Екатерина Анатольевна Кузнецова
Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Кузнецова Е. А.
Учитель-логопед
Структурное подразделение МБУДО «Центр дополнительного образования и воспитания «Созвездие» «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Публикация «Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц рук и глаз. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. К старшему дошкольному возрасту заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки. [1]
Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс. Существует несколько видов хватки у нормально развивающегося ребенка.
1. Локтево-ладонная хватка проявляется к 3 месяцам. Новорожденный держится своим мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным.
2. Радиально-ладонная хватка, проявляется к 6 месяцам. Рука находится в среднем положении, ребенок хватает ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета.
3. Хватка с помощью пальцев появляется к 8 месяцам, ребенок держит предметы четырьмя или пятью пальцами.
4. Щипцовая хватка наблюдается примерно в 11–12 месяцев. Ребенок держит предметы с помощью большого и указательного пальцев, любит находить различные мелкие предметы, лежащие в непосредственной близости.
5. Верхняя хватка отмечается между первым и вторым годами. Малыш хватается за предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.
6. Хватка крест-накрест - это умение держать ручку или ложку перекрестной хваткой, при этом ладонь и большой палец направлены вниз, формируется в 3-4 года.
7. Верхняя хватка пальцами наблюдается в 3-4 года – ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удерживать предмет.
8. Хватка сгибом большого и указательного пальцев развивается в возрасте около 5 лет. Вначале предмет захватывается достаточно высоко, но по мере развития навыка карандаш удерживается ребенком уже низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев.
9. Противостояние большого пальца. Такое движение пальцев развивается примерно в пятилетнем возрасте. Большой палец уже может дотрагиваться до кончиков каждого пальца, становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и выпрямить его. Если большой палец не может быть напротив кончиков других пальцев, то плохо развивается хватка «щипцами» (удерживание предмета большим и указательным пальцами). В возрасте 6–7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например пользоваться ножом и вилкой. [3]
Каждый из видов хватательных движений, «вызревает» в свое время. Все дети развиваются по- разному : одни быстрее, другие медленнее. Зная норму развития хватательного рефлекса, можно заметить появление или отсутствие необходимого вида хватания у ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) в тот или иной отрезок времени и начать работу по его формированию.
Развитие мелкой моторики у детей с РАС имеет свои отличительные особенности : неравномерное усвоение моторных навыков - дети могут легко собирать пазлы или перелистывать страницы книги, но затрудняются повторить эти действия по просьбе взрослого. [2]
На развитие мелкой моторики у детей с РАС существенное влияние оказывает сложность распределения мышечного тонуса по руке. Руки ребёнка могут быть вялыми - почти не могут удерживать предметы или повторять действия с ними. А так же могут находиться в сильном тонусе - действовать с избыточной силой, напрягая кисти рук так, что ему невозможно дать правильную подсказку, действуя его руками.
Кроме того, моторная неловкость детей с РАС может быть вызвана их общей расторможенностью, сниженным координированием движений рук и глаз и координации пальцев. Часто они даже не смотрят на то, что делают, особенно если взрослый манипулирует их руками, у детей отсутствует целенаправленное манипулирование с предметами. Со временем эти особенности приводят к возникновению трудностей в освоении речи, навыков письма и самообслуживания.
В случае постановки руки для письма помогает передача ребёнку уже готового моторного стереотипа, когда взрослый манипулирует его руками, постепенно ослабляя подсказку, главное, чтобы у ребёнка не появилась зависимость от помощи взрослого. По утверждению О. С. Рудик «навык письма в итоге осваивают – с большими или меньшими трудностями – все дети, с которыми работают» [3]
При освоении моторных действий бытовых навыков ребёнок сталкивается с трудностями контроля мышечного тонуса, координации движений рук и глаз и манипулирования с предметами. Здесь также работает принцип передачи моторного стереотипа, где немалую роль играет необходимость привлечь внимание ребёнка, сделать эти обычные действия интересными и значимыми для него.
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является уровень развития мелкой моторики. Что требует необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы с детьми с РАС для развития у них моторных навыков.
При своевременной коррекционной помощи по развитию тонкой моторики достигаются следующие цели:
- контроль движений рук и пальцев;
- самостоятельное хватание рукой;
- целенаправленное оперирование предметами;
- координирование использования рук.
Предлагаю вам несколько видов сенсорных игр по развитию мелкой моторики.
Игры с красками:
«Волшебные стаканчики»
Цель: Развивать самостоятельное хватание. Формировать правильный хват удерживания кисти, с начало ладонный хват, а затем хватка сгибом большого и указательного пальцев. В начале действия выполняет взрослый руками ребёнка, а затем ребёнок выполняет сам.
