Ольга Керстан
Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста
▼ Скачать
Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста.
Данная работа была представлена на конкурс "Пчёлка 2015 года"
Дети самый главный, самый ценный ресурс общества. Естественная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса – это семья.
Семья - первая школа воспитания растущего человека. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учиться любить, сочувствовать, терпеть, радоваться, знакомиться с первыми предметами окружающей действительности, формируются интересы, развиваются способности.
Публикация «Организация взаимодействия с семьями детей раннего возраста» размещена в разделах
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумение выбирать методическую литературу и практические пособия для развития дошкольников. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребёнка, чем могут ему помочь. Но при желании всегда можно найти оптимальный для себя и своего ребёнка путь развития его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребёнка и взрослого. Любая педагогическая система без семьи – полная абстракция. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контакта с такими родителями.
Многочисленные исследования показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему обогащает ребёнка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир.
Ранний возраст является важным, для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития ребёнка. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи ему это не под силу.
И поэтому необходимо найти союзников и единомышленников в родителях детей раннего возраста и вместе добиваться одной цели: формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребёнка. Педагоги детского сада должны с терпением относиться к несформированной родительской компетентности вызвать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ним в вопросах воспитания детей, помочь им овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями, при этом нужны конкретные рекомендации. Успех работы с ребёнком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие воспитательно-образовательном процессе, необходимо для успешной адаптации и дальнейшего развития ребёнка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребёнка.
При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Кроме того, в этом процессе важную роль играет более близкое знакомство с семьёй, беседы с родителями, наблюдение за их взаимоотношении во время встреч.
Однако основное содержание в общение с родителями на первых этапах пребывания малыша в условиях ДОУ заключается именно в облегчении для него адаптационного периода.
Педагогу, организуя взаимодействие, необходимо помнить, что родители – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Педагогу необходимо владеть приёмами создания благоприятной психологической атмосферы для продуктивного взаимодействия, обеспечения комфортного пребывания в ДОУ (музыкальный фон, организация предметного пространства, взаимное уважение участников процесса взаимодействия, доброжелательное отношение друг к другу, уметь понять и принять позиции различных сторон).
Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приёмами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.
Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада. Очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе, формировании естественного детско-взрослого сообщества.
Взаимодействия педагогов, специалистов детского сада с системой «ребёнок – родитель»
Перед родителями педагоги ставят такие задачи:
- сформировать у ребёнка положительное отношение к детскому саду;
- научить ребёнка навыкам самообслуживания и санитарно-гигиеническим навыкам.
Решение именно таких задач, помогает малышу легче адаптироваться к новым социальным условиям. Если мама говорит, что в детском саду интересно, что в детском саду ребёнку будут рады (то есть формирует положительное отношение к детскому саду, то малыш, веря самому близкому человеку – маме, смело переступает порог детского сада.
Владение навыками самообслуживания придаёт ребёнку уверенность в собственных силах, в том, что он может некоторое время обходится без мамы. Воспитатель объясняет родителям, как успешно справиться с трудностями такого рода.
Например: в один из дней воспитатель разъясняет родителям, как научить ребёнка мыть руки. Для этого в умывальной комнате в рамочке вывешиваются две потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико…» - перед умывальником; «Полотенце чистое, светлое душистое. Ручки вытирает, деткам помогает» - перед полотенцами. Родители вместе с детьми заходят в туалетную комнату и совершают следующие операции: все вместе одновременно засучивают рукава, включают воду и трогают её (проверяя, не холодная ли, затем взрослые берут ручки детей и показывают приёмы мытья рук. При этом родители хором читают потешки про водичку, затем, вытирая руки, читают следующую потешку - про полотенце.
Предстоит прогулка. Воспитатель показывает родителям схему одевания – раздевания. Которая вывешивается в раздевальной комнате. Родителям даётся задание – научить дома ребёнка снимать шапку. В конце недели каждый малыш демонстрирует своё умение. Когда все научаться снимать шапку, даётся следующие задание и т. д. по этому принципу формируются и другие культурно-гигиенические навыки.
Каждой маме воспитатель предлагает завести «Дневник достижений мамы», куда она записывает всё, чему она научила малыша.
Ведения «Дневника» стимулирует родителей к активному общении со своим ребёнком.
Помимо воспитателя в группе работают и другие специалисты детского сада: педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Работа педагога-психолога направлена на сенсорное развитие детей раннего возраста. В ходе занятий педагога-психолога делится с родителями теми психологическими знаниями, которые помогут им понять особенности их малыша.
Помимо консультаций и тренингов для родителей выпускается газета с символичным названием «Ходики». Материалы каждого номера газеты объединены общей темой. Родители получают ответы на актуальные вопросы воспитания. При необходимости педагог-психолог всегда даст квалифицированный совет в вопросах, касающихся раннего развития ребёнка. Безусловно, тесный контакт родителей с педагогом очень важен.
В группе с детьми и родителями работает музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель понимает, что не все родители имеют музыкальное образование и обладают соответствующими знаниями в области музыкального воспитания детей, поэтому обучает их тому, как создать музыкальную звуковую среду дома. Для этого можно использовать музыкальные игрушки и негромко звучащие инструменты, такие, как деревянные палочки, коробочки, различные ёмкости, наполненные горохом, бобами, крупой, песком. С этими предметами, можно придумывать разные занимательные игры для малышей. Музыкальный руководитель рекомендует в домашнем музицировании пользоваться индивидуальными аудиокассетами с записью тех произведений, которые осваиваются ребёнком в детском саду в процессе занятия.
Этапы создания семейно-общественной модели воспитания детей раннего возраста
Подготовительный этап работы по созданию семейно-общественной модели воспитания детей раннего возраста начинается со встречи с родителями. Заведующая МДОУ знакомит их с задачами работы на весь учебный год. Родители, в свою очередь, знакомятся с воспитателем группы, педагогами-специалистами детского сада.
Основной этап работы группы начинается с посещения дошкольного учреждения родителями с детьми. Теперь уже все знакомятся с группой и педагогам – специалистами. На протяжении всего основного этапа воспитатель и педагоги – специалисты взаимодействуют только с родителями, повышая их педагогическую компетентность.
Заключительный этап работы в группе строится на взаимодействии всех специалистов не только с мамами, но уже и с детьми. Заключительный этап начинается, когда малыш полностью контактирует с воспитателем и педагогами-специалистами.
Данная модель организации работы с детьми раннего возраста и их родителей даст положительные результаты.
Перспективный план работы с родителями детей 2-ой группы раннего возраста
Цель: создать в группе необходимые условия для развития ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Распространять педагогические знания в области воспитания
2. Оказать практическую помощь в воспитании детей
3. Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателю группы и других педагогов-специалистов: адекватно реагировать на рекомендации воспитателя и педагогов-специалистов, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателем и педагогами-специалистами по решению задач воспитания ребёнка
Сентябрь «Давайте знакомиться» - Нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации к детскому саду, воспитателю; собрание - Создание условий для установления психологического контакта между воспитателем и родителями, знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС в МДОУ, повышение родительской компетентности в вопросах по адаптации
Октябрь «Влияние развивающей среды» - Познакомить родителей с деятельностью детского сада; Информация для родителей: нацелить родителей на современную работу с детьми
Ноябрь «Развитие речи детей 2-го года жизни» - Привлечь родителей к совместной работе; Познакомить родителей с информацией об особенностях развития речи детей, дать индивидуальные рекомендации; Создать эмоционально-положительный комфорт от просмотренных снимков
Декабрь «Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье детей» - Информация по игровой деятельности детей, знакомство с новыми играми. Методы закаливания, массаж, развитие речи и развитие мелкой моторики, пальцев, дать знание о том, как музыка влияет на развитее речи детей
Январь «Организация зимнего досуга в зимнее время» - Организация совместной деятельности по оформлению участка в зимними постройками, Создать эмоционально-положительный комфорт от просмотренных снимков
Февраль «Совместные виды деятельности взрослого и ребёнка» - Получить эмоции, удовлетворение о совместном участии в развлечении, воспитывать сплочение и коммуникабельность
Март «Как формируется личность ребёнка» - Оказание помощи родителям в подборе педагогических целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учётом их возраста и интересов, Формирование у родителей умение общаться с ребёнком
Апрель «Какие игрушки нужны детям» - Воспитывать желание проявлять творчество, новая жизнь сломанных игрушек, Сформировать у родителей положительное взаимоотношение с детьми во время совместных игр
Май «Вот какие мы стали» - Дать информацию о детях на конец учебного года, Выяснить причины оставшихся проблем во взаимоотношениях ребёнка с МБДОУ
Результативность:
Такой перспективный план организации работы с детьми раннего возраста и их родителями даёт положительные результаты.
За время работы по данному перспективному плану мы заметили, что:
- дети лучше социализируются в детском саду;
- период адаптации проходит в более короткие сроки, эмоциональное состояние малышей стабильное, они коммуникабельны, охотно общаются со взрослыми (воспитателями, педагогами-специалистами, степени адаптации лёгкие и средней тяжести;
- дети меньше подвержены простудным заболеваниям;
- дети обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью.
- родители детей считают актуальным для данного возраста развитие эмоциональной сферы, сохранения здоровья, воспитания эстетических норм поведения и уважительного отношения ребёнка к окружающим его людям;
- значимым для родителей также является уверенность маленького человека в себе, его целеустремлённость и коммуникабельность;
- родители делают акцент на познавательном развитии; среди приоритетных ценных качеств были также названы доброта, активность и самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;
- во время индивидуальных консультаций родители обсуждают особенности воспитания своего ребёнка в период проявления агрессии, непослушание, лень, взаимное непонимание;
- педагогические запросы родителей постоянно повышаются;
- большинство родителей уделяют значительное внимание вопросам воспитания детей раннего возраста, проводят много времени, общаясь с ребёнком и организуя разные формы досуга.