Виктория Александровна Филиппова
Организация развивающей среды как основа обеспечения речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок развивается на фоне среды. И среда должна быть не просто "обстановкой", а источником детского развития.
Все,что воздействует на ребенка из окружающего мира,переходит во внутреннее "строительство",включая формирование органов чувств.
Публикация «Организация развивающей среды как основа обеспечения речевого развития ребенка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В Древней Греции считали:любое обучение должно быть основано на удивлении. И в современной педагогике чрезвычайно важно, чтобы еще до начала размышления,ребенок пережил состояние удивления,необходимо,чтобы оно легло в основу принципа организации развивающей среды,которая должна стимулировать развитие ребенка. Ведь,все,что попадает в поле зрения дошкольника,делается видимым,становится узнаваемым и запоминаемым.
Философией модели развивающей среды служит для всех нас утверждение:каждый ребенок должен находиться в среде богатой стимулами,побуждающей к действиям ребенка. В истории дошкольной педагогики известно несколько вариантов:предметно-средовой модели,комплексно-тематической и учебной модели.
Учитывая состояние речевого развития детей,приходящих в детский сад,просто необходимо создавать в группах предметно-пространственную среду, обеспечивающую развивающий характер педагогического процесса,организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.
Принцип коррекционно-развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда,когда оно учитывает зону ближайшего развития ребенка и предусматривает решение следующих задач:
1. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
2. Развитие общеинтеллектуальных умений.
Таким образом,назревает необходимость построения можели коррекционно-развивающего пространства в каждом ДОУ. А для реализации новых подходов в работе с детьми в группах должна быть создана развивающая "предметная" среда,где каркасом стала бы речевая среда -"логосреда".
Предметно-игровая среда должна отвечать следующим параметрам:
1. Проблемная насыщенность-логосреда.
2. Создание условий для самореализации.
3. Многофункциональность и вариативность модели среды.
4. Не обыденность,приближение к домашней обстановке.
5. Открытость к изменению своеобразному достраиванию среды детьми,преобразование ее детьми.
6. Психологическая комфортность,создание обстановки,которая располагает.
Среда,окружающая детей в группе должна обеспечивать :
-чувство психологической защищенности;
-полноценное развитие;
-сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации группы.
Значит,предметная среда должна предоставлять ребенку условия для творческого развития,обеспечивать возможность "вычерпывать" из нее информацию.
Грамотно организованная логосреда позволяет "спроектировать" любую рабочую тему. Очень важно создать оформляемую зону, т. е. "содержательно смысловое"" поле,благодаря которому можно решать и образовательные задачи.
Все игровые зоны группового помещения в той или иной мере служат развитию речи детей, т. к р различных игровых ситуациях ребенок активизирует словарный запас,пополняет его новыми выражениями и словами. Кроме этого,в каждой возрастной группе должен быть уголок речевой активности ребенка,оборудованный в соответствии с возрастными особенностями.
Исходя из стоящих целей и задач перед каждым педагогом по развитию речи-наличие насыщенной предметной,информационно-развивающей среды-необходимость.
При планировании работы с детьми используем тематический принцип. Выбранную тему проводим через все виды детской деятельности. Результатом работы является наличие широкого словарного запаса у детей,умение применять его в различных ситуациях.