Светлана Железнякова
Опыт работы по теме «Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников ПДД с использованием ИОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников ПДД с использованием игровых образовательных ситуаций детям старшего дошкольного возраста».
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Публикация «Опыт работы по теме „Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников ПДД с использованием ИОС“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности на улицах города является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Огромная роль в формировании основ безопасного поведения ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности и основной форме организации образовательного процесса.
Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Министерство образования и науки РФ указывает, что актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Но работа педагога с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя».
Так например, программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цели программы так и звучат:
- сформировать у ребенка навыки разумного поведения;
- научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми : «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города».
Средством достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми :
Игровые
• направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность :
Проектная деятельность
• направленная на познавательно – исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность, музыкально-художественную деятельность
Проблемные ситуации
• направлены на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность.
ИКТ
• направленные на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, коммуникативную, деятельность
Здоровьесберегающие
• направленные оздоровительную, двигательную, познавательно- исследовательнскую деятельность
В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса, я считаю наиболее значимыми следующие:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира;
- принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности.
Содержание системы реализую:
через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры;
на специально занятиях по безопасности (ОБЖ);
в совместной деятельности взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной, необязательной форме (в ходе режимных моментов, прогулок);
в развивающей среде группы (уголок «ПДД», изо –деятельность, настольно–печатные, подвижные, сюжетно–ролевые игры).
Методы и приемы, реализуемые в работе :
Словесные приёмы – рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа – рассказ ребенка, беседа – рассказ взрослого.
Игровые приемы – занятие–игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами, элементы сюжетно–ролевых игр.
Наглядные приемы – иллюстрации, видеоматериалы, фотографии.
Художественное слово – стихи, сказки, загадки, рассказы.
Использование театра – спектакли (кукольный, настольный, инсценировки в исполнении отдельных детей.
При построении системы работы по изучению старшими дошкольниками ПДД я опиралась на три аспекта взаимодействия ребё нка с транспортной системой:
Ребёнок – пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
Ребёнок – пассажир;
Здесь изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомлю с обязанностями пассажиров, учу наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
Учитывая, возрастные особенности старших дошкольников, уровень их подготовленности, сформулировала задачи по обучению детей с правилами дорожного движения.
Старшая группа
• Знакомить с различными условиями на движение транспорта и пешеходов;
• Продолжать знакомить с разными видами транспорта, определять их сходство и различие некоторых видов;
• Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Педагогические технологии, используемые в работе по обучению старших дошкольников ПДД :
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной. Игровой материал представлен дидактическими, настольно– печатными играми: «Назови, о чем я расскажу», «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Сложи знак», «Разрезные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации». С их помощью учила детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов.
В подвижных играх не только обогащала жизненный опыт детей, но и совершенствовала двигательные навыки и умения, ловкость, быстроту, координацию движений. Например такие игры как: «Самый быстрый», «Умелый пешеход», «Передай жезл», «Сигналы светофора».
В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети активно используют макеты : «Улицы города».
Широко использую в практике работы со старшими дошкольниками викторины, где ребёнку предоставляется возможность проявить сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание Правил дорожного движения.
Неотъемлемой частью образовательной работы являются целевые прогулки.
На прогулках с детьми наблюдали за движением транспорта, пешеходов, различали транспортные средства по названию и величине (большой и маленький, легковой автомобиль, автобус, узнавали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, устанавливали простейшие причинно–следственные связи в окружающем.
Предметно–развивающая среда
Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно – развивающей среды в группе, которая включает:
– уголки безопасности в группе;
– наглядно– дидактический материал:
– настольно–печатные игры;
– дидактические игры;
– атрибуты для театрализованной деятельности;
– плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;
– разрезные картинки,
– тематические альбомы.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге использую :
– игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);
– модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, макет улицы города);
– разрезные картинки, кубики, мозаики;
настольно–печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки.
Организация работы с родителями.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей.
С этой целью:
– в уголке для родителей размещены материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (ширмы ПДД).
– на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивала моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
– проведены родительские собрания с показом фрагментов видео – фильма о ПДД.
Планирование дальнейшей работы :
– продолжать пополнять библиотеку литературой по правилам дорожного движения;
– специальными атрибутами для сюжетно – ролевых игр;
– привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.
Выводы:
Главное для воспитателей и родителей в приобщении старших дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и задача воспитателей, и родителей подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности.