Мария Сухарева
Особенности становления процесса общения со сверстниками у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннему возрасту присуще появление одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности ребенка: его общение с другими детьми.
Важно отметить, что в младенчестве, когда ребенок растет среди сверстников (в яслях или в доме ребенка, он еще не общается с другими детьми. Хотя младенцы и проявляют своеобразный интерес и избирательное отношение друг к другу, эти младенческие контакты побуждаются в основном потребностями в новых впечатлениях и в активном функционировании. Другой ребенок скорее является для них интересным живым объектом, чем партнером по взаимодействию (Л. М. Царегородцева, 1989). Важно отметить, что только после 3 лет дети начинают активно демонстрировать ярко выраженную потребность в общении со сверстником и специфические формы взаимодействия друг с другом. Стоит акцентировать внимание на том, что периодом формирования этой важнейшей потребности является ранний возраст.
Публикация «Особенности становления процесса общения со сверстниками у детей раннего возраста» размещена в разделах
Необходимо отметить, что стремление же к общению со своими сверстниками у детей может быть выражено далеко не одинаково. Согласно некоторым данным, дети, которые потеряли мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а, лишившись, матери в шестимесячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.
Психологи интерпретируют данное явление по-разному. Они утверждают, что асоциальные поведенческие черты возникают значительно позднее младенческого возраста и под влиянием различных условий их дальнейшей жизни, но для развития общего эмоционального фона психической жизни, разнообразия простейших эмоциональных переживаний вначале телесный контакт с матерью, а затем голос и зрительный образ матери имеют чрезвычайно важное значение.
Согласно мнению отечественных психологов, которые убедительно свидетельствуют о том, что неудовлетворенность потребности маленького ребенка в общении со взрослым достаточно рано вызывает различные отклонения в поведении детей, их развитии. В частности, сравнивая поведение детей, которые развиваются в условиях семьи и детского дома, ученые утверждают, что «семейные» дети уже в три месяца лучше выделяют взрослого, при этом используя более разнообразные средства общения, чем их сверстники из дома ребенка. Во второй половине дошкольного возраста дети из детского дома отличаются сниженной эмоциональностью, пассивностью и задержкой в развитии внутреннего плана действий. Кроме того, эти дети значительно чаще обращаются к взрослому (в 6 раз чаще, чем к сверстнику); доминирующей до конца дошкольного возраста остается потребность во внимании и доброжелательности взрослого.
Важно отметить, что М. И. Лисина выделяет 4 критерия, которые свидетельствуют о наличии потребности в общении :
1) внимание и интерес к другому человеку;
2) эмоциональное отношение к нему;
3) стремление привлечь к себе внимание другого;
4) чувствительность к его воздействиям.
Эксперименты Л. Н. Галигузовой показали, что поведение детей раннего возраста отвечает всем этим критериям:
• первый критерий характеризуется проявлением интереса и внимания к сверстнику — дети с интересом рассматривали друг друга и внимательно наблюдали за действиями другого ребенка.
• второй критерий характеризуется проявлением эмоционального отношения к ровеснику, который проявляется в разнообразных эмоциональных экспрессиях, которые сопровождали наблюдение за другим ребенком.
• третий критерий был представлен значительным количеством действий:
выражением расположения к сверстнику,
демонстрацией своих возможностей или игрушек,
жестами, вокализациями и пр., которые были направлены на привлечение к себе внимания сверстника.
• четвертый критерий выражался в том, что малыши учитывали отношение к себе других детей и проявляли чувствительность к их воздействиям.
Стоит акцентировать внимание на том, что в то же время не на всех этапах раннего возраста поведение детей отвечало этим критериям. На втором году жизни малыши реагировали на появление сверстника лишь ориентировочно-исследовательскими действиями и эмоциональными экспрессиями, соответствующими двум первым критериям. Адресованные сверстнику коммуникативные акты были фрагментарными и бедными по своему составу. Слабо выраженные улыбки, которыми изредка обменивались малыши, не воспринимались ими как выражение отношения или желания общаться и часто оставались без ответа. Только во взаимодействии детей третьего года жизни появились два последних критерия потребности в общении.
Таким образом, потребность в общении ребенка со сверстниками возникает лишь на третьем году жизни. В раннем возрасте эта потребность по своей интенсивности уступает потребности в общении со взрослым и потребности в манипуляциях с предметами.
Наблюдение за взаимодействием детей в разных ситуациях позволило Л. Н. Галигузовой выделить четыре категории действий, которые отражают отношение детей к сверстникам.
В первую из них входят действия, которые характеризуют отношение к сверстнику как к интересному объекту. Данные действия выражаются в рассматривании другого ребенка, в знакомстве с его внешностью: дети подходят поближе к сверстнику, рассматривают его одежду, лицо, фигуру, привлекают к нему внимание взрослого. Подобные действия можно наблюдать и в контактах со взрослым, и при знакомстве в новым предметом.
Во вторую категорию входят действия со сверстником как с игрушкой. Данные действия характеризуются особой бесцеремонностью и нечувствительностью к реакции сверстника. Дети дергают ровесника за волосы, уши, хлопают его рукой по голове, тащат за руку или ногу, т. е. играют с ним, как с куклой. Ничего подобного по отношению к взрослому они никогда себе не позволяют.
Третья категория включает действия, которые являются общими для поведения детей в отношении сверстника и взрослого :
• наблюдение за его действиями, подражания,
•взгляды в глаза,
• адресованные улыбки,
• демонстрация своих возможностей,
К четвертой категория относятся действия, которые специфичны только для контактов со сверстником. Они отличаются чрезвычайно яркой эмоциональной окрашенностью и раскованностью детей. Дети раннего возраста весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, громко хохочут, кривляются, бегают друг за другом, прячутся, пугают друг друга и пр. Также, важно отметить, что в данную категорию входят и негативные реакции на сверстника, а именно:
• ссоры из-за игрушек,
• недовольство близким соседство,
• вмешательством сверстника, которое может привести к драке.
Необходимо отметить, что ни по отношению к взрослому, ни с игрушкой ничего подобного дети не делают.
Следует отметить, что в описанных четырех категориях можно выделить два аспекта отношения к другим людям:
• объектный,
• субъектный.
Стоит акцентировать внимание на том, что содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребенка со взрослым.
Общение детей раннего возраста ярко эмоционально окрашено, но все же квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.
Таким образом, подводя итоги данного параграфа, важно отметить, что общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. По-видимому, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость.