Татьяна Злобина
Организация работы общественного инспектора в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА В ДОУ
«Взаимодействие дошкольного учреждения с органами профилактики»
Взаимодействие подразумевает своевременную и качественную работу всех участников профилактического процесса: во время предоставить информацию, договориться о совместном визите, правильно оформить документы и т. п. – именно это взаимодействие и вызывает порой затруднения у участников профилактической работы.
Публикация «Организация работы общественного инспектора в ДОУ» размещена в разделах
Добросовестному выполнению обязанностей способствует знание нормативно- правовых документов. Изменения в законодательстве происходят часто и нам нужно своевременно отслеживать, изучать введенные правила.
Какие же органы системы профилактики взаимодействуют между собой? (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Профила ктика (греч. Prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Согласно ст. 4 № 120-ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» к субъектам системы профилактики относятся:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- органы управления социальной защитой населения;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи и семейной политики;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
-учреждения уголовно- исполнительной системы
1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики.
Понятия:
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
В законе не дано понятие неблагополучной семьи, обозначена семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Взаимодействие на практике:
- участие в ежеквартальных совещаниях с инспекторами при администрации района и города;
- обмен текущей и срочной информацией;
- составление отчётов по образовательной организации -2 раза в год;
- предоставление документов по ведомственному и межведомственному взаимодействию;
- при необходимости участие в заседании КДН и ЗП;
- при лишении родителей родительских прав- участие с представителями КДН и ЗП в судебном заседании;
- просветительские информационные (бумажные и электронные) материалы
2. Органы управления социальной защиты – в рамках своей компетенции организуют индивидуальную профилактическую работу, предоставляют социальные услуги, осуществляют социальную реабилитацию
Взаимодействие на практике:
- обмен информацией (о помещении ребенка в центр, о необходимости пройти медицинское обследование);
- составление плана ИПР;
- совместные рейды, посещение семей по месту жительства по необходимости;
- предоставление детским садом информации по семьям группы риска (состоящими на контроле внутри ДОУ- 2 раза в год);
- информационные материалы
3. Органы управления образованием. Наши дошкольные учреждения являются муниципальными казёнными, поэтому мы непосредственно подчиняемся департаменту образования города: (составление отчётов, своевременное информирование о возникших ситуациях, получение консультативной помощи). При переходе ребенка из одного учебного заведения в другое обязательно передается информация о неблагополучии и необходимые сведения о семье и проводимой работе.
4. Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать.
Органы опеки постоянно находятся во взаимодействии с образовательными, медицинскими, социальными и жилищными структурами. Этот орган профилактики наделён многими функциями, но нам дошкольникам он важен в тех моментах, когда детей изымают из семьи, размещая в социальных центрах, либо при установлении опеки над ребёнком.
Сразу хочется внести ясность в два понятия опека и попечительство. Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.
Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.
Взаимодействие на практике:
- обмен информацией (по запросу характеристику семьи, ребёнка, акт ЖБУ, От ООП: письменная информация о факте помещения ребёнка в центр, по итогу- информация о выбытии и подробная характеристика на ребёнка,
5. Органы внутренних дел (согласно 120 ФЗ) выполняют функции, направленные на предупреждение безнадзорности несовершеннолетних детей, предупреждение и пресечение с их стороны административных правонарушений и преступлений. Деятельность сотрудников полиции включает предупреждение и пресечение бродяжничества со стороны лиц, не достигших совершеннолетия.
В функции сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел входит также выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также выявление родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.
Взаимодействие на практике:
Профилактические мероприятия –выступления на родительских собраниях и конференциях, индивидуальные профилактические беседы с семьями, при необходимости- опрос дошкольников, в современном мире- интернет- группы (вайбер, контакт и др.)
Непосредственно сотрудничество в составлении плана ИПР, совместные выходы, рейды по месту жительства, консультирование, предоставление и оформление документации (характеристик, актов ЖБУ, составление психологического портрета ребёнка, семьи по запросу).
Задачи по взаимодействию образовательного учреждения и других органов профилактики :
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних;
3. Социально- педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в СОП;
4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и анти общественных действий.
Принципы работы с семьёй :
1. Принцип законности;
2. Принцип демократизма;
3. Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними;
4. Поддержка семьи и взаимодействие с ней;
5. Индивидуальный подход к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
6. Государственная поддержка деятельности органов профилактики;
7. Обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Принципы действия органов (учреждений) профилактики:
1. Принцип межведомственного и внутриведомственного взаимодействия и распределения ответственности между органами или учреждениями системы профилактики;
2. Принцип индивидуального подхода к оказанию помощи каждой семье с ребёнком (детьми);
3. Принцип соблюдения конфиденциальности информации;
4. Принцип использования эффективных технологий и методик работы с детьми, родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, проживающими совместно с ними. ;
Таким образом, алгоритм взаимодействия можно определить тремя словами: ВЫЯВЛЕНИЕ. СООБЩЕНИЕ. УЧЁТ.
Итак, первый пункт АЛГОРИТМА- СБОР ИНФОРМАЦИИ, ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ
В нашем ДОУ сохранили правило обследования вновь прибывших детей в детский сад по месту их проживания.
Согласитесь, что стиль поведения родителей в детском саду и дома может быть разный, и подтверждению этого есть множество случаев, наверное, в каждом детском саду.
Бывают случаи, что в квартирах, комнатах проживают посторонние люди со странностями- друзья родителей. Также опасность может вызвать не только отношение взрослого к ребёнку, но и угрожающие бытовые условия. Огалённая проводка, печка, холодный туалет на улице и т. п.
Поэтому мы обязаны знать условия проживания и воспитания каждого ребёнка. Для этого на первой встрече с родителями, где собираются родители вновь поступающих детей, общественный инспектор ежегодно готовит краткое выступление по родительским обязанностям, сохранению прав ребёнка и в доброжелательной форме доносит до них информацию об обязательном посещении семьи. Удобнее это делать в период адаптации, когда детей забирают чуть раньше и у воспитателей есть возможность вечером пройтись по семьям. Объясняем родителям, чтобы адаптация ребёнка к детскому саду прошла более мягко, воспитатели придут к вам в гости, чтобы поближе познакомиться с ребёнком в домашней обстановке, с членами семьи, с методами воспитания, с увлечениями. Но всё это в удобное для вас время по приглашению. Не нацеливаем педагогов на сравнение семей в роскоши, богатстве. Однако, обращаем внимание на организацию детского пространства, наличие необходимых игр, игрушек, одежды по возрасту и взаимоотношения членов семьи.
Метенова Н. М. рекомендует осуществлять визит на дом обоим педагогам, и мы соглашаемся с ней. Во-первых, в целях безопасности. А во-вторых, один педагог может пообщаться с ребенком, а другой- спокойно обсудить все вопросы с родителями.
В журнале посещения семей фиксируем факт посещения. Кстати, посещение долго болеющих детей также записываем в этой тетради.
В последнее время и воспитатели, и руководители отмечают сложности в общении с родителями. И это действительно так. Сейчас я намеренно сделаю небольшое отступление, потому что нужно понимать с какими семьями мы работаем в настоящее время.
Если мы обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова, то найдем определение слова «семья» как группы живущих вместе родственников.
Под семьёй понимается зарегистрированный в ЗАГСе брак мужчины и женщины. Если смотреть шире, то семья – это группа родственников, они проживают на одной жилплощади и ведут общее хозяйство. Как правило, это люди нескольких поколений: бабушка и дедушка (родители одного из супругов, мама и папа, дети. Они взаимно поддерживают и заботятся друг о друге. Они скреплены не только кровными, но и духовными узами, общими семейными традициями и единым культурным кодом. Так какая же она сегодня, наша семья?
Отечественные социологи отмечают глобальные изменения в институте российской семьи в современной реальности. Они говорят о том, что произошла мотивационная "переполюсовка" в вопросе заключения брака и создания семьи. Семья неизбежно уходит на второй план. Происходит подмена культурного и нравственного наследия семьи на материальные блага, все это сопровождается бездуховностью и безнравственностью. Старые нормы устарели, а новых просто нет.
Среднестатистической становится однодетная семья. Но и рождение одного, желанного ребенка для многих молодых семей сегодня почти роскошь.
Растет число родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологически. Увеличение числа разводов в стране привело не только к распаду семей, но и к возможностям создания новых, не регистрируемых официально.
Появились новые понятия- гостевой или визитный брак (подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта)- в данное время именно этот брак набирает популярность в России и странах СНГ. Он удобен для деловых людей;
пробный или гражданский брак (проживание без регистрации)- больше половины населения России строят отношения именно так,
открытый брак (супруги проживают вместе, но признают право на независимость друг друга,
однополый брак.
Постоянно увеличивается число матерей, воспитывающих ребенка без мужа. Причин здесь несколько. Это и неготовность, неумение, а зачастую отсутствие желания отцов принимать активное участие в воспитании детей. Появились «папы выходного дня».
Экономическая ситуация в стране в последние десятилетия привела к тому, что среднестатистический мужчина перестал быть основой материального благополучия в семье. И если еще лет десять назад женщина могла это понять, принять и простить, то сегодня ей порой легче морально и материально прожить вдвоем с ребенком. Время «мужчины для интерьера» прошло.
Расширился диапазон первородящих матерей как за счет юных, так и за счет позднородящих. И если для первых рождение ребенка порой результат неопытности, неосторожности, то для вторых — один из пунктов распланированной жизни. Это, как правило, женщины, ориентированные на профессиональную карьеру. Но среди них есть особая группа — это женщины, которые сознательно рожают ребенка, исчерпав возможности и надежду вступить в брак. В данном случае появляются бесконтактные отцы, которые порой даже не подозревают о своем отцовстве.
По качеству отношений социологи выделяют следующие семьи : благополучная, устойчивая, проблемная, конфликтная, неблагополучная.
Нас, конечно, волнует характеристика неблагополучных семей. Это те семьи, где ребенку плохо, это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д.
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.
Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:
- с явной (открытой) формой неблагополучия;
- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Выявить такие семьи намного сложнее, как правило –это внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.
Любая из выше перечисленных семей может войти в группу риска. Это понятие есть в нашей работе и в наших отчётах.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребенка с некоторым напряжением своих сил, поэтому специалистам необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. К данному типу семей можно отнести:
- неполные семьи;
- многодетные семьи,
- молодые семьи;
- малообеспеченные семьи;
- семьи с ребенком-инвалидом;
- семьи, где один или оба родителя являются инвалидами;
- семья «маленькая мама» (несовершеннолетние матери);
- семьи выпускников интернатных учреждений;
- семьи мигрантов, беженцев, переселенцев;
Вот почему обследование вновь поступившей семьи по месту проживания имеет такое огромное значение для нас.
Далее все полученные сведения вносятся в таблицу, обобщаются и составляется социальный портрет семей ДОУ, который важен и для общественного инспектора, и для руководителя, чтобы знать и понимать какой контингент в нашем учреждении. Эти сведения обсуждаются на Совете профилактики (комиссии) детского сада, где при необходимости принимается решение о постановке семьи на контроль и все это закрепляется приказом заведующего.
Посещение семей и составление общего паспорта ДОУ нужно ещё и для отчёта в КДН и ЗП. Дважды в год (до 1 октября и до 1 мая) образовательные учреждения района подают данные о семьях, находящихся в СОП (те, которые состоят на межведомственном учёте) и семьях группы риска (те, которые состоят на контроле внутри ДОУ).
К тому же информация по семьям группы риска параллельно дублируется в Социальный центр.
Следует отметить, что все исходящие и входящие документы фиксируется в журналах входящей и исходящей документации (обычно у делопроизводителя).
Конечно, все мы наблюдаем с вами учащение случаев жестокого обращения с детьми, невыполнение родителями своих обязанностей. Это просто равнодушие людей и деградация общества. Сейчас всё больше видно расслоение людей, деление их на богатых и бедных. Достаток у семей разный, а это одна из причин семейного неблагополучия.
Роль общественного инспектора важна и необходима в каждом образовательном учреждении. Конечно, очень жаль, что в дошкольных учреждениях не предусмотрена отдельная штатная единица для работы с семьей, а её необходимо вводить. Но хочется заметить, что при назначении общественного инспектора в ДОУ желательно, чтобы это был освобожденный специалист, а не воспитатель с группы. При наделении работника такими обязанностями руководителю следует обратить внимание и на его человеческие качества, потому что при такой работе не бывает ни отпусков, ни праздников.
Наша с вами задача сохранить детей, их физическое и психическое здоровье, а по возможности и полноценную семью.