Татьяна Решетова
Особенности развития эмоций у детей со значительным снижением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Наша жизнь богата разнообразными эмоциями, чувствами. Эмоции регулируют поведение человека, определяют его жизнь и поступки. Изучению эмоциональной сферы посвящены многие исследования, но единства мнений о происхождении эмоций и их классификации пока не существует. Исследователями отмечается, что эмоции изменяются не только в процессе развития животного мира от низших форм к высшим, но и в ходе индивидуального развития человека. Эмоции ребенка примитивны, связаны с удовлетворением простейших жизненных потребностей. Позднее они обогащаются и развиваются под влиянием восприятия предметов и явлений внешнего мира. В течение жизни человека изменяется сила эмоций : они достигают кульминации в юности, в зрелом же возрасте рациональное начинает превалировать над эмоциональным.
Публикация «Особенности развития эмоций у детей со значительным снижением интеллекта» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Степень эмоциональности каждого человека индивидуальна. В психологической литературе различаются эмоции, чувства, аффекты. Эмоции — это психические состояния, возникающие в связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей в форме непосредственного переживания. Чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности в связи с его потребностями и мотивами. Аффекты — кратковременные проявления бурного чувства. В состав эмоциональной сферы ребенка включаются эмоции, чувства, аффекты, настроения, стрессовые состояния (А. В. Петровский, К. Изард, С. Л. Рубинштейн).
Эмоции характеризуются полярностью: они бывают положительные или отрицательные. В эмоциях выделяют две составные части: субъективное эмоциональное переживание и эмоциональное выражение, т. е. сопутствующие этому переживанию изменения мимики, жестов, позы, а также вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, сердцебиение и т. д.). Положительное эмоциональное развитие связывают с гармоничным воспитанием различных чувств и эмоций, формированием необходимых навыков в управлении своими чувствами и эмоциями, пониманием различных эмоциональных состояний, оценкой самого себя.
Эмоции детей со значительным снижением интеллекта характеризуются относительной сохранностью. Многие из детей достаточно восприимчивы к оценке их деятельности и поведения окружающими. Дети способны бурно проявлять свою радость при похвалах, а при порицании — обижаться, становиться агрессивными, проявлять негативизм. Вместе с тем, интеллектуальная недостаточность оказывает влияние на формирование эмоционально-волевой сферы. Детским эмоциям свойственны слабая дифференцированность, маловыразительность, однообразие, «тугоподвижность эмоциональных процессов» (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, 2003). Возможны немотивированные колебания настроения — капризность, плаксивость, смех без причины. Могут наблюдаться возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. Дети не понимают смысла поведенческих реакций окружающих и не умеют реагировать в соответствии с этим смыслом.
Следует отметить, что поражение центральной нервной системы, вызывающее значительное снижением интеллекта, возникает в результате патологического влияния различных этиологических факторов. Соответственно, дети с множественными нарушениями также имеют различные психологические особенности. Так, эмоции детей с синдромом Дауна более сохранны, чем интеллект. Дети могут проявлять гнев, страх, радость, грусть. Но эмоциональные реакции, как правило, слабы и по глубине не соответствуют вызвавшим их причинам (например, сильные переживания по незначительному поводу). У некоторых детей отмечаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако можно отметить и положительные качества, такие как дружелюбие, уравновешенность, ласковость, присущие этим детям (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, 2003).
По данным исследователей, у детей, страдающих фенилкетонурией, уровень развития эмоциональных реакций несколько выше, чем у детей с другими тяжелыми множественными нарушениями: отмечаются элементы критичности по отношению к своей деятельности, возможна застенчивость, адекватная обстановке повышенная чувствительность.
У некоторых из детей с тяжелыми множественными нарушениями наблюдаются аутистические проявления, что еще больше затрудняет формирование эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, а также социальную адаптацию в целом. Дети с проявлениями аутизма требуют особого коррекционного подхода и нуждаются в дополнительной активной работе по коррекции эмоциональной сферы.
Знание педагогами специфических особенностей развития детей данной категории, использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения позволят более качественно оказывать им коррекционно-педагогическую помощь.
Исследование показывает, что на развитие детей отрицательно влияет недостаток или отсутствие общения со взрослыми, особенно на ранних возрастных этапах. Это вызывает тяжелые нарушения психического, эмоционального и физического развития — депривацию.
Опора на потенциальные возможности и скрытые резервы в коррекционно-воспитательной работе осуществляется с учетом относительной сохранности эмоциональной сферы детей, что позволяет строить работу путем воздействия, активизации эмоциональной сферы, использования ее как обходного пути детского поступательного развития.
В процессе коррекционной работы психолог стремится развивать эмоциональный мир ребенка, вырабатывать «адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность» (А. Р. Маллер,Г. В. Цикото, 2003)
Ребенка учат понимать эмоции, различать их, пытаются развивать способность регулировать свои эмоции и их внешние проявления. Воспитывают адекватный и социально приемлемый стиль переживания эмоций.