Ольга Ковалева
Консультация для воспитателей «Организация развивающей среды в группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы – всестороннее развитие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Для этого из места обычного пребывания положенного срока, пространство детского сада преобразуется в среду творческой жизнедеятельности ребенка. Все привычные задачи (направления) воспитания - формирование этических и эстетических представлений, воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, развитие культурно-гигиенических навыков, решаются с позиции включения ребенка в значимую для его возраста деятельность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация развивающей среды в группах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Для этого пространство помещений преобразуют в разнообразные «уголки» и «центры», которые восполняют еще одну детскую потребность - в развитии познавательного общения.
Осуществление детьми образовательного содержания программы происходит в повседневной жизни, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1. Центр конструирования - включает в себя различные конструкторы и схемы, чертежи для создания по ним различных конструкций. Для конструирования из бумаги прилагается бумага различных видов и образцы конструирования, схемы.
2. Центр детского творчества - включает в себя следующий материал:
а) альбомы с иллюстрациями природы в различное время года, с образцами различных видов живописи и росписей;
б) альбомы с изображением последовательности рисования животных, растений, человека, предметов;
в) доска для рисования мелками;
г) фланеграф и материал к работе на нем: геометрические фигуры, образы для составления растительного орнамента или сюжета и детали к ним (трафареты цветные);
д) коврики (цветной фон) и различные предметы (ткань) для создания сюжета;
е) наборы трафаретов для обводки (животные, дома, транспорт, фигуры человека, различные предметы т. д.)
ж) доски для ниткографии или растягивания резинок «Изонить», а так же бумага различной формы и цвета,краски,карандаши,клей,фломастеры и др.
3. Центр театральной деятельности - включает в себя следующий материал:
а) наборы различных видов театров: теневой, пальчиковый, настольный, кукольный;
б) алгоритмы сказок и рассказов;
в) мини-ширма и материал для создания фона для спектакля.
4. Математический центр включает в себя:
а) различные развивающие игры;
б) счетные палочки, блоки, палочки Ньюзенера, Никитинские кубики, Уникуб и др.
в) альбомы с рисунками и головоломками, алгоритмы, карты-схемы на ориентировку в пространстве;
г) фланеграф и пособия к нему (раздаточные);
д) наборное полотно с тремя рядами и материал к нему (карточки с предметами, карточки с кружками и цифры от 0 до 20 или до 10);
е) карточки на составление задач, знаки (+, -, «больше», "меньше», =).
5. Центр краеведения - в него входят:
а) альбомы о родном городе, о Подмосковье, о Москве;
б) различные карты местности;
в) символика страны, области, города. Портреты руководителей города, области, страны.
г) куклы в национальной одежде или альбом;
д) образцы изделий основных производств города.
6. Центр развития речи :
а) наборное полотно с буквами предметами, содержащими данные буквы (картинки);
б) книги, букварь, азбука, русский язык в картинках и т. д., кубики с буквами;
в) наборы с сюжетными картинками, картинки с развивающимся сюжетом;
г) алгоритмы сказок, рассказов, потешек алгоритмы для сочинения сказок и историй;
д) схемы-описания предметов: игрушки, овощи, фрукты, транспорт, животные т. д.
7. Географический центр включает
а) карту мира, глобус;
б) альбомы с изображением различных географических зон: пустыни, равнина, тундра, тайга, горы, Антарктида, море т. д.
в) иллюстрации с изображением людей различных рас;
г) животные разных континентов и растительность (альбомы или игрушки на объемном фоне)
8. Экологический центр
а) материал для организации опытов (минилаборатория);
б) календарь природы;
в) индивидуальные игры развивающего характера;
г) наборы схем, алгоритмов к организации итоговых бесед о животных, птицах, рыбах, насекомых, растений, по организации трудовых процессов. Схемы на составление описательных рассказов по времени года.
д) растения и животные, др. обитатели.
Кроме развивающих центров в группе создаются уголки, которые носят воспитывающий характер, способствуют созданию благоприятного эмоционального климата.
Какие уголки рекомендует программа «Детство» :
1. Уголок «Семья», где собраны атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр.
2. Уголок «Школа» - здесь нужны атрибуты для организации учебного процесса (доска, мел, буквы, цифры, геометрические фигуры, книги т. д.)
3. Уголок «Спорт» - он содержит различные физкультурные атрибуты: кегли, мячи, прыгалки, контактные коврики и др.
4. Уголок «Грусть» - это название можно заменить любым другим, важно, чтобы он выполнял свою психологическую функцию, это должно быть место, где ребенок должен уединиться или уйти от назойливого успокоения со стороны
взрослого (погрустить с любимой игрушкой, рассказать ей чем вызвана грусть "позвонить» по телефону маме, бабушке, поделиться с ними своей печалью.
5. «Уголок добра» - в группе живет сказочный персонаж, который наблюдает за детьми в течение дня и награждает их за хорошие поступки. Это может быть фея, которая дарит им сердечки, ангел - зажигает звездочки или «волшебное дерево» с чудесными мешочками в которых появляются камешки добрых дел.
6. Уголок «Настроение» - его может оформить психолог, где дети с помощью цветных сигналов характеризуют свое настроение в течение дня. Он может быть представлен в виде солнышка с лучиками (по количеству детей, на которые дети прикрепляют бантики (см. тест Люшера)- цветовая гамма настроения. Воспитатель диагностирует смену настроения у ребенка в течение дня и согласно этому проводит с ним работу или перестраивает ее.
7. Уголок «Дружбы» он оформляется в виде пиктограмм и изображением сердитого и радостного настроения или в виде веселых сердечек с радостью держащихся за руку, могут быть любые другие варианты. Его назначение - позволить детям самостоятельно, без вмешательства взрослого разрешить между собой конфликтную ситуацию.
8. «Уголок потерянных вещей» - оформляется в виде чучелки с сумочкой или кармашка, куда кладется вещь, находящаяся не на своем принято в группе месте.
9. Уголок коллекционирования - сюда собираются различные коллекции, собранные взрослыми и детьми: наборы морских камней и ракушек, открытки, марки, наклейки, вкладыши и др.
Ю. «Уголок удивительных находок» - где хранятся необычные вещи, собранные взрослыми и детьми в ходе прогулок, поездок, экскурсий: коряги, камни, листики, фантики - все необычное по форме, цвету и т. д.
И. «Уголок личных секретов» - он представляет собой индивидуальные сумочки или кармашки, где дети хранят свои секреты, личные дорогие им вещи, принесенные в детский сад.