Оганесян Аня
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Организация поисково-исследовательской деятельности
учащихся на уроках ИЗО с целью формирования общеучебных компетенций.
Кануник В. Я.
Отличительная особенность стандартов второго поколения- ориентация на результаты образования, которые сейчас рассматриваются с позиции системно- деятельностного подхода к образованию.
Публикация «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Это означает, что образовательный процесс должен ориентироваться на развитие личностных качеств обучающихся на основе овладения ими обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала.
В мировой и российской образовательной практике в последние годы в качестве одного из центральных понятий выступает понятие компетентности как способности разрешать реальные практические ситуации, достигать цели на основе применения имеющихся и получения отсутствующих средств (знаний, умений и навыков). При компетентностно-ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, умение применять знания в различных ситуациях.
В условиях формирования общеучебных компетенций принципиально меняется позиция учителя. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Он формирует не отвлечённые знания, умения и навыки (как раньше), а ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность учащихся к деятельности и дальнейшему развитию. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Проблема воспитания познавательной самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой и исследовательской деятельности, проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение изобразительному искусству заданий поискового и исследовательского характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся.
Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
слайд 2
Развивая познавательные и творческие способности детей, особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении изобразительному искусству. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Развивается умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Большое значение в этом случае надо удклять исследовательскому методу. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем.
Слайд 3
В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:
-побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
-сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
-побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;
-давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах;
-давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.
Исследовательские и проектные работы детей имеют немалую практическую ценность: они представляют собой полезный материал для уроков, классных часов, занятий внеурочной деятельности.
Элементы поисково-исследовательской деятельности младших школьников
на уроках изобразительного искусства можно применять как на этапах проверки домашнего задания и обобщения знаний, так и на этапе сообщения новых знаний и способов действий. В данном случае подготовленные дети выступают в роли источника информации для сверстников.
слайд4
Организацию деятельности по предварительному поиску, исследованию и систематизации дополнительной информации, можно предложить в поисково- исследовательских группах постоянного или сменного состава, парах, или же индивидуально, на усмотрение учителя и по желанию детей. Особенный интерес школьники проявляют к сбору и изучению материалов краеведческого характера.
слайд5
Можно проводить уроки, на которых используются методы, характерные для научно-исследовательской работы: наблюдения, сбор дополнительного материала на темы (например, в 3 классе, при изучении народной игрушки России,дети собирают материал о географических, исторических и культурных особенностях отдельных регионов нашей страны, анализируют и синтезируют полученные связи, делают выводы,разрабатывают собственные творческие проекты на основе краеведческого материала по теме; при изучении народных промыслов в 5 классе поисковые группы подбирают и синтезируют материал по взаимозависимости особенностей элементов того или иного промысла и биологических особенностей флоры и фауны отдельной местности, исследуют материалы древних верований и выявляют причинно- следственные связи символики элементов народной росписи).Также имеют место опыты,связанные с экспериментальной художественно- творческой деятельностью (эксперименты с основными и дополнительными цветами –в начальной школе; эксперименты, выявляющие и подтверждающие незыблемость основных законов композиции и опыты по поиску новых композиционных решений – в основной школе) и так далее.
В этом случае можно говорить об интеграции изобразительного искусства со многими другими областями знаний.
Обучение, основанное на поисковом подходе, характерно тем, что: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности.
Сущностной характеристикой такого обучения, является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. Рефлексия обычно происходит у меня на уроках в процессе анализа урока, проводимого в микрогруппах (или индивидуально).
слайд6
В ходе процесса поискового и исследовательского обучения у учащихся формируются общеучебные компетентности:
-поиска знания;
-обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению;
-формирование культуры рефлексивного мышления;
-формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;
-обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;
-эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности.
Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.