Елена Гусева
Проект «Осторожно, огонь!» по теме «Основы пожарной безопасности» для детей смешанной ранней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : краткосрочный, творческий.
Участники проекта : дети смешанной ранней группы, родители, воспитатели.
Время проведения: 18 ноябрь – 15 декабрь 2020г.
Цель проекта : знакомство детей с основами пожарной безопасности, формирование навыков осознанного, безопасного поведения.
Публикация «Проект „Осторожно, огонь!“ по теме „Основы пожарной безопасности“ для детей смешанной ранней группы» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
- учить детей поведению в экстремальных ситуациях;
-дать представление о предметах, которым детям самостоятельно пользоваться категорически запрещено – спички, зажигалки, газовые плиты;
- познакомить со средствами пожаротушения (песок, вода);
- познакомить детей с профессией пожарного;
- обогащать словарь детей в соответствии с темой;
-привлечь детей и родителей к совместному, продуктивному творчеству.
Развивающие:
- развивать осознанное отношение к ситуациям опасным для жизни и здоровья людей;
- развивать осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности в ситуациях действий возле огня, с огнем.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к профессии пожарных, уважение к их нелегкому труду;
-воспитывать чувство самосохранения.
Актуальность
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность» : формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, 3/4 из них – дошкольники. Проблема: воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту пожарной безопасности. Актуальность данной темы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную обстановку. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. С этой целью был разработан проект «Осторожно, огонь!» При реализации проекта дети в самой доступной игровой форме овладевают первоначальными знаниями по пожарной безопасности. Игра для детей - это не только и не столько развлечение, игра - это основной вид деятельности. Она помогает им развиваться и познавать окружающий мир. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.
Этапы проекта
I этап- подготовительный.
• Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;
• Составление паспорта проекта
• Подбор детской художественной литературы
• Изготовление дидактических игр
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
II этап- основной (практический)
• Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
• Проведение подвижных, дидактических игр;
• Чтение художественной литературы детям;
• Рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация;
• Просмотр мультфильмов.
III этап – заключительный.
• анализ результатов деятельности
• выставка рисунков «Берегите лес от пожара».
• инсценировка сказки «Кошкин дом».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Подбор иллюстративного материала по теме проекта;
• Подбор художественной литературы по теме проекта;
• Подбор дидактических игр по теме проекта;
• Оформление уголка «Пожарная безопасность» в группе.
Совместная деятельность воспитателей с детьми
Образователь-ные области Вид детской деятельности Цели
Речевое развитие
Беседы «Правила пожарной безопасности»
Рассматривание с детьми иллюстраций из альбома «Правила противопожар-ной безопасности с детьми 2-3 лет». Познакомить детей с опасными предметами в быту, формировать навыки безопасного и осторожного поведения в окружающей обстановке.
Ситуативная беседа и рассматривание иллюстраций «Огонь злой и добрый», «Спички не тронь, в спичках огонь», «Пожарные инструменты», «Опасные бытовые приборы». Дать детям представление о том, какой бывает огонь, какое значение имеет в жизни людей. Развивать понятие быть всегда осторожными с огнем.
Беседа «Быть послушным – это хорошо» Закрепление правил поведения в детском саду, дома, на улице. Развивать любознательность и наблюдательность.
«Знакомство с профессией пожарного»
Дать понятие о профессии «пожарный», ознакомление с одеждой пожарного. Активизировать в речь название профессии пожарный, назначение и важность, рассмотреть пожарную машину. (Иллюстративный материал из серии» Школа семи гномов» Какие бывают профессии).
Встреча работников МЧС с детьми детского сада Познакомить детей с профессией.
Чтение художествен-ной литературы С. Я. Маршак «Кошкин дом»
(с показом мультимедийной презентации) Закреплять знания детей о безопасности через чтение отрывка произведения «Кошкин дом».
С. Я. Маршак «Пожар» Познакомить с произведением С. Я. Маршака «Пожар».
К. И. Чуковский «Путаница» Познакомить с произведением К. И. Чуковского «Путаница».
Е. Хоринская
«Спичка-невеличка» Познакомить с произведением
Е. Хоринской «Спичка – невеличка»
Я. Пишумов
«Пожарная машина» Познакомить с произведением
Я. Пишумов «Пожарная машина»
Н. Мигунова»
Очень нужные машины» Познакомить с произведением
Н. Мигунова» Очень нужные машины»
В. Нестеренко»
Нужные машины» Познакомить с произведением В. Нестеренко» Нужные машины»
-загадки о спичках и огне
-чтение стихотворения, «Рыжий зверь», стихов о правилах пожарной безопасности.
Художественно-эстетическое развитие
Художествен-ное творчество Лепка «Пожарная лестница» Формировать умение лепить палочки приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхности вылепленных предметов; прививать желание лепить; воспитывать дружеское отношение в процессе работы.
Рисование. Тема: «Колеса для пожарной машины». (Д. Н. Колдина. стр. 37 «Рисование с детьми 2-3 лет). Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы, колес для машины,активизировать в речь слова (пожарная машина, колеса)
Аппликация «Колеса для машины» Учить наклеивать колёса в нужном месте на листе бумаги. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов, воспитывать бережное отношение к материалам.
Самостоятельная художественная деятельность детей.
Музыка Слушание: Еду на машине
(Е. Железнова) формирование основ муз. культуры
Дидактические игры и игровые упражнения
Дидактическая игра
«Что можно, а что нельзя» Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Продолжать формировать положительное отношение к запретам взрослых (знать, что можно брать, а что нельзя).
Игровое упражнение «Тушение огня» Метание мягких мячей в горизонтальную цель.
«Кто быстрее потушит пожар?»
Закрепление знаний у детей о пожарной безопасности через игровую деятельность
Дидактическая игра «Сложи картинку» (пожарный, пожарная машина, огонь, вода, огнетушитель)
Сюжетно – ролевые игры
«Отважные и смелые пожарные» Формирование у детей выполнения правил пожарной безопасности, навыков правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Расширять знания детей о трудной т опасной работе пожарных. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.
Конструирование
«Гараж для пожарных машин» Упражнять в строительстве гаража любыми усвоенными способами. Развивать конструктивное творчество, предлагая самостоятельно придумывать и строить дополнительные сооружения. Развивать речевое и игровое общение.
Познавательное развитие
ИКТ Просмотр мультфильмов:
- «Кошкин дом»
- «Смешарики. Азбука пожарной безопасности»
- «Пожар в лесу»
- «Пожар в доме». Знакомство детей с основными причинами пожаров.
Социально-коммуникативное развитие
Социализация Игровые ситуации «Как Маша платье гладила», «Как Маша обед готовила», «Как Маша дома осталась одна». Познакомить детей с опасными бытовыми предметами (утюг, плита. чайник. розетки).
Работа с родителями
Анкетирование родителей по теме проекта Анкетирование родителей по теме проекта
Оформление папки – передвижки. Советы для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» Оформление папки – передвижки Советы для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
Консультация на тему «Безопасность ребенка в ваших руках» (размещение информации на сайте учреждения) Консультация на тему «Безопасность ребенка в ваших руках» (размещение информации на сайте учреждения)
Консультации для родителей «Спички детям не игрушка!»,
Памятка «Что нужно делать при пожаре?»
Индивидуальная беседа «Не оставляйте детей без присмотра!
Наглядная агитация: папка-передвижка «Берегите детей от огня!», «Буклет для родителей» (о противопожарной безопасности дома).
Альбом «Пожарная безопасность в картинках для вас и ваших детей»
Побуждение к выполнению совместной работы родителей с детьми- поделок, рисунков, дидактических игр на тему: «Пожарная безопасность»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итогом проекта «Осторожно, огонь!» станет обобщение результатов нашей работы. Проведение образовательной деятельности по теме «Эта спичка-невеличка»». Проект позволит детям расширить знания о природе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Предполагаемый результат
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды в группах по пожарной безопасности. Разработка дополнительных конспектов организованной образовательной деятельности, бесед, игр, досугов. Пополнение и обновление уголков пожарной безопасности в раздевалках дошкольного образовательного учреждения. Изменение отношения родителей к данной проблеме. Наработка, обобщение и систематизация накопленного опыта.
Реализация проекта по теме :
«Основы пожарной безопасности» для детей смешанной ранней группы
В современном мире обучение детей безопасному поведению в быту, в природе, в социальной среде становится достаточно актуальной проблемой. В дошкольном образовании такое обучение реализуется в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» и интегрировано в процессе решения задач других образовательных областей.
Обучение детей пожарной безопасности выделено отдельной задачей, и мы педагоги понимаем, что эта работа важна и требует более качественного и ответственного пути решения задач, которые стоят перед нами.
С родителями стараемся вести работу в данном направлении систематически, поэтому уровень знаний о пожарной безопасности наших воспитанников неплохой, они понимают и осознают всю опасность таких ситуаций.
Дома, родители беседуют с детьми о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, читают детям сказки, стихи, рассказы об огне, о пожаре, объясняют значение пословиц и поговорок.
В ходе реализации проекта были проведены различные беседы с детьми по правилам пожарной безопасности (с показом мультимедийных презентаций). Были приглашены сотрудники МЧС. Сотрудники пожарной части провели беседу с детьми, рассказали, какие ситуации бывают опасными и как нужно вести себя в них. Дети узнали много нового, интересного и познавательного. Мною, разработано и проведено, много дидактических игр ( например: «Найди опасные предметы», «Чем тушат пожар?»). В группе, развивающая предметно – пространственная среда, пополнилась плакатами по пожарной безопасности, пожарными машинами – игрушками, костюмом пожарного и др.) и в этом большая заслуга наших родителей. Еженедельно обновлялась информация в уголках безопасности (для родителей). В свободной деятельности дети с большим удовольствием играли в сюжетно – ролевые игры, например такие, как «Отважные и смелые пожарные», «Семья». Большое внимание уделялось чтению художественной литературы по теме проекта, в группе была оформлена книжная выставка на тему «Останови огонь!» В раздевалке оформлена папка – передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» (советы для родителей). Родители ответили на вопросы анкеты. Большинство родителей проводят с детьми работу по профилактике пожарной безопасности, стараются не оставлять детей одних без присмотра, в свободное время стараются занять своих детей чем - то полезным и нужным.
В завершении проекта была организована совместная выставка рисунков родителей и детей «Береги лес от пожара!».
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить самостоятельно, в единстве, важно обеспечивать преемственность между дошкольным образовательным учреждением и семьей. Систематическая, планомерная работа с родителями и детьми сформирует стремление расширить свой кругозор по данной теме и потребность соблюдения правил безопасного поведения в быту и на природе.