Полина Сергеевна
Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 46 «Мишутка»
г. Николаевск –на – Амуре Хабаровского края
Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста
Ващук Полина Сергеевна
Воспитатель МБДОУ ДС №46 «Мишутка»
г. Николаевск –на- Амуре
2022 г.
Содержание:
Информация об опыте….3
Публикация «Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Технология опыта…7
Результативность опыта… .13
Библиографический список…. 15
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта.
Опыт возник и формировался в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №46 «Мишутка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. Приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, адаптации к жизни в обществе. Продолжительность воспитательно образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7 летнего возраста.
В детском саду «Мишутка» функционирует 11 групп, из них, в настоящее время 4 группы раннего возраста. В группе раннего возраста работаю 5 лет. За это время наблюдала за вновь поступающими детьми, родителями в адаптационный период. Наблюдения, беседы, тестирование родителей показали, что очень часто ни дети, ни родители не готовы к поступлению в ясли.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя, напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т. е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А состояние отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание.
Возникает вопрос: Нужно ли маленького ребенка отдавать в ясли?» Оформляя ребенка в детский сад, ясли-родители часто переживают : Как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми.
Это волнение усугубляется, если, ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слёзы и просьбы сына, дочери, молча ведут в детский сад.
Поэтому необходимо провести работу с родителями, чтобы их дети могли легко войти в детский коллектив.
В основе данной работы с детьми и их родителями, которые впервые переступают порог дошкольного учреждения лежит формирование у ребенка положительного отношения ко всем процессам, формирование потребности в общении со взрослыми и детьми, развитие различных умений, соответствующих возрастным возможностям.
Актуальность опыта
Актуальность опыта заключается в том, что проблема детского сада - хорошо это или плохо, отдать ребенка или не отдавать - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяются личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мам и пап, а с точки зрения науки, точнее наук - педагогики, медицины, психологии, социологии. С точки зрения науки в целом детский сад рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим согласна, потому что человек с незапамятных времен - существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства - никакая семья, никакие няньки- гувернантки, никакие неработающие бабушки не с состояние заменить детский сад.
В настоящее время потребность в общественном воспитании маленьких детей, в ясельных группах не утратила своей актуальности; более она возросла, вот почему требуются активные действия для решения этих проблем. Необходимо восстановить систему общественного воспитания детей раннего возраста. Ныне пред наукой и практикой ставятся следующие задачи:
• существенно обновить ясельную систему воспитания в целом;
• повысить качество жизни детей раннего возраста в условиях как детского сада, так и семьи;
• поднять в глазах родительской общественности авторитет групп раннего возраста как современной развивающей системы, необходимой и полезной маленькому ребенку.
И так,отсюда выходит противоречие, имея потребность в общественном воспитании маленьких детей, в ясельных группах, наблюдается недоверие родителей к группе раннего возраста, отсюда вытекает боязнь рано отдавать детей в дошкольное учреждение.
Учитывая всё выше сказанное, считаю, что проблема адаптации у детей раннего и дошкольного возраста – важная и необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы: «Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста».
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в организации работы в группе раннего возраста, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Длительность работы над опытом :
Работа велась на протяжении 2 лет и строилась как совместная работа детского сада и семьи в интересах ребенка.
I этап – начальный – сентябрь 2020 – ноябрь 2020 года.
II этап – основной – декабрь 2020 – август 2021 года
III этап – заключительный – июль 2022 года
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, на формирующем этапе была проведена работа по апробации разработанного плана и намеченных путей обучения правил безопасного поведения в быту. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность проведенной работы для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта охватывает систему работы с детьми группы раннего возраста, родителей и педагогов ДОУ «Мишутка».
Теоретическая база
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требовании среды).
Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды. Различают следующие уровни адаптации : физиологический, биологический, психологический, социальный.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, период адаптации в группе раннего возраста детского сада «осуществляется постепенным поэтапным переходом ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Технология опыта
Целью данного опыта является научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми
Задачи:
-изучить теорию и практику по выявленной проблеме;
- создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
- создать предметно - развивающую среду (использование нетрадиционных форм);
-определить необходимые условия для развития общности «дети - родители- педагоги» на принципах открытости, диалога, гуманности;
-создать информационный банк по вопросам организации партнерства образовательного учреждения и семьи;
-диагностика родителей (использование беседы, анкетирование);
- подобрать игры для детей в адаптационный период;
- разработать рекомендации для родителей детей раннего возраста, поступающих в детский сад;
Считаю, что для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующие:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начинать еще до поступления ребенка в детский сад.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок - ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.
Организация образовательного процесса
Организация адаптационного периода основана на использовании следующих способов включения детей и родителей :
• В группе раннего возраста педагог создает условия для успешной адаптации детей;
• Осуществляются подбор игр в период адаптации;
• Организует работу с родителями.
Одним из важнейших условий получения достоверных результатов являлось установление эмоционального контакта и взаимопонимания между взрослым и детьми. В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся: «полочка для любимых игрушек», где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома; веселые, детские панно;
мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; подвески, которые помогают зрительно «снизить» потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.
В групповом помещении все зоны оформлены так, чтобы группа стала более уютной, домашней и привлекательной для детей.
Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Этап I. Подготовительный (апрель - май)
Работа с родителями.
1)знакомство с группой во время постановки на очередь;
2)ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
3) анкетирование
-социальное;
-медицинское;
4) знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
-состояние здоровья;
-уровень развития;
- коммуникабельность;
-сформированность предметной и игровой деятельности;
-наличие навыков самообслуживания;
5)предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.
Медико-психологическая служба:
-прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
-выявляет группу риска;
- разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
-разрабатывает последовательность приема детей в группу;
-определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.
Этап II. Наблюдений (июнь - август)
1)поэтапный прием детей в группу;
2)постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
3)наблюдение за поведением детей
4)консультирование родителей;
5)разработка индивидуального режима для каждого ребенка;
6)оформление листов адаптации, оценка уровня нервно- психического развития детей.
Этап III. Анализ и выводы (сентябрь - июль)
1)обработка результатов :
-анализ адаптивных листов;
-анализ индивидуальных карт развития.
2) выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
3) Индивидуальная работа с детьми.
4) Рекомендации родителям и педагогом по проведению коррекционо- развивающих занятий (игр) с детьми.
5) Внесение изменений в существенную модель работы.
Формы, методы и средства
воспитательно – образовательной работы
В процессе работы использовала следующие формы и методы
по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям, при этом строго учитывала возрастные особенности детей :
-наблюдения за поведением детей;
-беседы с родителями;
-опрос- анкетирование родителей «Ваш ребенок дома. Какой он?»;
-элементы телесной терапии;
- засыпание с любимой мягкой игрушкой;
-подвешивание над кроваткой возбудимого ребенка мешочка с успокаивающими сборами трав;
-рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребенком;
- создание положительных установок на предстоящие режимные процессы;
- близкое знакомство с семьей, рассматривание семейных альбомов в группе;
-приглашение семей в группу.
- развивающие игры;
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.
Поэтому работу с родителями начинаю еще до поступления ребенка в детский сад (приложение № 1). Моя первая задача успокоить прежде всего взрослых. Для этого я приглашаю их осмотреть групповые помещения, показываю шкафчики, кровать, игрушки, рассказываю, чем ребенок будет заниматься, во что играть, знакомлю с режимом дня. И вместе с родителями обсуждаем, как облегчить период адаптации. Затем провожу анкетирование родителей, чтоб узнать об их ребенке как можно больше. Считаю, что в свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, приминать к сведению мои консультации, наблюдения и пожелания. Ведь, если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяю психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
- Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
- Нервно психическое развитие;
- Черты личности;
С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.
Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.
У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.
Затем предлагаю постепенно приучать ребенка к детскому саду. Для этого я рекомендую родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, что мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Во-первых, в коридорах и группах ДОУ находятся информационные стенды, на которых расположена информация по адаптационному периоду в группе раннего возраста;
Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой: сбор информации о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений.
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету (приложение №2, в свою очередь заполняется лист педагогической адаптации (приложение № 3)
Большое значение процессу привыкания к детскому саду придаю созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для этого стараюсь сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Поэтому я создаю атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Наблюдения показали, что если ребенок почувствует с первых дней это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов, «Ребенок- взрослый» и «Ребенок - ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения значительно ускоряет процесс привыкая ребенка к детскому саду.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры провожу фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступаю я. Игры выбираю с учетом возможностей детей, места проведения (приложение № 4)
Чтобы успешно прошла адаптация, использую стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напеваю колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.
В нашей группе «Карапузик» предлагаю специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:
хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.
-подбираю игрушки-забавы, куклы Бибабо.
Часто провожу игру «Солнышко», которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому провожу ее в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей.
Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: «Посмотрите, что-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!»
Все дети усаживаются в круг, а в центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца. Его дарят «озябшему» с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», должен не забыть сказать «спасибо». Во время игры «согреваемый» ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.
Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Результативность:
Проделанная работа дала положительный результат. Дети мой группы безболезненно проходили процесс адаптации, о чем говорят анкеты родителей (приложение № 5)
При проведении наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности (игра, манипулирование с предметами, самообслуживание, диагностика, анкетирование родителей я опиралась на следующие показатели:
-эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка);
-характер деятельности (подражание, игровые действия);
-отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное. положительное);
-особенности речи;
- содержание потребности в общении.
Полученные результаты свидетельствуют о положительной работе не только группы раннего возраста, но специалистов ДОУ: педагога- психолога, медицинских работников, музыкального руководителя, а также родителей.
Построенная таким образом работа позволяет :
-сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
-показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
Итак, проведение комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Библиографический список
1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.
2. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медецина 2007. - 304с.
3. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
4 Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. /авт. –сост. Л. В. Белкина- Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
5 Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
6. Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М. : Педобщество, 2003, 240с.
7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду. -2001.
8. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. /О. Г. Заводчикова. -М. :Просвещение, 2007, -79с.
9. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М. : Просвешение,1985.- 112 с.
10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М. : Владос, 2007, - 176с.
11 Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М. : Книголюб, 2000. - 72с.
12 Смирнова Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М. : Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.
13 Столяренко Л. Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.
14 Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой. - М., 1992.
15. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт. -сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград6Учитель, 2010.-188с.
16. Тонкова-Ямпольская Р. В. «Основы медицинских знаний»- М. : Просвещение, 1986. - 320с. ил.