Лучший педагог года Итоги 2024

Семинар-практикум «Давай познакомимся» по адаптации в ДОУ

Анастасия
Семинар-практикум «Давай познакомимся» по адаптации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация к детскому саду. Тяжёлое время для каждого ребёнка.

Живя в семье, малыш привыкает к определённым условиям. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений, и навыков. Отрыв ребёнка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребёнка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, капризы, страхи, уход в себя и др. Но каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.

Темочки:

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д.

В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и многое другое, однако практический материал по адаптации детей к условиям детского сада освещен недостаточно, или носит слишком общий характер. А для того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития детей раннего возраста, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. В основе программы лежит взаимодействие воспитателя, психолога, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, что способствует благоприятной адаптации детей раннего возраста.

Цель: Создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации, создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде.

Задачи:

1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.

2. Поддерживать положительное эмоциональное состояние.

3. Развивать навыки взаимодействия со взрослыми (воспитатель, родитель, психолог);

4. Создать оптимальные условия для развития ребенка.

5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Работа с родителями проводится в два этапа.

1 этап - подготовительный

Анкетирование родителей

2 этап - основной

1. Приветствие участников. Упражнение «Давай познакомимся.

2. Упражнение «История имени ребенка».

3. Беседа по результатам анкетирования.

4. Ознакомление родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению.

5. Знакомство родителей с играми на снятие напряжения и их проигрывание.

6. Прощание.

Анкетирование родителей для получения информации об изменении поведения ребенка в период адаптации, выявление проблем, с которыми сталкиваются родители в данный период.

Ход семинара:

1. Организационный момент, знакомство участников с целью проведения семинара

Упражнение «Давай познакомимся. Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Если слегка натянуть ниточку, то можно почувствовать, что все участники - единое целое.

2. Упражнение «История имени ребенка».

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя - жизнерадостный.

3. Беседа с родителями по результатам анкетирования.

4. Ознакомление родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению.

1-й показатель - эмоции ребенка

В первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении положительные эмоции чаще всего выражены незначительно - обычно в момент ориентировочных реакций на новизну, яркость раздражителя.

Отрицательные эмоции, как правило, проявляются у каждого ребенка. Однако степень их проявления различна: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного, приступообразного плача. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье, с помощью которого ребенок стремится выразить протест при расставании с родителями.

Наибольшую опасность представляют состояния стрессовых реакций: страха, гнева, депрессии.

На смену всем отрицательным эмоциям обязательно приходят положительные, которые свидетельствуют о завершении адаптационного периода.

2-й показатель - социальные контакты

В первые дни пребывания в дошкольном учреждении у ребенка обычно снижается степень социальных контактов. Дети более напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Общение со взрослыми и сверстниками налаживается постепенно.

3-й показатель - познавательная деятельность

Первое время пребывания ребенка в дошкольном учреждении познавательная деятельность, как правило, снижается или совсем угасает на фоне стрессовых реакций. Нередко ребенок даже не интересуется даже игрушками.

4-й показатель - социальные навыки

Под влиянием новых внешних воздействий первое время малыш может растерять частично или почти все навыки самообслуживания, которые усвоил дома. Например, умения пользоваться ложкой, носовым платком, умываться и т. д. Однако в процессе адаптации он не только вспоминает забытые навыки, но и усваивает новые.

5-й показатель - особенности речи

У некоторых словарный запас скуднеет или начинают употреблять облегченные слова.

6-й показатель - двигательная активность

Редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. При анализе двигательной активности ребенка необходимо учитывать его темперамент.

7-й показатель - сон

Вначале ребенок засыпает не сразу, порой всхлипывает, внезапно пробуждается или практически не спит и ведет себя как Ванька-Встанька. По мере привыкания ребенок начинает своевременно засыпать и пробуждаться.

8-й показатель - аппетит

Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался :

- хороший аппетит;

- спокойный сон;

- охотное общение с другими детьми;

- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

- нормальное эмоциональное состояние.

5. Знакомство родителей с играми на снятие напряжения и их проигрывание.

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период - налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

• Позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

• Помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

• Помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;

• Развивает искусство общения;

• Помогает управлять своими чувствами;

• Дает возможность пережить массу эмоций.

В нашем ДОУ предлагаются разнообразные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией:

• Потешки,

• Пальчиковые игры

• Игры-хороводы,

• Игры с песком и водой,

• Отрицательные эмоции затормаживаются монотонными движениями рук или сжиманием кистей, поэтому детям предлагаются такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего»,

• Подбираются игрушки-забавы, куклы бибабо.

