Папки-передвижки

Особенности педагогического сопровождения детей с РАС в ДОУ

Татьяна Павловна Решетникова
Особенности педагогического сопровождения детей с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Особенности педагогического сопровождения детей с РАС в ДОУ"

Решетникова Т. П,

тьютор

Расстройства аутистического спектра – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения лиц с РАС в жизнь общества. Рост численности детей с РАС в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного образования детей дошкольного возраста.

Публикация «Особенности педагогического сопровождения детей с РАС в ДОУ» размещена в разделах

Основной целью тьюторского сопровождения является персональное сопровождение ребенка с РАС, способного самостоятельно (в меру своих возможностей) решать жизненно важные проблемы. В задачи сопровождения входят : охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития; формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности.

Основным результатом деятельности тьютора в ДОО является изменение поведения ребенка – адаптация его к условиям учреждения, расширение коммуникации ребенка, позитивная динамика в личностном, когнитивном, эмоциональном, творческом развитии ребенка, повышение его самостоятельности.

Выбор того или иного приема работы тьютора будет определяться в каждом конкретном случае по-своему. Однако, знание особенностей развития ребенка при различных нозологиях все же позволяет более целенаправленно подходить к выбору технологий сопровождения.

Главной задачей, стоящей перед тьютором при наличии в учреждении детей с РАС становится организация помощи в адаптации ребенка в коллективе, стимулирование психологической активности, установление контакта с ребенком РАС. Работа начинается с установления контакта с аутичным ребенком. На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий, привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня, что служит для развития более естественных и гибких способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на втором этапе мы организуем совместную деятельность, которая способствует обогащению эмоционального и интеллектуального опыта ребенка. Решение этой задачи требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работе. Тьютор должен постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и сложным отношениям с миром.

В своей работе мы применяем элементы эрготерапии и методики Марии Монтессори, используем визуальные расписания, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. У ребенка складывается четкое представление о том, что ему нужно сделать. Задания представляются в виде предметных картинок, действий с предметами. Задания подбираются с учетом умений и потребностей ребенка, и предъявляются поэтапно, чтобы не пропустить усвоение важных навыков. Данная схема позволяет снизить тревожность ребенка, повышает внимание и мотивацию, препятствует развитию зависимости от взрослого. При такой наглядной организации ребенок с РАС видит, что он должен сделать, и не отвлекается на неважные детали.

Используемые нами элементы эрготерапии (Эрготерапия

терапия, основанная на вовлечении в значимые действия повседневной жизни (такие как мобильность, навыки самообслуживания, игра, образование, и социальное взаимодействие) в основном направлены на коррекцию двигательных функций, развитие общей и мелкой моторики. Применяем в работе различные релаксирующие упражнения, пальчиковые игры, песочную, музыкальную терапии.

Методику Монтессори применяем с целью реализации индивидуального подхода в обучении. Когда ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятия, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Опираясь на различные методики обучения детей с РАС, следует помнить, что каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления полученного результата. И, несомненно, настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.

В начале работы с подопечным следует тщательно изучить его возможности, используя не только документацию, но и собственные наблюдения. Выделяется зона актуального и ближайшего развития ребенка, основные и первостепенные задачи его адаптации, требования в дополнительном оборудовании и приспособлениях. Первостепенно нужно обратить внимание на особенности восприятия ребенка. Для детей с РАС характерен замедленный процесс получения и переработки информации, отвлекаемость, слабость процессов памяти, быстрая потеря дозированию нагрузки, увеличения сроков предъявления нового материала, частого повторения инструкций. Возможно упрощение заданий с учетом возможностей ребенка, сокращение, инструкции в процессе выполнения заданий, выраженное снижение работоспособности, быстрая утомляемость. Это требует от тьютора внимательного отношения к разбитию материала на части. Активное применение информационных технологий, наглядности, технических средств в доступном для ребенка формате существенно поможет в восприятии им нового материала.

Слабые бытовые навыки, неумения использовать простые предметы быта (расческа, полотенце и т. д.) также требуют повышенного внимания тьютора. В начале взаимодействия с ребенком следует сформировать именно простые навыки, так как затрачиваемое на их выполнение время может быть эффективно использовано в других целях.

В процессе реализации своих функциональных обязанностей тьютор обязан оформлять документацию, фиксируя в ней результаты собственной профессиональной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Однозначного мнения на предмет, что входит в обязательную документацию тьютора у исследователей данного вопроса пока нет. Однако, накопленный практический опыт показывает, что основными документами тьютора являются: дневник наблюдений, индивидуальная программа работы с ребёнком.

Литература:

1. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.

2. Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции. – М. : СигналЪ, 2002.

3. Самарцева Е. Г. Специфика тьюторского сопровождения в дошкольных образовательных организациях: учебное пособие / Е. Г. Самарцева. – Орёл, изд. ОГУ, 2016. – 44 с.

4. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие / науч. ред. С. А. Щенников, А. Г. Теслинов, А. Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности педагогического сопровождения детей с РАС в ДОУ
Опубликовано: 8 марта 2021 в 20:06
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности педагогического сопровождения детей с РАС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павловна Решетникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД