Минеева Кристина Михайловна
Консультация для педагогов «Дежурство в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Дежурство - это одна из форм организации труда детей,
предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной
на обслуживание коллектива.
Дежурство предполагает труд одного или
нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся
незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в
воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении,
выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая
забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует
развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и
природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения
определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у
детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание
необходимости своей работы для всех.
Задачи дежурства:
- Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя
- Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива
- Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.
- На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку
Вторая младшая группа
Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе со второй
половины года. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие:
помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым
столом работает дежурный. Надев фартук и колпачок (косынку, вымыв руки
с мылом, ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с
салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе.
Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные
салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует. Руководя детьми,
педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает
эмоционально - положительное отношение к нему. Воспитатель учит ребенка
соблюдать последовательность в работе и умению не отвлекаться от дела, а
также стремится к созданию спокойной обстановки, контролирует его,
приходит на помощь, учитывая его индивидуальные возможности.
Одежда и оборудование необходимое для дежурства и трудовой
деятельности детей
Для того чтобы дети могли дежурить по столовой, в уголке природы,
готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный
инвентарь.
По столовой: фартуки и косынки (для мальчиков – колпачки или
банданы, щетка-сметка (диаметр ручки- 2,5см.) и совок (12х12см).
В уголке природы: клеенчатые фартуки, нарукавники.
Весь инвентарь хранится в доступе детей в соответствии с их ростом.
Задачи и обязанности, возлагаемые на дежурных детей, должны быть разнообразными и сбалансированными. Это помогает развить у них различные навыки, такие как умение работать в команде, организацию времени и заботу о пространстве. Кроме того, распределение обязанностей также позволяет детям чувствовать себя ценными участниками группы и вносить свой вклад в ее функционирование.
Одним из важных аспектов распределения обязанностей и ответственностей во время дежурства является справедливое участие всех детей. Никто не должен чувствовать себя исключенным или меньше ценным. Даже самые маленькие дети могут быть вовлечены в выполнение простых задач, таких как помощь в подборе игрушек после игры.
Важно помнить, что во время дежурства необходимо обеспечить подходящую ролевую поддержку и помощь со стороны взрослых. Воспитатели должны объяснить детям их обязанности и помочь им разобраться с ними. В случае необходимости взрослые должны быть готовы предложить дополнительную помощь или корректировать задачи, чтобы удовлетворить потребности и возможности каждого ребенка.
В целом, распределение обязанностей и ответственностей во время дежурства способствует развитию навыков самообслуживания, ответственности и самоорганизации у детей. Оно также помогает создать дисциплинированную и организованную обстановку в группе и формирует у детей чувство принадлежности и ценности в рамках коллектива.
Источник: https://zakipyati.ru/blog/vvedenie-dezurstva-vo-vtoroi-mladsei-gruppe-kak-privit-disciplinu-i-otvetstvennost-detyam-rannego-vozrasta