Далее предлагается родителям проиграть несколько игр, представленных в памятке для родителей «Поиграем с малышом дома».

Анкета для родителей

1. С желанием ли Ваш ребенок посещает детский сад? ___

2. Часто ли он капризничает, отказывается идти в садик? Как быстро проходят эти переживания? ___

___

3. В чем Вы видите причину подобного настроения? С чем связано нежелание ребенка идти в детский сад? ___

___

4. Рассказывает ли ребенок дома о том, чем занимался в саду, что ему нравится, а что не нравится? ___

___

5. Складываются ли у него взаимоотношения со сверстниками? Кто из детей ему нравится? Какие проблемы ребенок испытывает в общении? ___

___

6. Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка? ___

___

7. Как вы считаете, адаптируется ли он к условиям дошкольного учреждения? ___

___

8. Ваши пожелания: ___

___

Спасибо

Памятка для родителей

«Поиграем с детьми дома»

Божья коровка

Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями.

Улети на небо, Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Принеси нам хлеба, Машут кистями рук на себя.

Черного и белого, Ритмично хлопают в ладоши.

Только не горелого! Грозят указательным пальцем.

Где же наши ручки

Где же, где же наши ручки? Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Где же наши ручки?

Нету наших ручек! Прячут руки за спину.

Вот, вот наши ручки! Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки! Ритмично машут ладошками перед собой.

Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки? Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Где же наши ножки?

Нету наших ножек! Садятся на корточки.

Вот, вот наши ножки! Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки! Ритмично топают ногами.

Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки? Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Где же наши детки?

Нету наших деток! Прячут лицо в ладошки.

Вот, вот наши детки! Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой.

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки! Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.

Мы лепили

Мы слепили снежный ком, Имитируют лепку.

Ушки сделали потом, Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове.

И как раз вместо глаз Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединенные в кольцо.

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел как живой: Ритмично хлопают в ладоши.

Он с хвостом и головой. Приседают, качают головой.

За усы не тяни: Показывают усы, грозят указательным пальцем.

Из соломинок они.

Длинные, блестящие, Ритмично хлопают в ладоши.

Словно настоящие!

Зайка серенький

Зайка серенький сидит Садятся на корточки, прикладывают кисти рук к

и ушами шевелит голове, сгибают и разгибают ладони.

Вот так, вот так

он ушами шевелит.

Зайка холодно сидеть, Встают, ритмично хлопают в ладоши.

надо лапочки погреть:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Прыгают на месте.

Надо зайке поскакать:

Прыг-скок, прыг-скок,

Надо зайке поскакать.

Водичка, водичка

Водичка, водичка, Гладят детей по головкам.

Умой (имя ребенка) личико, Гладят лобики.

Чтобы щечки краснели, Гладят щечки.

Чтобы глазки блестели, Гладят бровки.

Чтоб смеялся роток, Гладят губки, подбородок.

Чтоб кусался зубок! Мама и ребенок улыбаются друг другу.

Куколка

Тихо, куколка, сиди, Укачивают кукол.

Мою маму не буди.

Прыгай, кукла, веселей, Поднимают кукол вверх, прыгают.

Буди маму поскорей.

Тук-тук-тук

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук,

Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп,

Кулачками, кулачками: стук-стук-стук,

Локотками, локотками: цок-цок-цок,

Ножками, ножками: топ-топ-топ,

Ротик закроем и немножко помолчим!

Мышиная семейка

Это - папа-мышь. Показывают большой палец.

Он большой и сильный.

У него гладкая шерстка, Гладят большой палец.

маленькие ушки Соединяют в кольцо большой и указательный пальцы.

И вот такой хвост! Максимально широко разводят руки, показывая длину хвоста.

Это - мама-мышь. Показывают указательный палец.

Она добрая и красивая.

У нее гладкая шерстка, Гладят указательный палец.

маленькие ушки Соединяют в кольцо большой и средний пальцы.

и вот такой хвост! Показывают хвост поменьше.

А это - мышка Малышка. Показывают мизинец.

Она хорошая и послушная.

У нее гладкая шерстка, Гладят мизинец

маленькие ушки Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.

и вот такой хвостик! Показывают маленький хвостик.

Публикации по теме:

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для инструкторов по физической культуре ДООСеминар-практикум для инструкторов по физической культуре ДОО Семинар практикум для инструкторов по физической культуре ДОО «Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» Цель: Повышение.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Давай познакомимся» по адаптации в ДОУ
Опубликовано: 16 января 2025 в 08:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Давай познакомимся» по адаптации в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия (УИ 3522998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД