Галина Грабина
Конспект занятия «Осень. Насекомые. Строение тела»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели.
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые осенью» на основе систематизации и обобщения знаний (насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, усы, лапки, крылья, личинка; летать, ползать, жужжать, собирать, жалить; полезный, вредный). Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксами и словами-синонимами. Совершенствование навыка составления предложений с однородными сказуемыми. Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Публикация «Конспект занятия „Осень, Насекомые, Строение тела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Воспитательные цеди. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.
Оборудование. Мольберт, магнитная доска, альбом «Мир природы. Насекомые. Серия демонстрационных картин», резиновый мяч среднего размера, контейнер с карандашами, звуковые схемы, букет из осенних веток, игрушки-насекомые на «липучках».
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, где на столе на букете из осенних листьев закреплены игрушки-насекомые.
Логопед. Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.
Дети. Это насекомые.
Логопед. Верно. Сегодня мы начнем разговор о насекомых, о местах их обитания и жизни осенью. А сейчас выберите по одному насекомому и составьте предложение о нём, что оно делает. Постарайтесь, чтобы в вашем предложении было два слова, отвечающих на вопрос «Что делает?»
1- й ребенок. Бабочка сложила крылышки и сидит на листке клена.
2- й ребенок. Гусеница изогнулась дугой и ползет по ветке березы.
3- й ребенок. Жук спрятался под листком и наблюдает за бабочкой.
4- й ребенок. Паук плетет паутину и хочет поймать муху..
Рассматривание картинок «Насекомые». Беседа о насекомых. Перечислите насекомых, которые изображены на картинках.
Дети. Мы видим жуков, пчелу, мотылька, божью коровку, муравьев, шмеля, бабочек, стрекозу и ее личинок, водомерку, муху, осу и паука.
Логопед. Вот как много насекомых! А во время прогулок вы наблюдаете, что насекомых на улице становится все меньше. Если в начале сентября вы рассказывали мне, что видели бабочек, стрекоз, муравьев, пчел, ос и шмелей, то вчера, вернувшись с прогулки, рассказали, что вы видели только мух. Почему?
Дети. Наступила осень, с каждым днем становится холоднее, засыхают цветы, холодной становится вода.
Логопед. Осенью изменяются природные условия, и насекомые уже не могут существовать так, как существовали летом. Одни из них погибают, другие засыпают до весны. Давайте попробуем рассказать о насекомых, какие они, что они делают. Вспомните упражнение «Уточни». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
У бабочки крылья желтые. (золотые).
Бабочка над цветком кружится. (порхает).
Жук громко гудит. (жужжит).
Шмель собирает нектар. (высасывает его из цветков).
Паук строит паутину. (плетет ее).
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
Логопед. Рассказ по теме «Насекомые осенью». В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забрались в какую-нибудь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки.
Беседа по тексту. Словарная работа.
Логопед предлагает детям ответить на вопросы.
Когда исчезает большинство насекомых? Что сказано об этом в рассказе? Начните ответ со слов большинство насекомых. Что сделали одни из них? Какими словами можно заменить слово спрятались. (Забрались, схоронились.)Кого не встретишь на сырых тропинках? Кто уже не порхает над водой и над лугом? Какими словами можно заменить слово порхают. (.Летают, кружатся, вьются).
Речевая разминка.
«Вспомни и назови»
Летающая бабочка. Ползающий муравей. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть насекомых и группу, к которой они относятся (летающие, ползающие, летающие и ползающие). Следить за тем, чтобы дети не повторялись.
«Назови ласково»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое насекомое и его цвет, например: «Черный жук», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет это насекомое и его цвет ласково : «Черненький жучок», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Маленький жучок. — Большой жук.
Артикуляционная гимнастика «Повтори за мной».
Логопед предлагает детям по очереди, четко, правильно произнося звуки, проговорить текст скороговорки: «Где муха ни летала, а к пауку попала.
Окончание занятия. Подводим итог занятия. Благодарим детей за старание.