Эльвира Муратова
«Осень-раскрасавица». Конспект интегрированного музыкального занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные руководители : Муратова Эльвира Юсуфовна,Мустафаева Гульнара Асановна
Воспитатель: Сморщикова- Мандрик Елена Евгеньевна
Цель: через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и их признаках. Показать синтез художественного слова, музыки, живописи, пластики.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Задачи: развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей; на примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии передать впечатления в танцевальных движениях, в художественной деятельности.
Предварительная работа. Беседы о явлениях природы в осеннее время года, чтение стихотворений об осени. Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка».
Слушание музыки : А. Дворжак «Мелодия», А. Вивальди «Осень», Ф. Шопен «Вальс».
Разучивание песен: «Осень – Несмеяна» М. Еремеева, «Дождик задождился» М. Луконина, Речевые игры: «Мы - деревья», «Осенние листья».
Разучивание танцев: «Танец с Осенью» муз. Г. М. Азаматовой –Бас, «Осенний портрет», упражнения к танцевальной импровизации «Листопад».
Видеоряд. Фотоиллюстрации с изображением осени. Репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», И. Э. Грабаря «Рябинка».
Оборудование и атрибуты. Осенние листья, букеты осенних цветов, шарфики, зонтики, тросточки, шумовые инструменты.
Ход НОД.
Звучит музыка, дети входят в зал.
М. р. – Здравствуйте, ребята! (пропевая)
Дети: Здравствуйте, Эльвира Юсуфовна.
М. р. : Давайте вспомним наше веселое приветствие.
Дети: Я здороваюсь везде дома и на улице
Даже здравствуй, говорю
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
М. р. : Здравствуй – это значит пожелать здравия, радости. Давайте же пожелаем радости всем, кого мы встретим и увидим красоту во всем, что нас окружает.
Я приглашаю присесть. (дети сели)
М. р. : Наступила чудесная пора года – осень.
По каким приметам узнаем, о том, что она пришла?
Дети: Стало холодно. Дни короче, а ночи длиннее. Улетают на юг, в теплые края птицы. Листья меняют цвет, окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвета. Деревья сбрасываю листву. Часто идут дожди.
М. р. : Осень радует нас ласковым теплом солнца, ярким разноцветным нарядом деревьев, синевой неба. Поэты называют этот цвет лазурью. Нас охватывают разные чувства: радость от любования красотой, вдохновение, нежность.
Природа в образе Осени приходит и как бы говорит: «Посмотрите, какая я красивая, щедрая, неповторимая!» Но во всей этой красоте разлита легкая грусть. Грусть от того, что осенние цветы увянут очень скоро. Лист осенний, кружась, упадет с дерева и растает в голубой дымке неба последний клин журавлей.
(Слайды с фотографиями «Осень». Звучит музыка).
М. р. : Красота осени вдохновляла композиторов, художников, поэтов на создание прекрасных произведений. Они стремились передать, запечатлеть краски, настроение, изменения, которое происходит со сменой времени года. Художники изображали осень в своих картинах и использовали для этого…
Дети: Краски, карандаши и мелки.
М. р. : Композиторы сочиняли музыку, передавая красоту осени…
Дети: музыкальными звуками.
М. р. : поэты передавали чувства поэтическими строками, красивыми словами. Они сравнивали красный цвет рябины – с костром. Листопад мог казаться желтой метелью. Красный цвет листьев называли багряным, т. е. это густой красный цвет. А саму осень даже оживляли – она могла явиться в образе красавицы Несмеяны. Кто нам почитает стихи об осени?
Реб. : Ходит осень по дорожке
Промочила в луже ножки,
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялась где-то лето.
Ходит осень, бродит осень
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый
Желто-розовый кленовый.
М. р. : Мне очень нравятся строки из стихотворения Ивана Бунина.
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки елочки темнеют,
Лес пахнет дубом и сосной.
М. р. Художники стремились передать в своих картинах то буйство красок, разноцветие, которое видели вокруг. Вот как изобразил художник Игорь Грабарь молодую рябину: «она горит, как костер в лесу».
(И. Э. Грабарь «Рябинка» - показ репродукция).
М. р. : Композиторы передавали красоту осени музыкальными звуками, красивой мелодией, выбирали тембр музыкальных инструментов. Многие поручали скрипке, виолончели с их бархатным, певучим голосом передать красоту осени.
(Звучит музыка Ан. Дворжака «Мелодия» си минор).
М. р. А теперь попробуем с помощью фантазии, пластикой изобразить осень.
Постарайтесь услышать шелест листьев, дуновение осеннего ветерка, колыхание цветов.
Упражнение речевое с элементами пластики, пальчиковой гимнастики.
Упражнение «Мы деревья»
«Мы – деревья» (дети покачиваются в такт словам, слегка расставив ноги в стороны)
Ноги – корни (руки опущены)
Тело – ствол большой и сильный (дети проводят руками снизу вверх)
Наши ветки ветер клонит (покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)
Пляшут листья в небе синем (быстро машут кистями рук)
М. р. : Листья тянулись к солнцу, они колыхались от дуновения ветерка осеннего. Но вот листок сорвался и полетел вниз. Ему не хотелось падать и он закружился…Упал.. Налетевший ветерок опять поднял листок в воздух и закружил.
(Звучит «Вальс» до диез минор Ф. Шопена в аудиозаписи)
Танец – импровизация с шарфиками «Осенний листопад».
М. р. Снова листья закружили в танце золотом,
Снова солнышко все реже к нам приходит в дом,
Снова стали дни короче, больше нет тепла,
И длиннее стали ночи осень к нам пришла.
Поэт написал эти строки, а композитор сочинил музыку к ним, так родилась красивая песня «Осень Несмеяна». Что хотели рассказать авторы песни нам?
Дети. Сравнили осень с красавицей Несмеяной.
Осень удивляет всех своей красотой и немного грустит.
М. р. Какая по характеру эта песня?
Дети. Певучая, ласковая, грустная, задушевная, добрая, задумчивая.
М. р. Я предлагаю спеть эту песню в хороводе. Как мы будем исполнять движения?
Дети. Плавно, спокойно, не спеша, выразительно.
М. р. : Наша Осень - Несмеяна ступает словно пава, лебедушка и листья качаются от легкого ветерка.
Хоровод «Осень Несмеяна».
Осень : Волшебница – Осень к вам в гости пришла.
Чудесные краски я вам принесла.
Лишь только взмахну я невидимой кистью
И в миг разноцветными станут все листья.
Кто сказал, что осень грустная пора? Я бываю озорной, веселой. Могу капельками дождя побарабанить по стеклам окон, по крыше. Могу украсить разноцветным, пестрым ковром дорожки, осенние зонты… Я могу станцевать…
Осень с зонтом как тростью показывает шутливо танцевальные движения.
ТАНЕЦ с зонтиками «Осень – раскрасавица»
Муз. Г. М. Азаматовой - Бас.
(В конце танца дети украшают осенними листьями зонты, звучит музыка).
Осень. Видишь, лист кленовый кружится, тихо кружится под музыку.
Реб. : Видишь, тучка в небе кружится, будет музыка дождя.
И у ветра, у солнышка, и у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка тоже музыка своя.
ПЕСНЯ «ДОЖДИК ЗАДОЖДИЛСЯ».
Реб. : Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ. (Дети отстукивают ритмический рисунок).
Реб. : Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Реб. : Я теперь усну едва ли.
Топ-топ-топ.
Может кошек подковали?
Топ-топ-топ.
Дети: А это - дождик!
(Е. Интулов.)
(Выбегает ребенок в костюме дождя).
Дождь: Дождик бегает по крыше. (Дети в ответ топают, спрятавшись под зонтами.)
Дождь: По веселой звонкой крыше. (Дети топают.)
Дождь: Лучше дома посидите. (Дети положили зонты на пол, хлопают в ладоши.)
Дождь: Никуда не выходите. (Дети хлопают.)
Дождь: Посидите, поиграйте. (Дети хлопают по коленям.)
Дождь: А уйду - тогда гуляйте. (Дети хлопают над головой.)
Дети: Ура!
ИГРА «СОРОКОНОЖКА».
Шла сороконожка по узенькой дорожке. (Дети, встав друг за другом» паровозиком», идут топающим шагом.)
Вдруг закапал дождь: кап. (Дети остановились, посмотрели вверх.)
Ой, промокнут сорок лап. (Покачали головой.)
Насморк мне не нужен - (Дети идут, высоко поднимая ноги.)
Обойду я лужи.
Каждой лапой потрясу, (Дети трясут правой ногой.)
Грязи в дом не принесу. (Дети трясут левой ногой.)
И бегом, скорее, в дом, (Дети идут топающими шагами.)
Ой, какой от лапок гром.
(Дети выстраиваются в полукруг).
Реб. : Наша осень хороша, запестрели улицы.
Мы гуляем не спеша, красотой любуемся.
Реб. : Листья красные огни, все такие разные.
Очень яркие они, как шары на празднике.
Реб. : Расписала город наш осень как художница,
Дайте деткам карандаш, рисовать так хочется. (Е. Шаламонова.)
(ТАНЕЦ «Осенний портрет» с шарами и лентами).
М. р. : Осень в наш город пришла красивой хозяйкой, украсила улицы, парки. Порадовала нас, крымчан, ясными, теплыми днями и белоснежными, золотыми, лиловыми охапками хризантем.
И когда мы идем по улицам, осень приветствует нас каждым листиком, ласковым теплом солнца, легким дуновением ветра. … Давайте же ей улыбнемся.