Нина Бенедик
Экспериментальная образовательная деятельность по пожарной безопасности «Огонь — тайна и волшебство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей об огне и его свойствах. Способствовать
формированию правильному поведению в опасных ситуациях.
Задачи:
Образовательная : научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях; знакомить детей с огнем и его свойствам;
Развивающая: расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность, развивать любознательность, память, логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
Оборудование:
Публикация «Экспериментальная образовательная деятельность по пожарной безопасности „Огонь — тайна и волшебство“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пожарная безопасность
- Темочки
Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, стеклянная колба, карточки для д/игры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
Дети: огонь.
Воспитатель: Правильно. Вы знаете, что огонь друг человека. Почему мы так говорим?
Дети отвечают: он согревает, заставляет работать машину, запускает ракеты, космические корабли, на огне готовят пищу, освещает помещения.
Воспитатель: Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит все: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнем, соблюдал осторожность возле электроприборов и печей.
Воспитатель: Ребят, вот послушайте, к нам пришло письмо. На конверте написано: «Детям детского сада №3 от Незнайки». Послушайте, что они пишут.
«Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Пришел я в гостил к Кнопочке, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало, скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к ручкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом, я ничего не помню, очнулся только в больнице с Кнопкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят ручки и ножки. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки».
Воспитатель: Ребята, почему Незнайка с Кнопочкой оказались в больнице?
Ответы детей: они без спроса взяли спички и развели огонь.
Воспитатель: А вы сейчас хотите поиграть со спичками?
Ответы детей: Нет, спички детям брать нельзя.
Воспитатель: Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе хорошие игры. Как вы думаете, огонь – ваш друг или враг?
Воспитатель: Правильно. Вред от огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, и детям тоже нужно этому учиться. Давайте сейчас пройдем в нашу «Экспериментальную лабораторию». Здесь мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый :
(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.)
Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Ответы детей: Огонек.
Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Объясните, почему?
Ответы детей: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.
Воспитатель: Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.
Эксперимент второй : Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги.
Воспитатель: Ребята, быстро сгорает бумага?
Ответы детей: Бумага сгорела быстро.
Эксперимент третий :
(Воспитатель подносит к огоньку немного ваты).
Воспитатель: Ребята, а вата быстро сгорает?
Ответы детей: Нет.
Эксперимент четвертый :(Воспитатель подносит деревянную щепку.)
Воспитатель: Ребята, а дерево быстро сгорает?
Ответы детей: Дерево горит медленно.
Воспитатель: Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.
Эксперимент пятый :
Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Ответы детей: Его нужно потушить.
Воспитатель: Чего же, боится огонь?
Ответы детей: Воды, снега, земли, песка.
Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории есть материал, который можно использовать для тушения огня. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему?
Ответы детей: Огонь погас, потому что он боится воды.
Эксперимент шестой, седьмой: Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.
Эксперимент девятый :
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем
Ответы детей: Он гаснет.
Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбе прекратился, огонь погас.
Воспитатель: - А чем ещё можно тушить пожар?
Ответы детей: огнетушителем
Воспитатель: Действительно, огнетушитель полагается иметь в каждом учебном заведении, в больницах и т. д. У нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель на картинке)
Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена. А теперь, я вам предлагаю поиграть в игру
Дидактическая игра «Чего нельзя делать».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились.
Воспитатель: Давайте теперь повторим, что мы с вами сегодня узнали
- По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
-Можно ли пользоваться детям спичками?
-Можно включать самостоятельно электроприбор
- Чем можно потушить пожар?
Молодцы ребята, мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара.