МААМ-картинки

Особенности развития ребенка второго года жизни

Наталья Альбертовна Самойлова
Особенности развития ребенка второго года жизни
▼ Скачать

«Особенности развития ребенка второго года жизни».

Дети третьего года жизни – очаровательные существа. Они абсолютно честны и искренни во всем – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза открыты для всего нового.

Главной фигурой в жизни детей по-прежнему остается взрослый, ибо ребенок практически во всем еще зависит от него.

Публикация «Особенности развития ребенка второго года жизни» размещена в разделах

Начнем с того, что ребенок без помощи взрослого не может справиться со многими бытовыми проблемами. Раздеться – пожалуйста! Но самостоятельно одеться удается далеко не всем и не всегда, особенно если одежда соответствует вкусам мамы, а не возможностям ребенка.

Это возраст, когда у ребенка появляется первое: «Я сам!», «Я хочу!», «Я буду!». На третьем году жизни продолжается формирование личности ребенка. С радостью познания нового к детям приходит и чувство определенной самостоятельности, самооценки, самоутверждения. Взрослые обязаны бережно относиться к этому чувству, так как именно с него начинаются человеческое достоинство, уверенность в силах и возможностях человека. Уже в раннем возрасте ребенок — это личность с конкретным, хотя и неустойчивым, мировосприятием, темпераментом, мыслями и чувствами.

Рекомендуется: постараться дать ребенку возможность реализовать все его намерения, если это не угрожает жизни и здоровью его самого и других детей группы. Безусловно – это осложняет жизнь нам, взрослым, поскольку дети выполняют действия медленно, не с тем результатом, какого бы мы хотели. И мы начинаем понукать: «Давай быстрее!», «Что ты копаешься?» и т. д. Тем самым отбивая охоту у ребенка быть самостоятельным и не удовлетворяя психическую потребность в «самости». Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих пусть еще очень маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать похвалы и одобрения, кроме как от взрослого. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддержать и защитить, помочь, что он его ценит и любит. Ребенок нуждается в физической ласке – в том, чтобы его погладили, обняли. Позволили прижаться. В этом возрасте очень тесная эмоциональная связь с родителями, особенно с мамой.

В этом возрасте у ребенка формируются эмоции. Если ребенок ощущает родительскую любовь, то к четырем годам, на основе эмоциональной связи формируется ответная любовь к родителям.

Придя в детский сад, ребенок попадает в многочисленное детское общество. Он проявляет внимание к сверстнику как к весьма занятному объекту. Обратите внимание: не к человеку, а к объекту. На котором красивая одежда, который сам делает что-то необычное, которого между прочим, можно ухватить за нос.

Чутко улавливая состояние и настроение взрослого, ребенок совершенно равнодушен к состоянию и настроению сверстника. Это придет позже, к трем годам. Выбирая между взрослым, игрушкой и сверстником, ребенок третьего года жизни предпочтение отдает взрослому, затем игрушке и уже потом сверстнику.

Заняться общим делом детям еще трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или выполняет необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем товарища. Многое меняется в ребенке в период от 2 до 3 лет. В его психике появляются такие особенности, которые раньше или полностью отсутствовали, или находились как бы в зачаточном состоянии, а теперь расцветают пышным цветом.

К основным изменениям, которые должны произойти между двумя и тремя годами, необходимо отнести следующее:

Интенсивное развитие речи.

Увеличивается словарный запас ребенка. Если в 2 года – 270 слов, то в 3 года – 800 слов, а у детей с хорошо развитой речью более 1000 слов. Однако для этого должны быть созданы соответствующие условия: нужно, чтобы ребенок слышал разнообразную речь взрослых и охотно и много разговаривал с ними сам. В противном случае совершенно нормальные дети начинают отставать в речевом развитии. А т. к. ребенок, как и взрослый, думает с помощью слов, начинает также отставать и его умственное развитие.

Появление целенаправленности.

Это важнейшее психическое новообразование. У ребенка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами – катать, стучать, бросать, как он это делал раньше, но и создать из них или с помощью их нечто такое, чего раньше не существовало, - забор из кубиков, поезд из стульев и т. п. Но чтобы создавать новое, необходимо заранее в уме представлять тот результат, который хочешь получить.

Наблюдая за взрослыми, слушая их разговоры, общаясь с ними, ребенок постепенно обнаруживает, что определенные действия, как правило, приводят к определенному результату: чтобы посуда была чистая, ее моют, чтобы получить яичницу жарят яйца. Когда ребенок просит построить домик или нарисовать девочку, желаемые предметы тоже появляются через некоторое время. Поэтому очень важно создавать для ребенка по его просьбе и у него на глазах подобные маленькие творения человеческих рук, рождая у малыша смутное понимание, что в итоге своих действий можно получить некоторый видимый и осязаемый результат.

Становление целенаправленности у ребенка происходит совсем не так, не в том порядке, в каком осуществляет свои целенаправленные действия взрослый. Мы, как известно, начинаем с постановки цели, а результат появляется в конце.

У ребенка целенаправленность зарождается с результата. Вот он громоздит кубики, отнюдь не намериваясь что-либо создать. Но вопрос взрослого: «Что ты построил?» - зарождает в нем смутную мысль, что это непонятное сооружение может быть чем-то, например, машиной, которая ему так понравилась в жизни. А если взрослый еще и похвалит постройку, и приставит «колесико», малыш, пожалуй, и сам поверит, что сделал автомобиль. В следующий раз он уже с некоторой уверенностью будет заявлять, что построил машину. А через некоторое время, взяв кубики, скажет, что собирается строить машину. Общаясь, с детьми, так важно постоянно ненавязчиво интересоваться тем, что они делают, подсказывать результат, и, разумеется, одобрять его.

Итак, к трем годам ребенок уже может заранее в уме представить себе тот результат, который хочет получить. Это огромный скачок в его душевном, психическом развитии.

Психические процессы.

Основные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, речь носят у детей 2 - 3 лет непроизвольный характер. Это означает, что они не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что само привлекло их внимание, запоминают то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с младшими детьми.

Восприятие (цвет, форма, величина, пространство, количество).

Внимание. Очень не похоже на то, которое у взрослых. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным. Они внимательны не потому, что хотят, а потому, что объект приковал их к себе, т. е. объект должен их заинтересовать. Направить внимание на что-либо путем словесного указания «посмотри», «послушай» очень трудно. Переключить на другой предмет с помощью словесной инструкции можно только при условии ее многократных повторений. Именно поэтому детям этого возраста так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т. п. Объем внимания ребенка очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш - всего один-единственный объект.

Память.

Ребенок запоминает то, что запомнилось само, то, что им понравилось, что они с интересом слушали, или наблюдали. Ребенок может с наизусть знать «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение – положить карандаш на стол в другой комнате.

Мышление.

Все чем занимается ребенок, способствует развитию его мышления.

- Предоставляйте в распоряжение детей конструкторы и мозаики – и давайте возможность самостоятельно исследовать их.

- Желательно, чтобы через игрушки ребенок мог познакомиться с разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, вельвет, шерсть, лен, деревом, глиной, металлом, пластилином, резиной.

- Предоставляйте детям разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, и т. д.).

Есть еще одно направление действий ребенка с окружающими предметами – исследование их внутреннего устройства. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно, что-либо положить, а затем вынуть обратно. Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес представляют детали, из которых он сможет что-то сконструировать самостоятельно. Итак, он использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить или опустошить емкость.

- Предоставляйте детям разнообразные предметы, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы.

- Делайте вместе с детьми звучащие игрушки – «шумелки» и «гремелки» из пустых флаконов, коробочек киндерсюрпризов, наполняя их различными семенами, металлическими предметами, песком и т. п.

Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Они исследуют разные принципы движения.

- Необходимы движущиеся игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а так же особенно полезны для развития ребенка механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов, клюющих курочек и т. д.

Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок требует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в дудочки, ударять по барабану ладонью или специальной палочкой.

Очень важно в этом возрасте поддерживать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. Детей больше привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются сами взрослые. Их устройство занимает малышей. Ребенок 2-3 лет часто пробует разобрать их на части, чтобы узнать как они устроены внутри. Взрослые склонны называть такой способ обращения с предметами словом «ломает» и относится к нему соответственно – сугубо негативно. Однако правильнее было бы назвать эти действия словом «исследует» и приветствовать любознательность ребенка, предоставляя ему для деятельности разнообразные предметы, которые могут быть разобраны без сожаления со стороны владельца.

- Не всегда правомерно требовать от малыша, чтобы он снова собрал разобранную игрушку, т. к. в большинстве случаев ему это еще не под силу. На втором году жизни ребенок уверенно ходит и бегает, у него резко расширяются контакты с внешним миром, все окружающее вызывает в нем интерес и любопытство. Состояние двигательной активности превращается в естественную потребность. При этом значительно обогащаются эмоции малыша, увеличиваются его познания.

Возросшая активная деятельность находит выход в играх, которые можно широко использовать в воспитательных целях. Именно в ходе игр легче воспитывать в детях чувство долга и коллективизма, этические и эстетические качества, прививать им трудовые и гигиенические навыки, умение преодолевать трудности. Игры благоприятствуют развитию способности свободно ориентироваться в окружающей обстановке, принимать самостоятельные решения при неожиданных (но не сложных) ситуациях, развивают находчивость, смелость, ловкость, быстроту реакции. Движения помогают ребенку познавать внешний мир, вызывают потребность в общении с людьми.

