Лучший педагог года

Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников

Юлия Бушуева
Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается – «… современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Публикация «Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Не случайно в настоящее время повсеместно возрастает интерес к своим корням, обычаям, традициям своих предков. Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством формирования духовности и патриотических чувств. По определению знатока русской культурной традиции В. И. Даля - "…патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его". Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов России.

Музейно-педагогическая деятельность с использованием подлинного материала позволяет выделить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» во времени, «заглянуть в гости» к разным народам нашей Родины. Историко-культурное наследие становится «живым», подлинным, настоящим, а значит, близким и понятным.

Музей муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 70 за время своего более чем двадцатилетнего существования успешно выполняет функцию приобщения малышей к культуре, историческому и социальному опыту жителей родного края.

В современных исследованиях музейная педагогика определяется как научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

При осуществлении образовательной деятельности на базе музея нашего детского сада мы исходим из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника осуществляется, прежде всего, в процессе практики, совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получения новых знаний и применения их. Без этого невозможно усвоение норм, правил поведения, формирование нравственных привычек, первоначальных качеств личности; это важно для самого ребенка, для окружающих его взрослых и необходимо для совместной, интересной, налаженной жизни в обществе сверстников.

Для плодотворной работы по патриотическому воспитанию в нашем детском саду создан музей «Моя малая Родина», он включает 2 зала и содержит 8 экспозиций :

«Русская изба» - экспозиция, где дети знакомятся с бытом, трудом, традициями русского народа;

«Мой поселок» - экспозиция, где дети получают краеведческие знания о родном поселке и его истории возникновения;

«Родной город» - экспозиция, которая позволяет познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, промышленностью, видами транспорта;

«Знаменитые земляки» - экспозиция, в которой содержится материал о знаменитых земляках: деятелях культуры, ветеранах войны и труда;

«Мологский край» - экспозиция, содержащая материал об истории создания Рыбинского водохранилища и ГЭС, о затопленном городе Мологе;

«Наши защитники» - экспозиция о русских богатырях, защитниках страны первой и второй мировых войн, современных военнослужащих Российской армии;

«События и люди», - экспозиция, содержащая предметы быта XIX-XXвеков;

«Декоративно-прикладное искусство народов России» - в выставочном зале представлены изделия, расписанные хохломской, городецкой росписью, каргопольская, филимоновская, дымковская игрушка;

«Художники детям» - картинная галерея с выставкой картин, подаренными детскому саду учениками художественной школы и художниками – постоянными гостями учреждения.

Данные экспозиции содержат подлинники, которые не всегда позволяют осуществить деятельностный подход в образовательной деятельности. Поэтому возникла идея создания интерактивной экспозиции, в основе которой мы использовали опыт совместной деятельности детского сада и Ярославской региональной патриотической молодежной общественной организации «Пламя», где накоплен опыт работы по патриотическому воспитанию молодежи. Подростками ведется исследовательская деятельность, в рамках которой они знакомятся с предметами старины. На основании изученного материала осуществляется реконструкция одежды, доспехов, оружия, используя технологии прошлого.

Целью интерактивной экспозиции стало обогащение инструментария образовательной деятельности при решении задач патриотического воспитания дошкольников. Деятельность по созданию интерактивной экспозиции осуществлялась поэтапно, в соответствии с поставленными задачами :

воспитывать патриотические качества детей дошкольного возраста : гуманизм, гордость, желание сохранить и преумножить богатство своего родного края и страны;

приобщать детей к традициям и обычаям своего народа;

ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье;

организовать для дошкольников условия для многообразия творческой деятельности, выявления их возможностей, предпочтений, воспитания уважения к Родине.

Подготовительный этап.

Так как наш детский сад имеет статус опорного по музейной педагогике, мы продолжили данную работу, создавая интерактивную экспозицию, которая органично вписалась в общую систему патриотического воспитания средствами музейной педагогики нашего детского сада. Обсуждением коллектива было принято название новой экспозиции – «Из прошлого в настоящее».

На данном этапе нами была проведена диагностика для изучения и анализа развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Для отношения родителей и педагогов к данному вопросу проведено анкетирование, которое показало заинтересованность данным вопросом. Подготовлена необходимая нормативно правовая документация.

Проектировочно-разработческий этап

Проектирование экспозиции «Из прошлого в настоящее» определило её содержание. Материал был распределё н по разделам:

1. Русский народный костюм 13 века: Мужской костюм, Женский костюм, Детский костюм для мальчика, Детский костюм для девочки

2. Кукла 13 века

3. Обереги Древней Руси

4. Украшения русских народных красавиц

5. Предметы защиты русских воинов и оружие

6. Методические материалы: Пояс на «кружках» и «дощечках», Древние образы в народном искусстве, Русь. Новгород 14 века. Археология и реконструкция – украшения.

Успех работы с детьми во многом зависит от планирования педагогического процесса, его целей и задач. Здесь важно постоянное пульсирование живой мысли педагога, его инициатива, творчество. Поэтому составление плана работы обеспечивает единый подход к детям, единые требования к ним. Компоненты перспективного плана были распределены нами с учетом главного принципа образовательной деятельности с дошкольниками – от простого – к сложному. В целях подготовки к образовательной деятельности и закрепления полученных знаний составлен тематический план для проведения бесед с детьми. По плану образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста проводилась нами 1 раз в месяц во вторую половину дня в течение 20 минут. С целью повышения интереса к занятиям и закрепления изученного материала проводились беседы 1 раз месяц, экскурсии в музей «Моя малая Родина».

Нами были разработаны методические материалы, обеспечивающие функционирование новой экспозиции : конспекты занятий; беседы с детьми; беседы с родителями; анкеты для родителей; путеводители по экспозиции в помощь педагогам; мультимедийные презентации для образовательной деятельности с детьми; электронный каталог экспонатов музея и интерактивной экспозиции; материалы для детей: таблицы, электронные игры-задания «Одень Русскую красавицу», «Собери богатыря в бой»; иллюстративный материал.

Для привлечения педагогов детского сада к использованию интерактивной экспозиции в совместной деятельности с детьми были предложены консультации, рекомендации по работе с представленными материалами. Путеводители и буклеты по экспозиции «Из прошлого в настоящее» содержат краткую информацию об экспонатах.

Через призму отношения ребенка к его близким людям у детей формируются самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Для привлечения родителей к вопросам патриотического воспитания детей были разработаны консультации, проведено родительское собрание, на котором было принято решение о необходимости подключения семьи к процессу патриотического воспитания дошкольников средствами интерактивной экспозиции. Важной частью работы стало создание клуба «Коллекционер» с целью приобщения родителей и педагогов к совместной деятельности и общению с детьми. В рамках работы данного клуба были созданы коллекции элементов одежды (пуговиц, поясов, украшений, символов, используемых в народном костюме. Силами родителей была произведена реконструкция женского платья 14 века с элементами вышивки. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Практический этап

Создавая интерактивную экспозицию «Из прошлого в настоящее», мы адаптировали имеющиеся материалы совместной работы с организацией «Пламя» для дошкольников. Это и репродукции, текстовые и фотоматериалы, и имеющаяся реконструированная одежда. На основе имеющихся материалов были реконструированы костюмы Древней Руси по размеру детей. Данные костюмы позволяют детям погрузиться в историческую эпоху: дети свободно могут примерить на себя платье русской красавицы, доспехи былинного богатыря, через сказку, былины, предания ощутить себя в этой роли. Здесь мы опирались на главный принцип музейной педагогики «в сознании, душе, памяти навсегда остается только то, что пропущено через сердце и руки». Для данной интерактивной экспозиции подходит девиз - «Пожалуйста, трогайте!»

Деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание дошкольников в границах одной образовательной деятельности, способствует интеграции различных образовательных областей. Так музыка помогает сделать восприятие ярче и в полной мере раскрыть творческие способности ребенка. Данный аспект раскрывается на музыкальных занятиях с использованием экспонатов музея. Например, звучит музыка, и входит былинный богатырь, предлагая детям поиграть на русских народных инструментах.

Широкий спектр для осуществления интегративного подхода в обучении дошкольников данная экспозиция открывает во взаимосвязи в работе воспитателей и руководителя изобразительной деятельности. Воспитатели осуществляют предварительную работу, например, по ознакомлению детей с орнаментом русского народного костюма. Преподаватель изобразительной деятельности на занятиях закрепляет и расширяет полученные детьми знания. Таким образом, дети проявляют себя в творчестве (матерят, рисуют, лепят, играют, то есть соблюдается принцип интерактивности. Изостудия органично вписывается в систему работы по музейной педагогике, в ней созданы все условия для полноценных занятий по творчеству. Дети работают не только на бумаге, но и на стекле, глине, гипсе, используя в своих работах ткань, бисер, нитки, различный природный материал: пеньку, солому, шпон – все то, то использовали наши предки для изготовления игрушек, предметов быта, украшения жилищ. В данных условиях ребенок имеет возможность в полном объеме почувствовать, понять традиции и образы родной русской культуры, стать следующим звеном в нескончаемой цепи талантов русского народа.

В рамках осуществления деятельностного подхода активно используется перевоплощение детей и педагогов в различных героев с использование костюмов интерактивной экспозиции.

Примером исследовательской деятельности стал конкурс для родителей «Находка года», результатом которого стали мультимедийные презентации совместных исследований детей и родителей «История моего прапрадедушки», «История одного платья» и другие. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои находки, которые в дальнейшем становятся экспонатами нашего музея.

Одной из самых активных форм с привлечением экспонатов интерактивной экспозиции музея являются праздники и развлечения: Масленица, День защитника Отечества, Празднование Победы в Великой Отечественной войне и другие. Так, на утреннике, посвященному Дню защитника Отечества, были использованы костюмы богатыря, княжны, монголо-татарского воина, современного военнослужащего. Воспитанники организации «Пламя», не только демонстрировали костюмы, но и были активными участниками праздника. Дети получили возможность увидеть реконструкцию боя былинных богатырей, приемы рукопашного боя современных защитников, тем самым отследить эволюцию одежды, боя, снаряжения.

Данный вид работы наглядно демонстрирует преемственность в работе между дошкольниками, школьниками и воспитанниками организации «Пламя» в состав которой входят не только школьники, но и студенты, работающая молодёжь. В дальнейшем мы надеемся на то, что сегодняшние дошкольники придут в организацию с уже сформированным чувством патриотизма и желанием преумножать достояние своей Родины и готовностью защищать ее.

Аналитический этап

Для оценки деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в апреле 2011 года нами была проведена итоговая диагностика, в ходе которой мы определили уровень знаний детей старшей группы. При этом мы учитывали активное участие детей в различных видах деятельности. На начало года результаты диагностики показали, что у детей недостаточно высокий уровень сформированности нравственно-патриотических компонентов. В итоговой диагностике мы увидели положительную динамику - систематическая работа с использованием интерактивной экспозиции позволила углубить и расширить знания детей о народных традициях, русском национальном костюме, нравах и обычаях русского народа. На одном из педагогических советов обсуждались результаты эффективности использования интерактивной экспозиции «Из прошлого в настоящее» при решении задач патриотического воспитания. Данная работа была признана удовлетворительной и имеющей большое значение в процессе воспитания детей. Образовательная деятельность с использованием интерактивной экспозиции проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Но, учитывая заинтересованность в данной работе педагогов, детей и родителей других групп детского сада, было принято решение разработать методические материалы для детей других возрастных групп; программу подготовки юных экскурсоводов для детей подготовительной группы; пополнить и расширить экспозицию новыми экспонатами.

Заключение

Деятельностный подход с использованием интерактивной экспозиции «Из прошлого в настоящее» показал, что при его осуществлении происходит полноценное развитие патриотических чувств дошкольников. Дети накопили большой запас знаний по истории быта и обычаев русского народа, стали проявлять уважение к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Расширился кругозор, словарный запас, усилился познавательный интерес детей. Дошкольники научились устанавливать причинно-следственные связи среди понятий прошлого и настоящего времени, высказывать свое мнение и отношение к проблеме, поставленной на занятии, а также придумывать, создавать в процессе творческой, исследовательской деятельности новое и интересное, а самое главное ценное среди сверстников, помощников-педагогов и родителей.

Внедрение системы работы с использованием интерактивной экспозиции для дошкольников стало популярным среди коллег и социальных партнеров. Вновь появившаяся экспозиция «Из прошлого в настоящее» позволила организовать новые экскурсии не только для детей детского сада, но и для школьников, мастер-классы для по обмену опытом для коллег. Содержание интерактивной экспозиции, ее оформление и применение получили признание педагогов детских садов города Тутаева и Тутаевского района.

Итак, одной из главных задач детского сада считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. И это не просто получение знаний о культуре, а «погружение» в волшебный мир традиций культурного наследия посредством вхождения в него. Надеемся, что работа по освоению ценностей русской народной культуры в детском саду будет во благо и детям, и их родителям, и педагогам. Народная пословица гласит: «Доброе семя в добрую пору приносит добрый плод».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Авторы: Жданова Анна Александровна - воспитатель.

Коллективно-творческие дела в рамках патриотического воспитания дошкольников Подготовила старший воспитатель Мясникова Нина Александровна В современном мире сегодня наблюдается непростая политическая обстановка.

Краеведческая работа в ДОУ — важное средство патриотического воспитания дошкольников В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- патриотических качеств и прежде всего чувства.

Краеведческий аспект в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе краеведческого материала. Ключевые.

Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников Мастер - класс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС.

Образовательно-воспитательная программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить.

Организация гражданско-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста Цель: - актуализация знаний детей о родном хуторе, - знакомство с архитектурными памятниками; - знакомство со старинными легендами о хуторе,.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников В своей практике я использую метод организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой».

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания.

Внедрение современных форм патриотического воспитания дошкольниковВнедрение современных форм патриотического воспитания дошкольников Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 12:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бушуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД