Папки-передвижки

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС

Екатерина Анатольевна Кузнецова
Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Кузнецова Е. А.

Учитель-логопед

Структурное подразделение МБУДО «Центр дополнительного образования и воспитания «Созвездие» «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Публикация «Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС» размещена в разделах

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц рук и глаз. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. К старшему дошкольному возрасту заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки. [1]

Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс. Существует несколько видов хватки у нормально развивающегося ребенка.

1. Локтево-ладонная хватка проявляется к 3 месяцам. Новорожденный держится своим мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным.

2. Радиально-ладонная хватка, проявляется к 6 месяцам. Рука находится в среднем положении, ребенок хватает ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета.

3. Хватка с помощью пальцев появляется к 8 месяцам, ребенок держит предметы четырьмя или пятью пальцами.

4. Щипцовая хватка наблюдается примерно в 11–12 месяцев. Ребенок держит предметы с помощью большого и указательного пальцев, любит находить различные мелкие предметы, лежащие в непосредственной близости.

5. Верхняя хватка отмечается между первым и вторым годами. Малыш хватается за предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

6. Хватка крест-накрест - это умение держать ручку или ложку перекрестной хваткой, при этом ладонь и большой палец направлены вниз, формируется в 3-4 года.

7. Верхняя хватка пальцами наблюдается в 3-4 года – ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удерживать предмет.

8. Хватка сгибом большого и указательного пальцев развивается в возрасте около 5 лет. Вначале предмет захватывается достаточно высоко, но по мере развития навыка карандаш удерживается ребенком уже низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев.

9. Противостояние большого пальца. Такое движение пальцев развивается примерно в пятилетнем возрасте. Большой палец уже может дотрагиваться до кончиков каждого пальца, становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и выпрямить его. Если большой палец не может быть напротив кончиков других пальцев, то плохо развивается хватка «щипцами» (удерживание предмета большим и указательным пальцами). В возрасте 6–7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например пользоваться ножом и вилкой. [3]

Каждый из видов хватательных движений, «вызревает» в свое время. Все дети развиваются по- разному : одни быстрее, другие медленнее. Зная норму развития хватательного рефлекса, можно заметить появление или отсутствие необходимого вида хватания у ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) в тот или иной отрезок времени и начать работу по его формированию.

Развитие мелкой моторики у детей с РАС имеет свои отличительные особенности : неравномерное усвоение моторных навыков - дети могут легко собирать пазлы или перелистывать страницы книги, но затрудняются повторить эти действия по просьбе взрослого. [2]

На развитие мелкой моторики у детей с РАС существенное влияние оказывает сложность распределения мышечного тонуса по руке. Руки ребёнка могут быть вялыми - почти не могут удерживать предметы или повторять действия с ними. А так же могут находиться в сильном тонусе - действовать с избыточной силой, напрягая кисти рук так, что ему невозможно дать правильную подсказку, действуя его руками.

Кроме того, моторная неловкость детей с РАС может быть вызвана их общей расторможенностью, сниженным координированием движений рук и глаз и координации пальцев. Часто они даже не смотрят на то, что делают, особенно если взрослый манипулирует их руками, у детей отсутствует целенаправленное манипулирование с предметами. Со временем эти особенности приводят к возникновению трудностей в освоении речи, навыков письма и самообслуживания.

В случае постановки руки для письма помогает передача ребёнку уже готового моторного стереотипа, когда взрослый манипулирует его руками, постепенно ослабляя подсказку, главное, чтобы у ребёнка не появилась зависимость от помощи взрослого. По утверждению О. С. Рудик «навык письма в итоге осваивают – с большими или меньшими трудностями – все дети, с которыми работают» [3]

При освоении моторных действий бытовых навыков ребёнок сталкивается с трудностями контроля мышечного тонуса, координации движений рук и глаз и манипулирования с предметами. Здесь также работает принцип передачи моторного стереотипа, где немалую роль играет необходимость привлечь внимание ребёнка, сделать эти обычные действия интересными и значимыми для него.

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является уровень развития мелкой моторики. Что требует необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы с детьми с РАС для развития у них моторных навыков.

При своевременной коррекционной помощи по развитию тонкой моторики достигаются следующие цели:

- контроль движений рук и пальцев;

- самостоятельное хватание рукой;

- целенаправленное оперирование предметами;

- координирование использования рук.

Предлагаю вам несколько видов сенсорных игр по развитию мелкой моторики.

Игры с красками:

«Волшебные стаканчики»

Цель: Развивать самостоятельное хватание. Формировать правильный хват удерживания кисти, с начало ладонный хват, а затем хватка сгибом большого и указательного пальцев. В начале действия выполняет взрослый руками ребёнка, а затем ребёнок выполняет сам.

Для игры потребуются краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканчики (количество баночек и цветов красок зависит от возраста ребёнка). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (любой понравившийся ребёнку) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя ребёнку это "волшебство". Взрослый выполняет действия руками ребёнка, а затем ребёнок выполняет по словесной инструкции.

«Волшебный листок»

Цель: Продолжать учить ребенку удерживать кисточку щёпотью, плавно сгибать кисть для проведения линий на листе бумаги, с лево на право, сверху вниз. Развивать глазодвигательный контроль.

Рисование красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги водой. Окуните кисточку в одну из красок и проведите по бумаге прямые линии в разном направлении разными цветами. Краски перемешаются и получится «волшебство».

Игра с водой:

«Рыбки в озере»

Цель: Развивать контроль движений рук и пальцев, самостоятельное хватание рукой определённых предметов и действие с ними.

Нам понадобиться таз с водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают рыбки. Мы пойдём с тобой на необычную рыбалку, где будем ловить рыб руками. Наша задача ловить разноцветных рыб и складывать их в разноцветные вёдра. Красных рыбок в красное ведро и тд.

Игра со льдом:

«Ледяной конструктор»

Цель: Развивать целенаправленное оперирование предметами, подвижность пальцев, координацию движений обеих рук. Упражнять в целенаправленном оперировании предметами.

Замораживайте воду в разных формочках, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте постройки и узоры на любой плоскости (можно использовать схемы).

Игры с крупами:

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис и др.

«Прятки»

Цель: Снятие мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук. Учить выполнять определённые действия пальцами и кистями рук.

Насыпьте любую крупу в глубокую ёмкость, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Спрячем ручки? Давай мои, а теперь твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, «да?" А теперь «сожми кулачки», «сделай замочек» и тд.

«Весёлые пересыпания»

Цель: Развивать целенаправленное оперирование предметами, подвижность пальцев, координацию движений обеих рук. Упражнять в целенаправленном оперировании предметами.

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком, ладошками из одной емкости в другую. Не забываем озвучивать данные действия «с-с-с», «ш-ш-ш-ш» и тд.

«Покормим птичек»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, хватку щёпоть, умение работать обеими руками поочерёдно и одновременно. Совершенствовать движения пальцев рук.

В этой игре нам понадобятся гречневая крупа и игрушечные фигурки курочки или петушка. "Вот пришли мы на птичий двор. Петушок и курочка просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай угостим петушка и курочку зёрнышками. Вот так, как я!

«Разноцветные тарелочки»

Цель: Совершенствовать противостояние большого пальца руки остальным пальцам при сортировки мелких предметов.

Перемешиваем в ёмкости разные крупы (фасоль и горох). Затем просим ребенка разделить горох и фасоль. Разложив их в разные тарелочки: "Смотри, горошинки в красную тарелочку, а фасолинки в синюю.

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) :

«Пластилиновая картина»

Цель: Упражнять во владении приёмом надавливания и размазывания пластичных материалов при создании пластилиновых картин.

Размажем по картону зеленый пластилин - это "травка", отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их на нашу "травку" - получилась "ягодная полянка". А теперь в синем "пруду" плавают "золотые рыбки", и на голубом фоне появляются жёлтые пластилиновые "рыбки» и многое другое.

«Приготовление вкусного обеда»

Цель: Закреплять приём лепки, скатывание шариков и раскатывание колбаски, используя ладони рук, владение приёмом работы стекой.

Скатаем круговым движением ладоней маленькие шарики из пластилина красного, чёрного и синего цвета - получились "ягодки" или шарики могут станут "конфетами". А теперь в разноцветные пластилиновые шарики воткнём палочки – и получим фруктовый леденец. Раскатаем кусочек пластилина ладонями «взад – вперёд» и получим "колбаску". Выкладываем её на тарелку, получаем "спагетти". Разрежем кусок жёлтого или коричневого пластилина на маленькие кусочки - это "хлеб". Просим к столу "обед" готов!

Таким образом, успех в преодолении нарушений мелкой моторики у детей с РАС во многом зависит от своевременного выявления и правильной последовательности в коррекционной работе. И в сочетании коррекционных игр с учётом всех особенностей детей данной категории.

Список литературы:

1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М. : ACADEMA, 2000.

2. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей. Детский аутизм: христоматия. / Л. М. Шипицына. СПб. : Международный университет семьи и ребёнка им Р. Валленберга, 1997.

3. Рудик О. С. Коррекционная работа с аутичным ребё нком: [кН. Для педагогов: метод. пособие]. – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

4. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком: установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотервапия. М, 2018 г.

Публикации по теме:

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаИгры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отметил :"Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев,образно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС
Опубликовано: 29 сентября 2023 в 13:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Анатольевна Кузнецова (УИ 639210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД