Получи документы

Особенности познавательной деятельности у детей с РАС

АКСАНА ДЕМЧУК
Особенности познавательной деятельности у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В настоящее время все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о расстройствах аутистического спектра (РАС). РАС не является самостоятельным заболеванием и всегда является последствием органического поражения центральной нервной системы ребенка, особенностям психического статуса или генетическим нарушением. То есть РАС как самостоятельное проявление, без какой – либо причины, существовать не может.

Темочки:

Дети с РАС могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

У детей с РАС наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать их. Дети с РАС, как правило очень отвлекаемы. Их внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд. Даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются выраженная рассеянность, частые отвлечения. Поведение таких детей стереотипно, однообразно, плохо контролируется, часто они как бы не видят и не слышат педагога, на занятии они могут быть заняты своими играми. Возможны неадекватные реакции – оживление и смех, или испуг и плач, или стереотипное двигательное и речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую тему. Такие дети с трудом приспосабливаются к переменам (новым условиям, людям, способу выполнения задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка).

В восприятии ребенка с РАС отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. Моторная неловкость и трудности пространственной организации проявляются при выполнении практических работ. У них часто возникает опасность негативизма, отказ от работы. Таким детям нужен постоянный контроль.

У аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний.

У детей с РАС отмечается своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. Они редко задают вопросы, и если таковые появляются, то носят повторяющийся характер.

Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а так же распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, трудно дается сотрудничество, чаще всего они склонны уединяться.

Мышление у аутистов визуальное – они думают «в картинках». Аутисты думают картинками и образами, а не словами и суждениями. И это не зависит от того, высок или низок их интеллектуальный уровень.

Я хочу рассказать о поездке в г. Омск на семинар, тема которого «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми РАС».

Там рассказывали о том, как проводят занятия с детьми РАС при помощи картинок.

1. Занятие начиналось с приветствия

2. Использовали фото ребенка

3. Проговаривали план работы у педагога на доске:

сначала картинка КЛАССА, затем ДОМа,

Дети совместно с педагогом готовятся к занятию ( выкладывают карточки с планом на стол:

1. повторяют правила поведения на занятии

СИДИМ, НЕ РАЗГОВАРИВАЕМ

2. Тетрадь зеленая «Я умею считать»

3. Отдыхают (физминутка)

4. Тетрадь желтая «Я умею писать и читать»

5. Потом они иду домой.

На дверях картинка ВЫХОДИТЬ НЕЛЬЗЯ

До начала работы над мыслительными процессами необходимы и важны особые предварительные этапы коррекционной работы.

1 этап работы. Установление эмоционально-личностного контакта. Основная цель данного этапа – адаптация ребенка к условиям группы.

2 этап. Выработка учебного стереотипа. Целью данного этапа является выработка умения сидеть за столом. Первые несколько занятий могут быть очень кратковременными (5-7 минут, а порой и 2 -х минут бывает достаточно, так как у детей все еще преобладает «полевое» поведение и удержать ребенка за столом достаточно сложно. Иногда, для выработки учебного стереотипа, приходится прибегать к удержанию ребенка за столом до окончания выполнения им задания.

3 этап. Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков. Приём замены взгляда «глаза в глаза» : сначала вырабатываем фиксацию взора на картинке, или на интересующей ребёнка вещи, имеющей для него большое значение в данный момент (например, любимая игрушка) которую держим на уровне своих глаз. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Когда это происходит, вещь отдаем ребёнку. Добавляется инструкция: «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предъявляемом материале будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. Зафиксированный взгляд можно поощрить.

4 этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций. Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного стереотипа», выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи». Эти инструкции понадобятся для обучения понимания названий предметов.

5 этап. Развитие наглядно-действенного мышления. У детей с РАС проявляется ранний интерес к сенсорным эталонам. Отмечается также ранний интерес к цифрам.

Для овладения ребенком сенсорными эталонами предлагаем разнообразные материалы. Главными их характеристиками должны быть форма, величина и цвет. Уровень овладения сенсорными эталонами включает в себя практическое ориентирование ребенка в форме, величине, цвете предметов – знание, называние, соотнесение геометрических форм, фигур, цветов, дифференциация величин предметов. Инструкции к игровым заданиям даём с учетом возможностей ребенка — сначала в словесной форме, при усложнении или в случае не усвоения ребенком инструкции слова сопровождаем показом.

Для эффективного обучения детей с РАС важно создать ряд условий:

1. Необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение.

2. Место для занятий должно быть таким, чтобы ничто не отвлекало ребёнка, и его зрительное поле было максимально организовано.

3. Предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из поля зрения обучающегося.

4. Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к занятию, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия.

5. Ребенок должен привыкнуть, что занятия всегда проводятся в одно и то же время. Необходимо установить четкий распорядок занятия.

6. Все, что происходит на занятии, нужно сопровождать эмоциональными комментариями – педагог должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.

7. Обращаться к нему надо короткими, простыми фразами.

9. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме.

Предлагаю посмотреть фрагмент занятия по формированию сенсорных эталонов (форма и цвет у ребенка с признаками РАС)

Построение занятия с аутичными детьми имеет ряд особенностей. Как отмечают психологи, в случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективные приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода. Необходимо активизировать познавательную деятельность данной категории детей.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей РАС является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей, в том числе и познавательных. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать склонности ребенка, стараться по возможности связывать задания с интересами ребенка, это один их главных принципов при работе с детьми с РАС.

Чтобы был успех ребенка на коррекционном занятии:

1. необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

2. учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

3. помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Наша миссия Сделать так, чтобы количество детей, которым будет оказана квалифицированная помощь, которые смогут поверить в себя росло с каждым днем.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Игра «Что? Где? Когда?» Интегрированное занятие по познавательной деятельности для детей 6–7 лет. Открытый просмотр Игра «Что, где, когда?» 1. Школьники прислали задания для игры. Задания в конвертах. Если отгадаете или выполните задания, то получите.

Использование технологии «Говорящая стена» для познавательной и самостоятельной деятельности детей старшего возрастаИспользование технологии «Говорящая стена» для познавательной и самостоятельной деятельности детей старшего возраста "Говорящая стена" Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практической.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей 5–6 лет Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности познавательной деятельности у детей с РАС
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 16:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности познавательной деятельности у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем АКСАНА ДЕМЧУК (УИ 64165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД