Вера Атяшева
«Организация работы по ознакомлению дошкольников с ПДД в ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами.
Публикация «„Организация работы по ознакомлению дошкольников с ПДД в ДОУ“,» размещена в разделах
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Обучение дошкольников правилам дорожного движения в нашем дошкольном учреждении ведётся много лет. Работа осуществляется в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями.
Цель организации работы – формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.
2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой, а также формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа с детьми.
С дорожной азбукой нужно знакомить детей с младшего возраста. Мы используем программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», одним из направлений которой является раздел «Ребенок на улице».
В целях обогащения развивающей среды в методическом кабинете ДОУ подобрана литература для дошкольников, педагогов и родителей. В каждой возрастной группе созданы «уголки безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. В группах оформлены тематические уголки, наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты улиц и дорог, изготовлены атрибуты и пособия для проведения занятий, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформлены стенды, сделана разметка на территории ДОУ.
Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. Так же «уголок безопасности» оформлен и в коридоре детского сада, целью его является информирование не только детей ДОУ, но и их родителей о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения. Для улучшения работы с детьми воспитатели собственными руками изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами. В детском саду систематически 1 раз в месяц ведется инструктаж с детьми по правилам дорожного движения в игровой форме.
Педагогами используются разнообразные формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
- целевые прогулки к перекрестку и пешеходному переходу
- различные виды ИЗО деятельности
- различные виды игр
- досуги, праздники, развлечения, КВН
- рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
- рассматривание дидактических картинок и иллюстраций
- беседы
- наблюдения за транспортом и пешеходами.
Используем эффективные методы и технологии, применяемые в работе с детьми :
- интерактивный метод обучения
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
- технология игрового обучения
- метод проектов
- метод наблюдения и беседы.
Детям очень интересны «живые» встречи с инспекторами ГИБДД. Они с большим интересом слушают и запоминают правила дорожного движения. Затем отражают их в играх, делятся впечатлениями и стараются выполнять и не нарушать правила движения.
Дети получают знания, умения по ПДД в различных видах деятельности:
- в музыкальных и спортивных развлечениях
- в игровой деятельности
- участие в акциях и т. д.
Важным моментом в работе по профилактике травматизма среди детей является использование дидактических игр, которые педагоги проводят в утренние и вечерние часы: дети имеют возможность рассуждать, рассматривать картинки, анализировать различные ситуации, отгадывать загадки про дорожные знаки.
Работа с родителями
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь нашего ДОУ с родителями. Воспитатели ведут большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекают к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. Основной формой работы с родителями является родительское собрание (общее и групповые, на которые приглашаются инспектора ГИБДД, где родители получают ответы на интересующие их вопросы.
Очень много можно донести до родителей через наглядную форму общения – информационные доски, которые оборудованы в каждой группе. Педагоги размещают на них информацию разного рода: это и работы детей, и практические рекомендации по воспитанию и обучению детей, и советы специалистов. Мы предлагаем рекомендации для родителей, в которых вместо картинок, моделированные ситуации с изображением их детей – это привлекает внимание и имеет эффективный способ двустороннего общения.
Ежегодно, на протяжении трех лет родители активно принимают участие в конкурсе семейных команд «Знает вся моя семья, знаю ПДД и Я!» и являются победителями: 2013 год – 5 семей, 2014 год – 2 семьи, 2015 год – 3 семьи.
Работа с педагогами
В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игры, стихотворений, загадок, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей.
Самыми основными формами работы с педагогами являются педагогический совет и взаимопосещения занятий. Педагоги имеют возможность поделиться опытом друг с другом, разработать совместные планы работы по ПДД, методические рекомендации по обучению дошкольников.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, воспитатели уверены, что знания и навыки движения по улице, полученные в детском саду, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников. Необходимо отметить, что воспитанники ДОУ приходят в школу с определенными навыками правильного поведения на улицах. Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.
И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.