Ольга Карпова
Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Публикация «Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОО» размещена в разделах
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности педагогов учреждения, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Использование ИКТ является актуальным на сегодняшний момент, т. к. выступает одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Кроме того, в профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании: (воспитатель, учитель, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. в разделе Характеристика обобщенных трудовых функций выделены следующие необходимые умения: - Владеть ИКТ-компетентностями: а) общепользовательская ИКТ-компетентность; б) общепедагогическая ИКТ-компетентность; в) предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) В Разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Педагог должен знать: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
К информационным средствам относят
Компьютер
интернет
видеокамера и фотоаппарат
DVD и CD
игровые приставки
магнитофоны
МФУ
планшеты
мультимедиа
интерактивная доска
-интерактивные учебно-методические комплексы
-обучающие программы
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ мы делим на :
• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
• использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим педагог, в большей степени, становится соучастником, помощником.
Использование компьютерных технологий помогает :
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
- повышать интерес к изучаемому материалу;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
- дает дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
Основными формами использования ИКТ в практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. с включением занимательных вопросов, анимационных картинок, игр, элементов мультфильмов. - использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление : просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т. п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
- использование обучающих программ. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
-подготовка аттестационных материалов в личном кабинете attest.viro36.ru
Хочу отметить, что в нашем дошкольном учреждении созданы все условия для применения ИКТ в образовательном процессе. У нас функционирует во всем детском саду локальная сеть интернет, каждая группа и кабинеты педагогов, интерактивный центр, музыкальный зал, изостудия имеют доступ к интернету, в каждом кабинете оборудовано рабочее место компьютером, на каждые 4 группы имеется оборудованное рабочее место педагога. Кроме того, педагоги пользуются двумя интерактивными досками и переносными мультимедийными проекторами, интерактивным полом. Все педагоги прошли обучающие мастер-классы по использованию интерактивной доски в работе с детьми. Сегодня мы продемонстрируем использование этого оборудования на мастер-классах. Также познакомитесь с Программно-методическим комплексом компании Hiteklab.
Возможность доступа к сети интернет дает нам возможность:
- в любой момент найти необходимую информацию
-размещать информацию о жизнедеятельности группы на личных страницах педагогов на сайтах nsportal и maaam.ru(почти все педагоги имеют личные страницы, ссылки на которые размещены на сайте детского сада.
- участвовать в вебинарах и онлайн конференциях
- создавать банк обучающих презентаций
Имеющиеся материально-технические условия позволили нам являться инновационной стажерской площадкой ВИРО по введению ФГОС ДО, стажерской площадкой по реализации региональной программы «Разработка эффективных моделей инклюзивного образования для детей с РАС в Воронежской области», стажерской площадкой ВГПУ, стать победителями «Детский сад -лидер образования»
Признавая, что компьютерные технологии – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями
– это внедрение методов активизирующего общения, демонстрация успехов и достижений как лично ребёнка, так и дошкольной образовательной организации в целом.
Используемыми формами являются :
-сайт ДОО
-страницы педагогов на сайте ДОО;
-презентация организации работы ДОУ на общих родительских собраниях и каждой конкретной группы (на групповых, презентация успехов детей;
-обратная связь на сайте, где происходит обсуждение успехов того или иного мероприятия, обмен опытом и взглядами на конкретные темы, предложенные к обсуждению как родителями, так и педагогами, проводится консультирование
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает сделать родительские собрания более интересными и информативными. Благодаря мультимедийным презентациям, педагоги имеют возможность представить в ходе группового родительского собрания не только основные теоретические сведения, но и наглядно продемонстрировать фрагменты организованной и самостоятельной детской деятельности, проведённых мероприятий в группе и ДОУ.
Использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Это должна быть СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО
Цель системы работы - повышение ИКК воспитателей как одного из основных условий реализации требований ФГОС ДО
Основные задачи работы :
1. Способствовать формированию мотивационной готовности педагогов к внедрению информационно-коммуникационных технологий в дошкольные образовательные организации.
2. Формировать знания о научно-теоретических и методических основах применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании для создания современной развивающей образовательной среды (как одно из основных требований ФГОС ДО, включающей возможности информационно-коммуникационных технологий.
3. Знакомить с целями, задачами, требованиями и условиями применения технологий в работе с детьми дошкольного возраста при реализации содержания ФГОС ДО.
4. Показать вариативные возможности применения информационно-коммуникационных технологий при реализации содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
5. Развивать умения создавать интерактивный дидактический и игровой материал с использованием технологий для реализации в разных видах детской деятельности.
6. Создавать условия для развития педагогического творчества.
Данная работа проводится на педагогических советах в виде обучающих мастер-классов по работе с интерактивным оборудованием и созданием презентаций, обучающих семинаров-практикумов, организацию методических мероприятий с использованием мультимедийных презентаций; проведение тестирования.
В решения данных задач используются интернет ресурсы :
-участие в вебинарах
-просмотр мастер-классов онлайн
Таким образом, использование ИКТ в ДОО является обогащающим и преобразующим фактором. Компьютерное оборудование может быть использовано в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических норм и рекомендаций. В работе с педагогами способствует повышению компьютерной грамотности и самообразования, с родителями-доступным и оперативным средством общения.