Оксана Логвиновская
Особенности организации пространства и оснащения развивающей предметно-пространственной среды по программе «Вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства.
Программа «Вдохновение» позволяет раскрыть потенциал ребенка и педагога.
В реализации программы участвуют (схема взаимодействия).
Педагоги, семьи воспитанников, руководство, партнеры организации.
Программа позволяет педагогам добиться высоких результатов в Дошкольном образовании, которые смогут глубоко понимать:
Публикация «Особенности организации пространства и оснащения развивающей предметно-пространственной среды по программе „Вдохновение“» размещена в разделах
- Процессы развития ребенка;
- Обладать хорошей научно-методической подготовкой и, получая удовольствие от своей работы, будут стремиться достигать хороших результатов каждый день;
- Представлять яркие примеры из опыта работы;
- Получать необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности, позволяющую выстраивать педагогический процесс с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Таким педагогам Программа дарит «Вдохновение».
Пространство Детского сада, обустроенное с заботой, способствует общению, социальному взаимодействию и сосуществованию детей, развитию индивидуальной деятельности, ориентированию в пространстве, помогает детям познать возможности своего тела в движении и (т. д., воспитывает их эстетическое чувство.
Детский сад – для детей является жизненным необходимым пространством, в котором они находятся практически каждый день, в котором они играют, едят, ссорятся и снова мирятся, общаются с друзьями или ищут место для уединения.
Характер каждого места в детском саду – стимул для развития :
- отвечает потребностям и интересам детей и предоставляет им свободное пространство для получения опыта и знаний;
- функционально, но не однообразно: просматриваемое и обеспечена возможность заниматься различными видами деятельности;
- эстетическому оформлению, уютные уголки передают детям ощущение безопасности и защищенности;
- важны приятные материалы и передвижные предметы мебели;
- у детей, которым самим разрешили самим изменить обстановку помещения, развивается самостоятельность;
- трансформируемость, сменяемость, легко убираются;
- дети структурируют окружающую обстановку при помощи четко узнаваемых исходных точек (лавочек, качели, ворота и т. д., ориентируются в пространстве;
- дети воспринимают не только глазами, но и при помощи всех других органов чувств, а также движениями своего тела.
Оснащение образовательной среды осуществляется по 5 областям:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
1. Социально-коммуникативное развитие.
В первую очередь ребенку предоставляется право свободы выбора пространства и занятий для самореализации, и только во вторую очередь привлекательный материал, достаточное количество помещений для активных движений (спортзал, площадки для уличных прогулок, возможности уединения (спальня, уголки уединения) и др.
Помещение следует организовать таким образом, чтобы в нем были ниши и уголки, в которых дети могут обособляться или собираться в маленькие группы, чтобы поиграть, что-нибудь рассказать друг другу. Дети должны иметь возможность свободно распоряжаться такими «подвижными» элементами, как стулья, ширма, лоскуты ткани, при помощи которых можно оградить пространство для игры и общения в небольших группах. Кроме того в пользование детям могут быть предоставлены небольшие диванчики, лавочки, табуретки, столики, подушки для сидения, с помощью которых можно создать подходящую обстановку для общения, игр, занятий по интересам.
2. Познавательное развитие.
Наличие геометрических форм (например, бытовых предметов, специальных игровых материалов, чисел (например, на плакатах с числами) и математических инструментов (например, измерительных лент, весов) делает мир математики зримым и ежедневно постигаемым для детей. В группе может быть организована, например, учебная мастерская, в которой один уголок посвящен математике.
Для работы достаточно иметь минимальный математический набор, сделанный своими руками (педагогами, родителями, детьми, партнерами) из расходных материалов.
Для эффективной работы по программе можно использовать :
- часы различных размеров и конструкций «исследовательского» характера;
- календари (годовые, квартальные, помесячные, настенные, отрывные, времен года, дней недели);
- интерактивные столы, интерактивные доски, планшеты и др.
- цифровой материал различного исполнения, например, раздвижные доски с подвижными шариками для сложения и вычитания;
- предметы домашнего обихода : будильники, радио, карманные фонарики;
- технические игрушки: разные виды машин, фотоаппарат;
- звукозаписывающие, звуковозпроизводящая техника, плееры (и прочее, видеотехника – видеокамера.
3. Речевое развитие.
Письменный уголок, библиотечка должны иметь четкие границы привлекательное оформление. Следует регулярно всей группой посещать районные и городские детские библиотеки. Детский сад оформляет помещения не для детей, а с детьми.
Для эффективной работы можно использовать:
- буквы на плакатах, кубиках, набор на досках
- буквы и слова (для формирования целостного образа слова, вырезанные из журналов и газет;
- механическая пишущая машинка;
- заготовки обложек для книг;
- технические приспособления (степлер, дырокол, диктофон);
- шнурки, тесемки, ленточки
- «стульчик автора» (специально оформленный парадно отличающийся от всех других)
4. Художественно-эстетическое развитие.
Рекомендуется организовывать выставки картин детей в помещении группы.
Для эффективной работы могут использоваться:
- бумага разных сортов и краски (акварель, гуашь, темпера, масляные краски, пигментные краски;
- мольберты и станки;
- световые столы;
- зеркальные площади;
- призмы и калейдоскопы;
- интерактивная доска и другие технические средства.
5. Физическое развитие.
В этой области необходимы:
- организация мест или отдельных помещений для игр с водой и игр, где можно запачкаться («Ателье в яслях» - рисуем, размазываем и мастерим с детьми до 3 лет»);
- выделение помещения для развития органов чувств, места для лазания, для развития органов чувств – дорожки для ощупывания и осязания;
- зеркальные лабиринты, привлекательно оформленные ванные комнаты;
- украшения для стола, которые дети могут выбирать индивидуально;
- фотографии, например, торжественных обедов или приемов, в которых участвовали отдельные дети и на которых они могут себя узнать.
Сетевое взаимодействие.
В процессе поиска возможностей сетевого взаимодействия программа предлагает взглянуть на нее и окружение с высоты птичьего полета. Таким образом, можно получить представление об этом окружении и связанных с ним возможностях.
Составим план-схему «Детский сад и его окружение».
Организация может привлекать к развитию детей другие организации и лиц, способных оказать содействие достижению образовательных целей. Различные совместные мероприятия, экскурсии, наполненные разным содержанием и поддержкой взрослых, могут оказать существенное влияние на формирование математического, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития детей. Различные опыты, фокусы, представления, наблюдения могут быть организованы с привлечением сетевого окружения.
Соответствующим образом оформленные помещения помогают педагогу в работе и создают функциональную обстановку, в которой он может реализовать свои идеи и предложения для детей, а также все педагогические и воспитательные процессы.
Список литературы
1. Программа «Вдохновение» - Авторы: Асмолов А. Г., Кириллов В. В., Лельчук А. М. ,Свирская Л. В., С. Н. Бондарева, А. И. Буренина, В. К. Загвоздкин, С. В. Кривцова, С. С. Славин, Т. Э. Тютюнникова, И. Е. Федосова; М. 2015
2. «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.