Наталья Гайдак
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
"Ознакомление детей дошкольного возраста с основами
духовно-нравственной культуры".
СЛАЙД 1. Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. К сожалению, материальные ценности теперь доминируют над духовными, людьми искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети и молодежь отличаются эмоциональной, волевой и духовной незрелостью.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры» размещена в разделах
Эти проблемы послужили идеей для организации духовно-нравственного воспитания, начиная с детского сада, что позволяет обеспечивать его преемственность, систематичность, непрерывность, ведь дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов. В этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.
СЛАЙД 2. Одним из приоритетных направлений деятельности в моей работе является духовно-нравственное воспитание детей. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию должно быть выстроено с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; развитию и сохранению духовного здоровья детей, знакомить их с основами православной культуры, обеспечивать взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников.
СЛАЙД 3. В работе с детьми использую дополнительную литературу, периодические издания, которые содержат информацию ознакомительного характера, рассказы, загадки и другие формы, предназначенные специально для работы с детьми дошкольного возраста.
СЛАЙД 4-8. Основная цель по внедрению основ духовно-нравственного воспитания в работе с детьми дошкольного возраста :
Создание условий для развития гармоничной личности ребенка, обладающей системой национальных базовых ценностей.
- организация предметно-развивающей среды, способствующей становлению духовных и нравственных качеств личности ребенка;
- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина Российской Федерации;
- расширение социального опыта ребенка по принятию общепринятых норм и правил жизни через организацию разнообразных видов детской деятельности и привлечение родителей к процессу социализации;
- формирование у ребенка основ духовно-нравственного воспитания посредством приобщения к традиционной праздничной культуре русского народа;
- развитие воображения и творческих способностей ребенка посредством вовлечения в активный процесс познания культуры русского народа.
СЛАЙД 9.
В работе с детьми по ДНВ в нашей группе проводятся: игры, беседы о духовности и нравственности, православных праздниках, традициях, ЧХЛ, прослушивание музыки, заучивание пословиц, поговорок, дидактические игры, направляющие детей на совершение добрых и нравственных поступков. Работа с детьми по формированию основ ДНВ ведется с письменного разрешения родителей, и что приятно - 100% родителей считают это направление значимым в воспитании детей.
СЛАЙД 10-14.
Взрослые должны знакомить детей с историей развития страны, в котором они родились и живут. Поэтому, мы знакомим детей в доступной форме с адаптированным для их понимания материалом о культуре и традициях нашей страны, наследии предков, с нашей родной станицей, её названием, гербом, улицами, с её достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются наши памятники.
Так же мы знакомим наших детей с храмами нашей станицы.
Проводятся НОД и готовятся презентации по темам:
"Россия - родина моя!" «В гостях у Кубанской хаты». Серия мероприятий на тему "Никто не забыт и ничто не забыто!", посвященных Дню Победы над фашизмом. Наши воспитанники и их родители с большим удовольствием принимают участие в мероприятиях оздоровительного характера Спартакиада «Папа, мама, я – спортивная семья».
Стал традицией показ театрализованных представлений православных праздников, таких как Рождество и Красная Пасха.
СЛАЙД 10-15. Конечно же, при проведении всех мероприятий не забываем об основных методах и формах работы с детьми, родителями и педагогами.
Основными методами ознакомления детей с основами духовно-нравственной культуры являются :
Наглядный метод используется вовремя:
• чтения педагогом-воспитателем рассказов;
• экскурсий, целевых прогулок;
• наблюдений;
• показа иллюстраций к сказкам, моделирования сказок
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр.
СЛАЙД 16.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми и воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
СЛАЙД 17.
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
• оформить коллекции для занятий;
• сшить кукол к сказкам;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
СЛАЙД 18.
Формы работы с детьми:
• Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных мероприятий.
• Просмотр слайд - фильмов, мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
• Экскурсии, целевые прогулки.
• Детская благотворительность.
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
• Организация совместных семейных досугов.
СЛАЙД 19.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• совместное посещение Воскресной школы и прогулки к Храмам;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
• Используя в своей работе данные методы и формы, у каждого ребенка прививаются определенные качества, при этом мы ориентируемся на духовно-нравственный портрет каждого ребенка.
СЛАЙД 20.