Для игры потребуются краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканчики (количество баночек и цветов красок зависит от возраста ребёнка). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (любой понравившийся ребёнку) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя ребёнку это "волшебство". Взрослый выполняет действия руками ребёнка, а затем ребёнок выполняет по словесной инструкции.
«Волшебный листок»
Цель: Продолжать учить ребенку удерживать кисточку щёпотью, плавно сгибать кисть для проведения линий на листе бумаги, с лево на право, сверху вниз. Развивать глазодвигательный контроль.
Рисование красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги водой. Окуните кисточку в одну из красок и проведите по бумаге прямые линии в разном направлении разными цветами. Краски перемешаются и получится «волшебство».
Игра с водой:
«Рыбки в озере»
Цель: Развивать контроль движений рук и пальцев, самостоятельное хватание рукой определённых предметов и действие с ними.
Нам понадобиться таз с водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают рыбки. Мы пойдём с тобой на необычную рыбалку, где будем ловить рыб руками. Наша задача ловить разноцветных рыб и складывать их в разноцветные вёдра. Красных рыбок в красное ведро и тд.
Игра со льдом:
«Ледяной конструктор»
Цель: Развивать целенаправленное оперирование предметами, подвижность пальцев, координацию движений обеих рук. Упражнять в целенаправленном оперировании предметами.
Замораживайте воду в разных формочках, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте постройки и узоры на любой плоскости (можно использовать схемы).
Игры с крупами:
Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис и др.
«Прятки»
Цель: Снятие мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук. Учить выполнять определённые действия пальцами и кистями рук.
Насыпьте любую крупу в глубокую ёмкость, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Спрячем ручки? Давай мои, а теперь твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, «да?" А теперь «сожми кулачки», «сделай замочек» и тд.
«Весёлые пересыпания»
Цель: Развивать целенаправленное оперирование предметами, подвижность пальцев, координацию движений обеих рук. Упражнять в целенаправленном оперировании предметами.
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком, ладошками из одной емкости в другую. Не забываем озвучивать данные действия «с-с-с», «ш-ш-ш-ш» и тд.
«Покормим птичек»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, хватку щёпоть, умение работать обеими руками поочерёдно и одновременно. Совершенствовать движения пальцев рук.
В этой игре нам понадобятся гречневая крупа и игрушечные фигурки курочки или петушка. "Вот пришли мы на птичий двор. Петушок и курочка просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай угостим петушка и курочку зёрнышками. Вот так, как я!
«Разноцветные тарелочки»
Цель: Совершенствовать противостояние большого пальца руки остальным пальцам при сортировки мелких предметов.
Перемешиваем в ёмкости разные крупы (фасоль и горох). Затем просим ребенка разделить горох и фасоль. Разложив их в разные тарелочки: "Смотри, горошинки в красную тарелочку, а фасолинки в синюю.
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) :
«Пластилиновая картина»
Цель: Упражнять во владении приёмом надавливания и размазывания пластичных материалов при создании пластилиновых картин.
Размажем по картону зеленый пластилин - это "травка", отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их на нашу "травку" - получилась "ягодная полянка". А теперь в синем "пруду" плавают "золотые рыбки", и на голубом фоне появляются жёлтые пластилиновые "рыбки» и многое другое.
«Приготовление вкусного обеда»
Цель: Закреплять приём лепки, скатывание шариков и раскатывание колбаски, используя ладони рук, владение приёмом работы стекой.
Скатаем круговым движением ладоней маленькие шарики из пластилина красного, чёрного и синего цвета - получились "ягодки" или шарики могут станут "конфетами". А теперь в разноцветные пластилиновые шарики воткнём палочки – и получим фруктовый леденец. Раскатаем кусочек пластилина ладонями «взад – вперёд» и получим "колбаску". Выкладываем её на тарелку, получаем "спагетти". Разрежем кусок жёлтого или коричневого пластилина на маленькие кусочки - это "хлеб". Просим к столу "обед" готов!
Таким образом, успех в преодолении нарушений мелкой моторики у детей с РАС во многом зависит от своевременного выявления и правильной последовательности в коррекционной работе. И в сочетании коррекционных игр с учётом всех особенностей детей данной категории.
Список литературы:
1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М. : ACADEMA, 2000.
2. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей. Детский аутизм: христоматия. / Л. М. Шипицына. СПб. : Международный университет семьи и ребёнка им Р. Валленберга, 1997.
3. Рудик О. С. Коррекционная работа с аутичным ребё нком: [кН. Для педагогов: метод. пособие]. – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
4. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком: установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотервапия. М, 2018 г.