Иванова Наталья
«Открытый детский сад» — как новая форма отношений родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко.
Сухую ветвь один огонь исправит.»
(Саади.)
2. Слайд За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Публикация «„Открытый детский сад“ — как новая форма отношений родителей и педагогов» размещена в разделах
Образовательные учреждения играют важную роль в жизни ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Но только в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким станет человек, и какие черты характера он унаследует. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
3. Слайд Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
4. Слайд Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
5 Слайд Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и важны для воспитания детей.
B-первых, это хороший эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
В-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
6 Слайд Главный момент в контексте «Семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания. Признавая важность семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада.
7 Слайд Для того чтобы детский сад стал для родителей «открытым» мы педагоги постарались сделать учебный процесс более свободным, и гибким. Вовлекли родителей в образовательный процесс детского сада. Прежде всего не только знакомя родителей на родительских собраниях теоретически с программными задачами воспитания и обучения в данной возрастной группе, а демонстрируя им на открытых занятиях то чему учили детей и чему они научились. Создали такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог. Мы можем продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем — интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями не скрываем, когда в чем-то сомневается, просим совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером педагог вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.
Чтобы детский сад стал реально открытым, мы строим строить свои отношения на доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др., и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Поэтому встречаясь с родителями утром или вечером, мы стараемся не оставлять родителей за дверью прихожей, приглашаем их в группу, чтобы показать новый уголок или постройку.
8 Слайд В общении с родителями мы стараемся уйти от использования выражения типа: «ваш ребенок», чтобы не подчеркивать отстраненность от проблем воспитания. Ежедневно показываем каждому родителю свою работу, через интересы его ребенка. Приглашаем их, что они могут в любое удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
Беседу стараемся вести под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». Сообщая об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах учебной деятельности и т. д.
9 Слайд Каждую поделку представляем родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется. Постоянно говорим родителям, что нужно гордиться даже незначительным результатом своего ребенка.
Но к сожалению из-за занятости родителей эти встречи очень редки поэтому в работе с родителями иногда приходиться использовать линию воздействия на семью через ребенка. Если жизнь ребенка в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться с родителями. Дети часто берут домой свои работы, иногда дидактические игры, трафареты, рисунки, показывают родителям новые книги, игрушки, поделки которые можно изготовить со взрослыми. Дети всегда любят делиться новостями, родители не всегда умеют их выслушать, поэтому иногда приходиться объяснять родителям, что ребенку это очень важно, поделиться полученными впечатлениями. Но к сожалению родители очень часто не интересуются успехами и трудностями малыша, не спрашивают ни у него, ни у нас о результатах обучения, взаимоотношениях со сверстниками. Дома они также не закрепляют полученные в детском саду знания и навыки. При таком отношении родителей, все наши старания оказываются «пустыми». Главное, ребенок сразу почувствует, что родителей его успехи не интересуют, значит и ему нет смысла напрягаться. В этом случае родители являются не только пассивными наблюдателями за нашим трудом по обучению и воспитанию ребенка, но и очень тормозят познавательную активность собственного ребенка. Это не допустимо. И если родители сами не могут оценить ситуацию и понять важность своей роли в воспитании ребенка, то мы стараемся помочь им стать самыми заинтересованными, активными участниками образовательного процесса. Поэтому очень важна открытость дошкольного учреждения для родителей.
10 Слайд Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.
I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;
II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;
III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.
Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений
11 Слайд Основные задачи детского сада в работе с семьей:
- установить партнерские, деловые отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ и родителями;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
12 Слайд Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок);
• доброжелательный стиль общения;
• индивидуальный подход к каждому родителю;
сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
13 Слайд Формы работы с семьей.
• Беседы с родителями.
• Родительские собрания. (Стремясь к новой форме общения с родителями, провожу родительские собрания в форме : КВН, «посиделок», «круглого стола» «за чашкой чая», «семинара-тренинга».)
• Дни открытых дверей – проводятся два раза в год, осенью и весной.
• Наглядная информация – стенды : «Для вас родители», «Окно здоровья», «Чем мы занимались в детском саду».
В группе есть папка «Для интересующихся родителей».
К праздникам (Новый год, 23 февраля, 8 Марта) поздравлениями для родителей и приглашением на совместное мероприятие.
• Конференция с родителями.
• Досуги и развлечения.
14 Слайд Преимущества «открытого детского сада» :
- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого воспитанника;
- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
- открытость и доступность детского сада для родителей;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- участие родителей в создании развивающей среды;
- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.
15 Слайд «Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Важно, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во много зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления