Получи документы

Организация работы народно-прикладного центра «Юрта»

Анна Монгуш
Организация работы народно-прикладного центра «Юрта»
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация работы народно-прикладного центра «Юрта»

Учитель тувинского языка

МАДОУ №34 детский сад «Светлячок» г. Кызыла Республики Тыва

Монгуш Анна Конзан-ооловна

Тувинская народная возрастная периодизация четко определяет место человека и культуры, его поведение в обществе и окружающей природе.

Начиная с детского возрастного периода особое внимание, обращается на: духовно- нравственное воспитание; знание родословной, родной земли, традиций и обычаев.

Публикация «Организация работы народно-прикладного центра „Юрта“» размещена в разделах

В нашем ДОУ для детей старшего дошкольного возраста выстроено единое поле воспитательно- образовательного пространства, в основе которого лежит ознакомление с окружающим миром с включением этнокультурной составляющей в содержание образовательной программы.

Для практического усвоения материала была оформлена мини- музей «Юрта», как часть центра народного творчества по этнической культуре.

Мини- музей воспитывает чувство патриотизма, обучая традициям и обычаям тувинского народа. Учит детей с любовью относиться к себе и окружающей среде, видеть в мире необычное, удивительное, дарящее окружающим доброту, радость, красоту.

Цель создания мини- музея «Юрта- жилище кочевников» :

-создание условий для целостного восприятия мира ребенком, повышению внимания детей к окружающей действительности;

- развивать духовно- нравственные представления через традиции и обычаи, через природу родной земли на базе культур, которые раскрывают истоки духовной жизни тувинского народа.

Задачи:

1)Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, городу, Родине;

2)формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3)развитие интереса к тувинским традициям и обычаям;

4)Развитие речи и коммуникативных способностей детей с помощью

музейных средств;

5)расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности, с опорой на жизненный опыт детей.

Юрту можно свернуть за считанные минуты, погрузить на лошадей и отправиться в долгий и трудный путь при перекочевке к местам зимнего или летнего выпаса скота.

Мини- музей «Юрта» разделен на несколько зон:

1)зона - Внутреннее убранство.

2)зона - Государственный устрой РТ герб, флаг, гимн

3)зона - Домашние животные

4) Тувинские национальные игры

5) Тувинские народные сказки, кукольный театр «Тыва куклалыг оюн-тоглаа».

6)Национальные костюмы.

7) Поделки педагогов детского сада.

Мини-музей-это гордость нашего коллектива. Дети и педагоги любят в нем работать. Вместе обсуждаем тематику предстоящих экспозиций, придумываем сюрпризы, проводим интегрированные занятия. Такая работа активизирует возможности воспитателей в приобретении новых знаний и умений, она приводит к положительным сдвигам в ряде областей- интеграция детской деятельности через постановку сказок, расширение кругозора детей; обогащение словарного запаса через изучение потешек, песен, стихов, пословиц и поговорок.

В юрте есть карта Республики Тува, герб, флаг Республики Тува, города Кызыла, где ребята расширяют и закрепляют знания о родном городе, республике, с удовольствием объясняют значение и о цветах герба и флага, о городах республики Тува, любят держать указку и показывать города Республики Тува.

Дети без принуждения беседуют, о достопримечательностях города Кызыла, любят рассказывать, кто и где побывал. В подготовительных и старших группах проводятся викторины «Что мы знаем о родном городе?».

Основная задача - показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Дети старших и подготовительных групп знают название своего города, своей улицы, а также в честь кого они названы. Им объясняю, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, которые находятся рядом с ним.

Мини-музей «Юрта» -жилище кочевников», макет выполнен из деревянных стен и покрытия с обстановкой предметов тувинского обихода (мебель расположили по кругу у решётчатых стен в определённом порядке. Направо от входа поместили улгуур (деревянные полки или шкаф для кухонной посуды, за которым стоит кровать, деревянный сундук - аптара. Войлочная юрта - одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии, занимавшихся скотоводством,- самое приспособленное

К требованиям кочевого уклада жизни и пригодное для обитания людей жилище.

Почти каждая обиходная вещь в юрте была, действительно, необходима, предельно легка, без труда упаковывалась во вьюк, имела традиционное место в интерьере жилища и всегда была, как говорится, под рукой.

Большая часть утвари тувинцев изготовлялась в условиях домашнего производства из наиболее доступных легких и прочных материалов – кожи, дерева, бересты и шерсти.

Женщины делали часть утвари из войлока – коврики ширтек и олбук, матрасы джек, мешочки хап.

Мужчины изготовляли из дерева в своём хозяйстве кровати, сундуки, колыбели, разборные полки для посуды, сосуды для молока, ступки, крюки-вешалки, корытца и др. Для поделок использовали лиственницу, кедр, а также тополь и берёзу (в том числе её корень).

Жилое пространство войлочной юрты разделял на правую и левую стороны: правая - хозяйке, детям, а левая—хозяину. Хозяин спит ближе к выходу, охраняя жилище, присматривая за скотом.

В левой стороне юрты от аптара расположился чък, где стояли ряды кожаных мешков — барба, таалы- установленных на деревянных настилах. Туда же каждое утро после ночного сна собирали одежду, меховое одеяло. Место начала чък называлась чыышкын или чък адаа (буквально—конечная нижняя часть). Там стоял доскаар с хойтпаком. Здесь стояла жердь с сучками (адыр ыяш, на которую вещали уздечки, аргамчы, путы и др. Там же укладывали седла. Рядом зимой в легкой оградке из жердей находились новорожденные домашние животные.

Правая часть юрты - женская, на этой половине находятся вещи хозяйки и детей. За очагом, прямо напротив входа, почётное место («тор», где принимают гостей, и сидит глава семьи. Это разделение сохраняется и сейчас.

В правой части входа стоит элгиирге. На них лежали посуда, стояли или висели рядом привязанные к решеткам деревянные ведерки, ступки для соли и чая.

Стены юрты используются для подвешивания вещей, главным образом войлочных и матерчатых мешочков с солью, чаем и посудой, засушенных желудков и кишок, наполненных маслом.

Не было семьи, утварь которой не включала бы долбленные деревянные ступки (согааш или соктааш) для измельчения соли, чая, зерна. Их размер зависел от назначения: для зерна предназначалась одна, сравнительно большая ступка (до 0,5 ми более высотой) из лиственницы, а для чая и слои – две значительно меньших (высотой 25-30см) из берёзы.

В каждой семье непременно имели несколько деревянных мисок – чашек (аяк) для еды, чая, кумыса, которые хранили в цилиндрах (аяк хавы) из прутьев, стянутых деревянными обручами, или в специальных мешочках из войлока. Впрочем, богатые скотоводы предпочитали привозные фарфоровые китайские чашки.

Металлических вещей среди постоянно использовавшейся утвари было немного – железный таган (ожук) на трёх ножках.

Деревянные блюда деспи овальной или прямоугольной формы, с загнутыми по краю бортиками гостям подавали мясо.

Для хранения и перевозки жидкостей использовали сшитые из бычьей или коровьей кожи сосуды. Кисломолочный напиток хойтпак хранили в больших трапециевидных бурдюках кгээр в виде мешка.

Наиболее громоздкими, разумеется, лишь по сравнению с остальными вещами, было низкое деревянное ложе – кровать – (орун).На неё стелили 4-8 войлочных матрацев в зависимости от обеспеченности семьи. В изголовье лежала подушка (сыртык) из кожи, реже – из ткани. Её лицевая сторона, обращенная к центру жилища, была плоской, из прямоугольной дощечки, декорированной кожей либо тканью. Подушечка служила для хранения мягких вещей, которые вкладывали через боковую прорезь

Сравнительно легкие парные ящики – сундуки аптара с откидывающейся вверх крышкой служили также украшением жилища, так как их передние стенки покрывала пышная узорная роспись. Сундуки находиться напротив входа «дор бажы».

В начале ХХ в. В почетной части др у тувинцев находился буддийский алтарь–Бурган ширээзи. Бедные люди в качестве алтаря использовали традиционные расписные сундуки, устанавливая изображения буддийских божеств на центральном из них.

В центре «Юрта» оснащена предметами домашнего обихода, «белая пища» слеплена из соленого теста. Все блюда, приготовляемые из молока, назывались «ак чем» - белая пища

Хозяйка юрты, разбрызгивая молоко девятиглазкой, молилась духам неба и земли. Это все еще больше заинтересовывает детей.

В «Юрте» имеется виды национальных костюмов.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт.

Женские пояса обычно были красными – этот цвет приносит женщине счастье, дети у нее растут здоровыми и крепкими. Мужчина, достигший благополучия в создании семьи, в воспитании детей, при умножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже талии, чтобы подчеркнуть свою степенность, дородность. Мужской пояс был синим или голубым - эти цвета приносят удачу в охоте и других делах.

Костюм борцов состоит из прочных холщовых трусов плавок, «судак», пояс и края которых часто обшиваются сыромятной кожей. Кроме трусов, надевается специальная куртка - «содак», состоящая только из спинки и рукавов. Куртка спереди закрепляется планками из сыромятной кожи.

Экскурсии провожу в игровой форме, чтобы каждый ребенок проживал различные жизненные ситуации, соблюдая традиции и обычаи своего народа.

Поэтому в центре «Юрта» стараюсь учить детей осознанно знать свою родословную для глубокого познания своей истории. Чувство Родины начинает формироваться у детей отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Работа с воспитателями и родителями – консультация на тему: «Традиционные нормы поведение тувинцев», «Юрта- жилище тувинцев» «Камнерезное искусство тувинцев», «Шагаа - тувинский национальный праздник». Проведена конкурс поделок среди воспитателей «Символ Года».

Совместно с детьми и родителями была проведена работа – каждая семья со своими фотографиями выпустили стенгазету «Древо семьи» (родословную).

Отрадно, что родители большое внимание уделяют выполнение домашнего задания, учат вместе стихи, песни, загадки, пословицы, читают сказки.

Учили стихи, песни, пословицы о семье, как «Отец не видел - сын увидит, мать не видела - дочь увидит», где воспитывались в детях гуманные чувства по отношению своим близким, познакомились осознанно с понятием «семья» (самое дорогое, что есть у человека, учили правильно назвать членов семьи, из кого состоит семья, что члены семьи – это самые близкие, родные и дорогие друг другу люди.

Есть уголок в центре «Юрта», где имеется домашние животные 9 видов. Есть народная песня, где говорится: «девяти видов скот выращу я, сыт и одет буду я».

При изучении темы «Домашние животные» я старалась не только знакомить с новыми словами и понятиями, но и воспитывать уважение к труду людей, которые ухаживали за животными.

Тувинские народные сказки «Умный жеребенок», «Козлик – медные рожки», «Отчего верблюд стал некрасивым» помогают детям войти в мир человеческих взаимоотношений, где смелый поступок, всегда оправдан, храбрость, всегда в почете.

Результатом работы был «Праздник в честь лошади», на котором дети читали стихи, пословицы и поговорки, пели песни, прославляющие лошадь. Инсценировка сказки «Умный жеребенок» не только помогает проявить способность детей к творчеству, но и развивает эмоциональную – чувственную сферу, способность образного восприятия мира, эмпатию.

В юрте имеются мнемотаблицы по теме «Священные животные Тувы», где дети свободно расскажут, посмотрев на схемы – почему люди ценят и любят этих животных, какую пользу приносят людям священные животные?

И дети знают, как надо обращаться со священными животными, чтобы им было хорошо.

«Праздник в честь лошади» показали на открытом ГМО Заведующих города Кызыла, где дети показали хорошие знание, толерантность, любят и умеют играть в тувинские игры, знают тувинских сказочных героев и узнают их в произведения изобразительного искусства.

В Туве Шагаа занимает центральное место в календарной традиции, и в нашем детском саду, как и в других садах, ежегодно проводится этот праздник.

В тувинском стиле оформляется музыкальный зал, где юрта с утварью переносится в зал. Это доставляет детям радость, веселее, обогащает их жизнь запоминающимися впечатлениями, дети читают стихи, песни, проводятся национальные игры, танцы. Мальчики имеют возможность показать свою силу, ловкость в борьбе «Хуреш».

Особое место в проведении праздников и развлечений занимают игры. Игра – важнейшее средство в воспитании ребенка.

Испокон веков в народных подвижных играх отражались образ людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, смелости, творческая выдумка, стремление к победе.

Природные условия, особенности исторического развития тувинского народа придают играм национальное своеобразие и делают их оригинальными.

В центре «Юрта» дети любят играть тувинские народные игры с косточками, «Тевек», «Слепой черт», «Набрось аркан», «Конное состязание»

«Матпаадыр», «Чинчичажырары»(найди бусенку, «Аржыыл какчып ойнаар оюн»(игра в платочки, «Бодалгалажыры», «Сайзанактаары»и другие оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление здоровья, являются эффективным средством разностороннего развития физического воспитания детей.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания является тесная связь с родителями. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка.

Во время праздника Шагаа мамы принимают участие в выставке национальных блюд, а папы учат мальчиков приемам национальной борьбы, становятся судьями во время борьбы «Хуреш».

Не секрет, что многие современные родители сами не знают кочевого образа жизни тувинцев, не знают правила поведения в юрте. Для них были интересны консультации «Обряды, связанные с юртой», «Девять обычаев тувинского народа». Также для родителей были подготовлены папки-передвижки «Тувинские народные игры», «Шагаа – любимый праздник народа», «Пословицы и поговорки как средство воспитания трудолюбия».

На мой взгляд, только совместная работа детского сада и родителей позволит воспитывать у ребенка чувство патриотизма, толерантности отношения к другим нациям, народностям.

Можно с уверенностью отметить, что у детей появился интерес к мини - музею «Юрта», где они играют, обыгрывают, учат, поют, читают стихи. Воспитатели организуют экскурсии в юрту с целью, чтобы дети лучше наглядно могли посмотреть, потрогать утварь, предметы, утраченные из нашего современного быта вещи.

Публикации по теме:

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.

Фотоотчёт о музее народно-прикладного искусства в старшей группеФотоотчёт о музее народно-прикладного искусства в старшей группе В нашем саду особое внимание мы уделяем работе по краеведению. Мы педагоги знакомим детей не только с обычаями и традициями народов которые.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию. Этнический компонент «Юрта» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию. Этнический компонент «Юрта» старший дошкольный возраст Булутова В. Н. воспитатель,.

План самообразования «Эстетическое воспитание дошкольников с помощью народно-прикладного искусства» В 2014- 2015 учебном году я начала работу над темой самообразования «Эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство».

Конспект НОД в старшей группе «Юрта — жилище хакасов» Цель : Формирование системных знаний у детей старшего дошкольного возраста, через изучение быта, традиций хакасского народа. Задачи: Расширить.

Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства»Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М. Монтессори Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к.

Организация работы ресурсного центра на базе ДОУ для обеспечения качества муниципальной системы дошкольного образования Необходимость модернизации российского образования обусловила соз-дание и развитие ресурсных центров как инновационных структур подготовки.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Перспективный план работы Центра игровой поддержки ребенка Тема. Осень. Знакомимся и изучаем друг друга Цели и задачи. Формирование и закрепление знаний о себе как “Я”, “других людях”, правил социального.

Автор публикации:
Организация работы народно-прикладного центра «Юрта»
Опубликовано: 30 января 2016 в 15:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы народно-прикладного центра «Юрта»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Монгуш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД