Лучший педагог года

Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста

Ольга Керстан
Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста
▼ Скачать

Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста.

Данная работа была представлена на конкурс "Пчёлка 2015 года"

Дети самый главный, самый ценный ресурс общества. Естественная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса – это семья.

Семья - первая школа воспитания растущего человека. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учиться любить, сочувствовать, терпеть, радоваться, знакомиться с первыми предметами окружающей действительности, формируются интересы, развиваются способности.

Публикация «Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста» размещена в разделах

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумение выбирать методическую литературу и практические пособия для развития дошкольников. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребёнка, чем могут ему помочь. Но при желании всегда можно найти оптимальный для себя и своего ребёнка путь развития его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребёнка и взрослого. Любая педагогическая система без семьи – полная абстракция. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контакта с такими родителями.

Многочисленные исследования показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему обогащает ребёнка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир.

Ранний возраст является важным, для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития ребёнка. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи ему это не под силу.

И поэтому необходимо найти союзников и единомышленников в родителях детей раннего возраста и вместе добиваться одной цели: формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребёнка. Педагоги детского сада должны с терпением относиться к несформированной родительской компетентности вызвать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ним в вопросах воспитания детей, помочь им овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями, при этом нужны конкретные рекомендации. Успех работы с ребёнком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие воспитательно-образовательном процессе, необходимо для успешной адаптации и дальнейшего развития ребёнка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребёнка.

При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Кроме того, в этом процессе важную роль играет более близкое знакомство с семьёй, беседы с родителями, наблюдение за их взаимоотношении во время встреч.

Однако основное содержание в общение с родителями на первых этапах пребывания малыша в условиях ДОУ заключается именно в облегчении для него адаптационного периода.

Педагогу, организуя взаимодействие, необходимо помнить, что родители – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Педагогу необходимо владеть приёмами создания благоприятной психологической атмосферы для продуктивного взаимодействия, обеспечения комфортного пребывания в ДОУ (музыкальный фон, организация предметного пространства, взаимное уважение участников процесса взаимодействия, доброжелательное отношение друг к другу, уметь понять и принять позиции различных сторон).

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приёмами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.

Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада. Очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе, формировании естественного детско-взрослого сообщества.

Взаимодействия педагогов, специалистов детского сада с системой «ребёнок – родитель»

Перед родителями педагоги ставят такие задачи:

- сформировать у ребёнка положительное отношение к детскому саду;

- научить ребёнка навыкам самообслуживания и санитарно-гигиеническим навыкам.

Решение именно таких задач, помогает малышу легче адаптироваться к новым социальным условиям. Если мама говорит, что в детском саду интересно, что в детском саду ребёнку будут рады (то есть формирует положительное отношение к детскому саду, то малыш, веря самому близкому человеку – маме, смело переступает порог детского сада.

Владение навыками самообслуживания придаёт ребёнку уверенность в собственных силах, в том, что он может некоторое время обходится без мамы. Воспитатель объясняет родителям, как успешно справиться с трудностями такого рода.

Например: в один из дней воспитатель разъясняет родителям, как научить ребёнка мыть руки. Для этого в умывальной комнате в рамочке вывешиваются две потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико…» - перед умывальником; «Полотенце чистое, светлое душистое. Ручки вытирает, деткам помогает» - перед полотенцами. Родители вместе с детьми заходят в туалетную комнату и совершают следующие операции: все вместе одновременно засучивают рукава, включают воду и трогают её (проверяя, не холодная ли, затем взрослые берут ручки детей и показывают приёмы мытья рук. При этом родители хором читают потешки про водичку, затем, вытирая руки, читают следующую потешку - про полотенце.

Предстоит прогулка. Воспитатель показывает родителям схему одевания – раздевания. Которая вывешивается в раздевальной комнате. Родителям даётся задание – научить дома ребёнка снимать шапку. В конце недели каждый малыш демонстрирует своё умение. Когда все научаться снимать шапку, даётся следующие задание и т. д. по этому принципу формируются и другие культурно-гигиенические навыки.

Каждой маме воспитатель предлагает завести «Дневник достижений мамы», куда она записывает всё, чему она научила малыша.

Ведения «Дневника» стимулирует родителей к активному общении со своим ребёнком.

Помимо воспитателя в группе работают и другие специалисты детского сада: педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Работа педагога-психолога направлена на сенсорное развитие детей раннего возраста. В ходе занятий педагога-психолога делится с родителями теми психологическими знаниями, которые помогут им понять особенности их малыша.

Помимо консультаций и тренингов для родителей выпускается газета с символичным названием «Ходики». Материалы каждого номера газеты объединены общей темой. Родители получают ответы на актуальные вопросы воспитания. При необходимости педагог-психолог всегда даст квалифицированный совет в вопросах, касающихся раннего развития ребёнка. Безусловно, тесный контакт родителей с педагогом очень важен.

В группе с детьми и родителями работает музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель понимает, что не все родители имеют музыкальное образование и обладают соответствующими знаниями в области музыкального воспитания детей, поэтому обучает их тому, как создать музыкальную звуковую среду дома. Для этого можно использовать музыкальные игрушки и негромко звучащие инструменты, такие, как деревянные палочки, коробочки, различные ёмкости, наполненные горохом, бобами, крупой, песком. С этими предметами, можно придумывать разные занимательные игры для малышей. Музыкальный руководитель рекомендует в домашнем музицировании пользоваться индивидуальными аудиокассетами с записью тех произведений, которые осваиваются ребёнком в детском саду в процессе занятия.

Этапы создания семейно-общественной модели воспитания детей раннего возраста

Подготовительный этап работы по созданию семейно-общественной модели воспитания детей раннего возраста начинается со встречи с родителями. Заведующая МДОУ знакомит их с задачами работы на весь учебный год. Родители, в свою очередь, знакомятся с воспитателем группы, педагогами-специалистами детского сада.

Основной этап работы группы начинается с посещения дошкольного учреждения родителями с детьми. Теперь уже все знакомятся с группой и педагогам – специалистами. На протяжении всего основного этапа воспитатель и педагоги – специалисты взаимодействуют только с родителями, повышая их педагогическую компетентность.

Заключительный этап работы в группе строится на взаимодействии всех специалистов не только с мамами, но уже и с детьми. Заключительный этап начинается, когда малыш полностью контактирует с воспитателем и педагогами-специалистами.

Данная модель организации работы с детьми раннего возраста и их родителей даст положительные результаты.

Перспективный план работы с родителями детей 2-ой группы раннего возраста

Цель: создать в группе необходимые условия для развития ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.

Задачи:

1. Распространять педагогические знания в области воспитания

2. Оказать практическую помощь в воспитании детей

3. Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателю группы и других педагогов-специалистов: адекватно реагировать на рекомендации воспитателя и педагогов-специалистов, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателем и педагогами-специалистами по решению задач воспитания ребёнка

Сентябрь «Давайте знакомиться» - Нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации к детскому саду, воспитателю; собрание - Создание условий для установления психологического контакта между воспитателем и родителями, знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС в МДОУ, повышение родительской компетентности в вопросах по адаптации

Октябрь «Влияние развивающей среды» - Познакомить родителей с деятельностью детского сада; Информация для родителей: нацелить родителей на современную работу с детьми

Ноябрь «Развитие речи детей 2-го года жизни» - Привлечь родителей к совместной работе; Познакомить родителей с информацией об особенностях развития речи детей, дать индивидуальные рекомендации; Создать эмоционально-положительный комфорт от просмотренных снимков

Декабрь «Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье детей» - Информация по игровой деятельности детей, знакомство с новыми играми. Методы закаливания, массаж, развитие речи и развитие мелкой моторики, пальцев, дать знание о том, как музыка влияет на развитее речи детей

Январь «Организация зимнего досуга в зимнее время» - Организация совместной деятельности по оформлению участка в зимними постройками, Создать эмоционально-положительный комфорт от просмотренных снимков

Февраль «Совместные виды деятельности взрослого и ребёнка» - Получить эмоции, удовлетворение о совместном участии в развлечении, воспитывать сплочение и коммуникабельность

Март «Как формируется личность ребёнка» - Оказание помощи родителям в подборе педагогических целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учётом их возраста и интересов, Формирование у родителей умение общаться с ребёнком

Апрель «Какие игрушки нужны детям» - Воспитывать желание проявлять творчество, новая жизнь сломанных игрушек, Сформировать у родителей положительное взаимоотношение с детьми во время совместных игр

Май «Вот какие мы стали» - Дать информацию о детях на конец учебного года, Выяснить причины оставшихся проблем во взаимоотношениях ребёнка с МБДОУ

Результативность:

Такой перспективный план организации работы с детьми раннего возраста и их родителями даёт положительные результаты.

За время работы по данному перспективному плану мы заметили, что:

- дети лучше социализируются в детском саду;

- период адаптации проходит в более короткие сроки, эмоциональное состояние малышей стабильное, они коммуникабельны, охотно общаются со взрослыми (воспитателями, педагогами-специалистами, степени адаптации лёгкие и средней тяжести;

- дети меньше подвержены простудным заболеваниям;

- дети обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью.

- родители детей считают актуальным для данного возраста развитие эмоциональной сферы, сохранения здоровья, воспитания эстетических норм поведения и уважительного отношения ребёнка к окружающим его людям;

- значимым для родителей также является уверенность маленького человека в себе, его целеустремлённость и коммуникабельность;

- родители делают акцент на познавательном развитии; среди приоритетных ценных качеств были также названы доброта, активность и самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;

- во время индивидуальных консультаций родители обсуждают особенности воспитания своего ребёнка в период проявления агрессии, непослушание, лень, взаимное непонимание;

- педагогические запросы родителей постоянно повышаются;

- большинство родителей уделяют значительное внимание вопросам воспитания детей раннего возраста, проводят много времени, общаясь с ребёнком и организуя разные формы досуга.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Организация познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста» Аннотация. В статье описывается методика организации познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста Список ключевых.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Актуальные проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, - Родители пример ему… С. Брант Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье.

Фильм «Организация двигательной деятельности у детей раннего возраста» Видео В фильме показаны формы, которые используются в нашем детском саду по двигательной деятельности с детьми раннего возраста: 1 Участие родителей.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО в условиях ФГОС Главным в работе любого ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное.

Особенности взаимодействия с семьями детей групп компенсирующей направленности. Родители дошкольников становятся полноправными участниками интегрированных занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении,.

План взаимодействия с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» на 2016–2017 г. Сроки Содержание работы Ответственный воспитатель Сентябрь Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду Консультация по безопасности.

План взаимодействия с семьями воспитанников детей 5–6 лет в старшей группе «Краски радуги» СЕНТЯБРЬ 1. Родительское собрание на тему: «Особенности психофизического развития детей 5- 6 лет». 2. День открытых дверей. 3. Акция в рамках.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй группы раннего возраста на 2017–2018 учебный год сентябрь День открытых дверей для родителей «Детский сад принимает гостей» Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 2–3.

Презентация «Организация двигательной деятельности у детей раннего возраста» Текст к презентации 1 (Титульный дист) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлена тема «Организация двигательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 14:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Керстан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД