессии»… В конце каждой темы – подборка игр, игровых упражнений, стихов, вопросов, направленных на развивающее обучение.
Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром должен включать не только НОД, но и воспитательно-образовательную работу педагогов с детьми в повседневной жизни в условиях детского сада (наблюдения в быту, на прогулках, этические беседы, а также семейное воспитание. Необходимо предоставить детям возможность отразить впечатления, полученные в НОД, во время экскурсий, прогулок, в рисунках, творческих рассказах.
Широко использовалась игровая форма, увлекая дошкольников в мир знаний с помощью дидактических игр, двигательных и развивающих упражнений, творческих заданий, познавательных рассказов, решения проблемных ситуаций.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования.
1. Обобщен опыт работы по теме «Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством сюжетно – ролевой игры» и представлен на педсовете в МБДОУ
2. Разработаны перспективные планы по темам: «Повар», «Продавец», «Врач», «Парикмахер», в которых подробно прописаны: ознакомление с окружающим миром, обогащение игрового опыта детей, изменение предметно-игровой среды и активизирующее общение взрослого с ребенком.
3. Разработана картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром («Все работы хороши», «Угадай по описанию», «Укажи последовательность», «Занятия нашей семьи» и т. д.).
4. Разработан перечень рекомендаций по подготовке к сюжетно-ролевым играм по возрастам с усложнением (Использование сюрпр. моментов с целью поддержания интереса детей к игре. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев. Проведение экскурсии по теме игры. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения. Постановка проблемных игровых задач и другие).
5. Представлена презентация опыта работы по теме «Игровые технологии с учётом ФГОС в детском саду» на педсовете в МБДОУ. Было расшифровано понятие «игровые технологии», их особенность, приведены примеры использования такой технологии при формировании элементарных математических представлений.
Результаты профессиональной деятельности представлены на графике «Определение уровня развития игры детей», где выделены только основные показатели развития игры. Педагогическая диагностика проводилась по методике Н. Ф. Комаровой.
Для заполнения диагностических листов были нужны объективные данные об игре каждого ребенка. Чтобы их получить, использовались следующие методы:
1. Наблюдение за играми детей в группе, на участке (скрытое и включенное наблюдение, их протоколирование.
2. Игровые проблемные ситуации, которые были заданы детям, в ходе наблюдения за играми. При этом приходилось тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в том случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры.
Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность детей 3-7 лет. В процессе сюжетно – ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Играя, ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре. Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями – требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером. Специфика сюжетно – ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее.
От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно – ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора, коммуникативности и социализации детей.