Наталья Дончевская
Опыт работы социально-реабилитационного центра «Основные проблемы несовершеннолетних, способы профилактики и коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Основные проблемы несовершеннолетних, способы профилактики и коррекции»
Нарастание социальной напряженности порождает негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений. Поэтому реальностью сегодняшнего дня является рост неполных и проблемных семей, внутрисемейных конфликтов, числа детей - социальных сирот. Это влечет за собой рост правонарушений и беспризорности среди детей и подростков, рост наркомании и алкоголизма. Количество пьющих, уклоняющихся от своих обязанностей родителей возрастает. Многие родители не уделяют своим детям должного внимания.
Публикация «Опыт работы социально-реабилитационного центра „Основные проблемы несовершеннолетних, способы профилактики и коррекции“» размещена в разделах
Воспитательная работа в современной школе, клубах, внешкольных учреждениях также претерпела изменения. Стали часто проявляться такие отклонении в поведении, как нежелание идти в школу, бродяжничество, употребление ненормативной лексики, агрессивность, жестокость, административно наказуемое хулиганство, мелкие хищения.
В ГКУ СО КК «Павловский СРЦН» проживают несовершеннолетние дети из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни, а также дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без родительского попечения.
Научно доказано, что среда, в которой воспитывался ребенок, напрямую накладывает отпечаток на его интеллектуальное, социальное развитие в целом. Поэтому воспитанники нашего Центра имеют общие характерные особенности:
– низкая учебная мотивация;
– не актуализированная потребность в общении;
– конфликтность и агрессивность по отношению к окружающим;
– нежелание подчиняться правилам;
– проблемы в поведении;
– низкий уровень знаний;
– нежелание принимать себя в статусе «ученика» школы, «воспитанника» Центра;
– нежелание участвовать в какой-либо деятельности, инертность.
Работа воспитателей в решении данных проблем воспитанников центра включает следующие направления работы :
1. Помощь в обучения воспитанников в школах.
2. Профилактика правонарушений и асоциального поведения.
3. Организация досуга несовершеннолетних.
Каждое из направлений важное и является частью ядра социально-педагогической работы в целом, но положительных результатов, в короткий период пребывания (3 месяца) в социально-реабилитационном Центре, быстрее всего можно добиться именно в организации досуга несовершеннолетних.
Для воспитанников социально-реабилитационного центра характерно социально-культурное отчуждение и поэтому необходимо помочь каждому из них проявить себя, найти занятие по душе. Ведь зачастую самые неуспевающие в школе и нарушающие режим воспитанники, участвующие в досуговой деятельности, в итоге становятся главными помощниками, организаторами, инициаторами разного рода творческих мероприятий.
Для разностороннего развития воспитанники привлекаются к участию в конкурсах, спортивных эстафетах, праздниках, поскольку обеспечение занятости в общественно-значимой деятельности формирует нравственные нормы поведения, развивает потребность в самореализации.
В Центре для несовершеннолетних организовываются тематические праздники: «Здравствуй, осень»; Новый год; День защитника Отечества; Мисс Центр; Масленица; День Победы; Пасха, День семьи, День защиты детей, День семьи.
Для организации досуга несовершеннолетних в Центре были разработаны программы :
– программа «Ловкие пальчики», направленная на развитие творческих способностей, определение культурных ориентиров воспитанников;
– «Летний калейдоскоп» – программа организации летнего отдыха воспитанников в условиях реабилитационного центра;
Организация досуга воспитанников – это, прежде всего, использование разнообразных форм работы, например, таких как:
– «Информационный стенд» – для наглядного отражения деятельности Центра. Содержанием являются тематические, познавательные и юмористические рубрики «Это интересно», «История праздника», «Вредные советы или о том, как себя вести», где дети делятся впечатлениями о прошедших мероприятиях и узнают много интересного о знаменитых людях, о героях, о событиях;
– Выставка детских работ «Наше творчество» – представление творческих работ воспитанников, что, несомненно, способствует активизации творческого потенциала.
Очень важно сформировать положительные модели поведения воспитанников в свободное время, научить их социально полезно организовывать свой досуг, помочь раскрыть сферу интересов, вовлечь в дела, которые способствовали бы их духовному умственному и физическому развитию.
Кругозор воспитанников расширяется через посещение ими культурно-досуговых учреждений, поскольку именно так можно передать и получить большой объем информации. Например, при проведении экскурсии в краеведческий музей воспитанники узнают историю, народные обычаи и традиции нашего края. Посещение аквапарка помогает привитию ценностного отношения к здоровью. Библиотечные уроки в детской районной библиотеке затрагивают многие значимые аспекты жизни и приучают любить и беречь книгу. Кроме того, посещение культурно-досуговых учреждений помогает вырабатывать и прививать такие положительные привычки, как правильное поведение в общественных местах.
Выстроенная система взаимодействия с учреждениями культуры станицы Павловская, благотворительными и общественными организациями позволяет реализовать практически все задачи социокультурной реабилитации воспитанников:
Привлекая воспитанников к участию в социально-ориентированных акциях, решается одна из важнейших задач по развитию нравственных качеств:
Трудовые десанты:
– уборка памятников героям ВОВ;
- высаживание деревьев в зоне отдыха, на берегу реки Сосыка станицы Павловская
Участие в акциях не только позволяет правильно и последовательно формировать детский коллектив, но и предоставляет возможность каждому воспитаннику почувствовать меру ответственности за выполняемые дела и поручения. У детей повышается чувство собственной значимости и востребованности. И, самое главное, подростки «открывают» границы учреждения и расширяют рамки общения.
Особое место в досуговой деятельности занимают тематические акции «Синяя лента апреля», «Здоровая Кубань», «Мой друг - Телефон Доверия», «Безопасный Интернет» и др.
Социокультурная реабилитация – это постоянное создание условий для развития культурного, творческого, умственного, физического потенциала воспитанника.
Крайне важно, чтобы воспитанник смог попробовать себя в творческой деятельности и выбрать самостоятельно занятие по душе.
В заключении можно сказать: занимаясь социокультурной реабилитацией воспитанников через включение их в досуговую деятельность, восполняется основная потребность детей в отдыхе, в гармоничном развитии личности, в общении, самореализации и творчестве, в положительных эмоциях. Воспитанник приобретают определенный жизненный опыт, который помогает адаптироваться не только в школьной, но и во взрослой, самостоятельной жизни. Надо стараться добиваться того, чтобы дети и подростки узнали себя, свои возможности, свои способности, чтобы у них была адекватная самооценка, а это, в свою очередь, дает им основание чувствовать себя уверенными, успешными, т. к. люди с адекватной самооценкой ориентированы на успех.
С уверенностью можно сказать, что досуговая деятельность не только отвлекает воспитанников от различного рода правонарушений, злоупотреблений, но и показывает многообразие и интересы мира, учит их вести здоровый образ жизни, способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Воспитатель ГКУ СО КК «Павловский СРЦН» Н. М. Дончевская