Получи документы

Преемственность в работе семьи и ДОУ в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников

Ольга Разинкова
Преемственность в работе семьи и ДОУ в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Современная семья переживает кризис. Экономические реформы и социальные преобразования пошатнули ее финансовую стабильность, поставив многих людей перед выбором между родительством и карьерой.

Публикация «Преемственность в работе семьи и ДОУ в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников» размещена в разделах

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребенка в православной России, то увидим, что все нравственное воспитание шло от дома, от семьи.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на любви к маме, к своей семье, к Родине, на правильном восприятии окружающего мира. Родной дом часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи. Где родители — самые близкие для ребенка люди, благодаря которым он приобретает положительный опыт поведения. Мама дарит тепло и ласку своему малышу. Она и накормит, и напоит, и приласкает, и научит. Мама всегда знает, какую сказку прочитать малышу перед сном. А если он заболеет, то позаботится о нем, утешит, вылечит. Рядом с мамой всегда уютно и спокойно. В папе малыш видит пример мужества и мудрости. Когда папа дома — в семье настоящий праздник. С папой можно интересно провести время и многому научиться. И не только умениям и навыкам. Но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

Уместно привести слова русского философа И. А. Ильина: «Ребенок получает семью как некий дар судьбы, который нельзя не отклонить, не изменить. Здесь он научается любить, верить и жертвовать. Здесь слагаются основы его характера. Именно семья дает человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Это живые источники духовной любви и духовной веры».

На занятии в детском саду с малышами, говоря о маме, мы сравниваем её доброту, тепло и ласку с солнечными лучиками. А папину силу и мужественность с солдатом, защитником семьи, Родины. В старших группах вводим понятия семьи, Родины, дома – как уютного, теплого очага, определяем роль каждого члена семьи. Доброту, справедливость, здоровье – расцениваем как необходимые условия для счастливой и полноценной жизни человека.

Сравнивая семейный уклад прошлого и настоящего, отмечается утрата духовных ценностей современной семьи. И чтобы дать родителям необходимый уровень педагогических знаний, повысить общую и духовную культуру мы вовлекаем их в образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении проводя родительские встречи, сопровождающиеся открытыми показами детской деятельности. Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения. Присутствие родителей на открытых показах детской деятельности позволяет им наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и применять дома подходящие методы воспитания. Также взрослые ближе знакомятся с друзьями своих детей, устанавливают дружеские связи с другими родителями. Такие мероприятия как: “Добрых рук мастера”, “Папин праздник”, “День рождение мамы”, “Наш семейный альбом” помогли сплотить детско-родительский коллектив, способствовали становлению семейных традиций, их распространению. Для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей проводятся беседы на темы: “Выходной день в вашей семье”, “Семейные праздники”, “Традиции вашей семьи”. В родительском уголке папы и мамы могут всегда прочитать консультации: “Влияние стиля общения в семье на развитие речи ребенка”, “Скажи мне ласковое слово”, “Роль отца в воспитании ребенка”, “Влияние компьютерных игр на психику ребенка”. Активно предлагаются родителям средства народной педагогики, которые помогут им разнообразить и обогатить общение с детьми, а значит, провести время их совместной жизни радостно, полноценно, многогранно.

Для успешной реализации духовно - нравственного воспитания необходимо создание особых педагогических условий. Суть их можно обозначить как соотношение внешних воздействий (нормы, эталоны, правила социального поведения) и внутренней психической структуры ребенка, обусловленные его психофизиологическими индивидуальными и возрастными особенностями развития. В группе создана определенная воспитательная среда. В образовательный процесс включены различного рода минутки: “Этические”, “Эстетические”, “Юмористические”, ”Творческие”. Для проведения этических минуток, разработан цикл мини-занятий “Волшебные слова”, где дети осваивают речевой этикет, проигрывают проблемные ситуации. Не остаются без внимания и этнокультурные ценности. Знакомство детей с образцами русского фольклора: сказками, народными песнями, играми, хороводами, потешками, пословицами, поговорками стали в работе с детьми традиционными. Это все является неисчерпаемым источником, резервуаром бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира, где заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки, а так же удовлетворения детской жажды физического действования, душевного общения и предоставления обильной пищи для работы ума, сердца, воображения, воспитания умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.

Вся атмосфера, окружающая ребенка, пропитана ликующими красками радости. Поэтому в группе существуют ряд традиций, которые благотворно влияют на его настроение, способствуют воспитанию жизнерадостности и оптимизма:

традиция «Утро радостных встреч», где дети познают первые уроки добра, надежды, радости от встречи друг с другом, делятся впечатлениями о наиболее ярких событиях;

выставки детских работ, чтобы с огромной радостью показать и рассказать о своих достижениях родителям;

подведение итогов дня, где о каждом ребенке говорится доброе слово, а в «мешочек добрых дел» кладется сердечко. Какой восторг вызывает это у детей, а тем более у их родителей.

Сюрпризные моменты сопровождают ребенка ежедневно, ведь когда нужно преодолеть какие-либо трудности, то в конце малыша обязательно должна ждать награда, а значит радость. Радостное восприятие жизни и формирования чувства ее надежности является ведущим мотивом народной педагогической практики.

Совместная работа семьи и дошкольного образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников способствует созданию базиса для продолжения нравственного роста ребенка в школе. И мы надеемся, что наши выпускники, отличающиеся чуткостью восприятия, отзывчивостью, ответственностью, не потеряют свою индивидуальность и в дальнейшем, а проведенные с ними мероприятия помогут выйти из трудных ситуаций достойно, красиво, в соответствии с нормами христианской морали.

Библиографический список:

1. Дошкольные учреждения и семьяединое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Дорокова, С. Соловьёва

2. Ильин И. А. «О России» : Издательство Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2008 г. - 320с.

3. Истоковедение. Том11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2009. – 320с.

4. Материалы I Фестиваля православной культуры. – Белгород, Миссионерское обозрение, 2005г. - №12.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе семьи и ДОУ в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников
Опубликовано: 11 марта 2015 в 00:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в работе семьи и ДОУ в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Разинкова (УИ 251115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД