Евгения Евстафьева
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей до 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком».
Все дети начинают говорить в разное время. Часто развитие речи происходит не планомерно, скачками. Одни дети к году имеют в своем запасе около 15 слов, другие же долгое время остаются “молчунами”. Важно отметить, что объем словарного запаса детей не ограничивается только активной речью. Сюда же можно смело отнести пассивный словарь ребенка, то есть те слова, которые он знает, но пока не говорит.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности речевого развития детей до 3 лет“» размещена в разделах
Чтобы помощь ребенку была эффективной, взрослому необходимо четко представлять, что должен знать и уметь ребенок в данный конкретный период своего развития. И уже с учетом этого строить свои занятия.
Развитие ребенка легко представить в виде пирамидки, все элементы которой тесно взаимосвязаны. На рисунке можно заметить, что проблемы на любом из уровней могут привести к речевым недостаткам. И чем ниже и основательнее этот уровень, тем серьезнее становится проблема. (См. презентацию).
Причины нарушения речи:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность»;
- ПЭП
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.
Для гармоничного развития речи логопеды советуют родителям добавлять в совместные игры элементы артикуляционной гимнастики (Сказки о Веселом Язычке, артикуляционные гимнастики для мальчиков и девочек, музыкальные игры-зарядки для язычка и т. д.)
Для развития слухового восприятия можно играть в оркестр, учиться слушать тишину, искать предметы по звуку.
Координацию движений помогут развить занятия физкультурой, полосы препятствий, пешие прогулки.
Важную роль играет сенсорное восприятие. Ребенку полезно трогать материалы разной фактуры, играть с водой, крупами, песком, камушками, грязью и т. д. Благодаря таким играм совершенствуется деятельность органов чувств, накапливается опыт общения с окружающим миром.
Основой развития процессов памяти, внимания, восприятия, мышления и речи является мелкая моторика. Развивать ее важно в любом возрасте.
Таким образом, развитие речи ребенка от рождения до 3 лет имеет свои особенности. Знание и понимание этих особенностей поможет выстроить занятия с ребенком в наиболее продуктивном направлении. Ранняя диагностика уровня речевого развития имеет важное значение для предупреждения тяжёлых форм общего недоразвития речи. Пирамида развития поможет разобраться с причинами задержки речи. Благодаря ей родители могут вовремя заметить проблему и обратиться к неврологу, стоматологу, ортодонту, сурдологу, психологу или психиатру.