Однако нервная система на втором году жизни еще слаба, легко истощается. Поэтому, удовлетворяя потребность малыша в движениях, следует позаботиться и о его отдыхе. Целесообразно чередование движений и покоя. В противном случае наступает переутомление: дети становятся вялыми, сонливыми, раздражительными, капризными, теряют интерес к играм и игрушкам.

После 2 лет двигательная активность ребенка еще более совершенствуется. Он может самостоятельно одеться, застегнуть и расстегнуть пальто, умыться, свободно пользуется ложкой и вилкой. Иначе говоря, ребенок во многом может обслужить себя. Более того, у него появляется желание помочь и взрослым, выполнить их несложные поручения.

Эмоции.

Ребенок 2-3 лет проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые.

Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и т. д.

1. Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами, ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.

2. Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события.

3. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.

4. Ребенку пока очень сложно обозначать словами свои переживания.

5. Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно отчетливо это проявляется в ситуации выбора: из двух предложенных игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1-2 минуты уже жаждет играть с другой.

6. Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент ему нужна поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в автобус, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».

7. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций – общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр. Также ребенок может стремиться к общению со сверстниками и в то же время испытывать неуверенность при непосредственном контакте с ними.

8. Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие. Этому его могут научить только взрослые. Например, ребенок бросает куклу, привлекая внимание мамы своим поведением. «Ей плохо, она плачет», - мать берет на руки растрепанную игрушку, качает, баюкает ее. И ребенок переживает те эмоции, которые демонстрирует ему мать (с помощью мимики и интонаций). Во многих ситуациях ребенок обнаруживает бесчувственность, подчас граничащую с жестокостью. Он может радостно таскать котенка за хвост, с хрустом давить улиток. Делает это, как говорится, не со зла, а потому что он не задается мыслью и не может себе представить, что причиняет кому-то страдания. Однако если вы тактично не отучите от подобных «развлечений», они могу с годами превратиться в подлинную жестокость.

9. Ребенок учиться, эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне эмоционировать, то и ребенок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.

10. Ранний возраст – это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребенок будет скован и боязлив, с другим – весел и подвижен.

11. Эмоции в раннем возрасте – показатель не только физического, но и психического здоровья. Депрессивный, печальный либо слишком агрессивный ребенок – тревожный признак для родителей. Причины негативных эмоций в этом возрасте почти всегда так или иначе связаны с физическим состоянием ребенка. Упал или ушибся – плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полно- и новолуние и другие природные факторы. Сами эмоциональные реакции всегда имеют ярко выраженный психосоматический характер. Они выражаются в определенном состоянии тела ребенка: он краснеет, может вспотеть, у него учащается пульс. В этом возрасте многие дети проявляют возрастные страхи – темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

Положительные эмоции также в значительной степени связаны с разными физическими ощущениями: вкусной едой, приятными запахами (например, цветов или духов, приятным контактом со взрослым или его лаской, активным движением, пением, легкой веселой музыкой, осязанием приятных на ощупь тканей или материалов из которых сделаны или наполнены внутри мягкие игрушки, для некоторых детей с купанием. В целом здоровый двухлетний малыш склонен иметь постоянно хорошее настроение.

12. Уже в раннем возрасте дети сильно отличаются друг от друга по эмоциональной впечатлительности. Одни более чувствительны к ситуации, другие могут проявлять «эмоциональную тупость». Однако легко выражают свои как отрицательные, так и положительные эмоции в поведении, другие испытывают напряжение, сдерживают свои порывы. Эти индивидуальные особенности связаны с темпераментом ребенка.

На эмоциональное поведение человека сильно влияет его темперамент. Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго усидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка. Темперамент (от лат. – надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденные.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам жизни.

Дети очень восприимчивы к музыке, и с ее помощью можно создать у ребенка тот настрой, который в данный момент необходим, например, расслабление и покой при укладывании спать, радость в период открытого бодрствования.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни (осень) В сентябре идет прием детей, этот месяц отводится на адаптацию малышей к новым условиям, занятия с детьми не планируются. Октябрь. 1. «Позови.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в весенний период Март. 1. Медвежата Цель. Продолжать обогащать представления детей о дикой природе, развивать речевую активность 2. Белочкино чаепитие.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в зимний период Декабрь. 1. Рассматривание фотографий «На прогулке Осенью» Цель. Побуждать называть свое имя и имена детей группы. Развивать речь, как.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития ребенка второго года жизни
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 14:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития ребенка второго года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Альбертовна Самойлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД