Марина Газизова
«Организация уголков занимательной математики». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. (Дети редко играют в них по собственному желанию.) В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Публикация «„Организация уголков занимательной математики“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
Уголок занимательной математики— это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и опреде-ленным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там ма-териалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Задачи уголков занимательной математики :
1. Целенаправленное формирование у детей 4—7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения ма-тематикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного резуль-тата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного на-пряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный мате-матический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Организация уголков занимательной математики возможна в группах, начиная со среднего дошкольного возраста. Данные психологических исследований свидетельствуют о возросших возможностях детей пятого года жизни в сравнении с младшими дошкольниками. Отмечается стремление их к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в игре со сверстниками.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке за-нимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей.
Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, раз-вивающем воздействии занимательного материала, приемами руковод-ства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлеченность педагога — основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что оп-ределяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы» и др. ; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные альбомы.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых
действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2—3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности до-школьников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки при-думанных ими задач, составленных фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Художественное оформление
уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовы-вать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сю-жеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформле-нии можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации’ из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в угол-ке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учетом индивидуальных особенностей вос-питанников. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей
1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата
2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
3. Создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в сов местной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке : соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, вечеров досуга, математических развлечений.
6. Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация са-мостоятельной детской деятельности, с тем чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математи-ческой деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими. От свер-стников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склон-ность к занятиям математикой.
7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организо-вывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе.
Далее для каждой возрастной группы предлагаются игры, апро-бированные в детском саду. Игры, рекомендованные для одной возраст-ной группы, могут быть использованы в работе с детьми других воз-растов, в иных вариантах.