ИринаЛошкарева
Организация работы по формированию представлений о доброте у старших дошкольников с применением и использованием сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Ценность сказок заключается в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Сказки – это часть народной педагогики и элемент устного народного творчества, ее жанры интуитивно основаны с учетом физических и психических особенностей детей. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы сказок привлекают внимание детей, доставляют им радость и, в то же время, оказывают на них свое воспитательное и познавательное воздействие.
Публикация «Организация работы по формированию представлений о доброте у старших дошкольников с применением и использованием сказок» размещена в разделах
Планирование деятельности по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста представлено в таблице.
Срок Название сказки Акцентирование Содержание работы
Ноябрь «Сивка-бурка», обр. М. Булатова Добрый поступок Иванушки по отношению к Сивке-Бурке. Его помощь в ответ. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, дидактические игры разукрашивание и рисование героев сказок.
«Золушка»,
Ш. Перро Добрая Золушка и злая мачеха. Чтение сказки, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, рисование героев сказок.
«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова Добрые поступки Ивана-царевича к зверям и их помощь ему. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, Дидактические игры, лепка героев.
Декабрь «Гуси - лебеди» в обработке А. Н. Толстого Добрые Печка, Яблоня, Река. Злая Баба-яга. Чтение и драматизация сказки, рассматривание иллюстраций, разукрашивание и рисование героев сказок, конструирование печки.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого Добрая Аленушка и злая мачеха. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, разукрашивание и аппликация героев сказок, дидактические игры.
Январь «Снежная королева», Г. - Х. Андерсен Добрая Герда, злая Снежная королева. Чтение и драматизация сказки, рассматривание иллюстраций, разукрашивание и рисование героев сказок, дидактические игры, слушание отрывков сказки в аудиозаписи.
«Госпожа Метелица», Братья Гримм. Доброта отцовой дочки, и злой характер мачехиной дочки. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, Дидактические игры, лепка героев.
Февраль «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А. С. Пушкина
Злая Царица-мачеха и добрая Царевна, добрые поступки Царевны и семи богатырей. Чтение сказки, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, рисование героев сказок, загадывание и отгадывание загадок.
«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого Добрая Хаврошечка, злые сестры и мачеха. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, разукрашивание и рисование героев сказок.
«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы Помощь петушку от Хозяйки, Коровы, Хозяина, Кузнеца и Курочки. Чтение и драматизация сказки, рассматривание иллюстраций, разукрашивание и рисование героев сказок, отгадывание загадок, дидактические игры.
Комплекс занятий разработан с учетом нормативных документов, ФГОС ДО, и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Цель комплекса занятий: формирование представлений о доброте у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок.
Занятия основываются на следующих принципах:
- принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает создание ситуации успеха для всех детей, веры в их положительный результат, утверждение чувства уверенности в ребенке, поощрение его даже самых малейших достижений;
- деятельностный принцип. Лишь в условиях активной деятельности ребенка, где предполагается создание условий для ориентации его в сложных конфликтных ситуациях, создается необходимый базис для позитивных сдвигов в личностном развитии ребенка;
- принцип взаимопомощи и доброжелательности в отношении друг с другом;
- принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместная деятельность в определенном пространстве, времени и формах организации, объединяющее взрослых и детей на основе общих ценностей и переживаний;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала.
Занятие не должно быть перегружено материалом, в то же время интересная тематика и различные техники способствуют формированию интереса и дополнительной мотивации участников занятий.
В работе были использованы сказки различных жанров. Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки и сказки литературные (русских и зарубежных авторов) : А. С. Пушкина, Г. - Х. Андерсена, Ш. Перро. Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса
Содержание примерного тематического планирования по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста представлено ниже.
1. Тема занятия: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». (На материале сказки «Сивка - бурка»)
Цель занятия: познакомить детей со сказкой «Сивка - бурка»; расширять знание детей о таких качествах как: доброта, трудолюбие, терпение; учить распознавать эмоциональные состояния другого человека, помочь детям увидеть зависимость имен героев сказок от их внешнего облика; воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность.
2. Тема занятия: «Чтение сказки Ш. Перро «Золушка»
Цель занятия: раскрыть содержание понятий трудолюбие, дружба, уважение и любовь к родителям, расширять и закреплять знания о нравственных нормах поведения, формировать и развивать положительный эмоциональный отклик на нравственные поступки, обучать правилам взаимодействия и оказания взаимопомощи.
3. Тема занятия: «Если добрый ты» (На материале сказки «Царевна - лягушка»)
Цель занятия: познакомить детей со сказкой «Царевна - лягушка», формировать и закреплять знание о таких понятиях как коварство, эгоизм, доброта, любовь, ответственность; воспитывать положительное эмоциональное отношение (сочувствие, сопереживание) к поступкам героев сказки, на примере положительных героев сказки учить нравственному поведению.
4. Тема занятия: «При солнышке тепло, при матери добро» (На материале сказки «Гуси - лебеди»)
Цель занятия: познакомить детей со сказкой «Гуси - Лебеди», раскрыть такие понятия, как ответственность, послушание, уважение к старшим, почитание родителей; развивать умение характеризовать и оценивать поступки героев; развивать умение распознавать эмоциональное состояние героев сказки (страх, вину, бесстрашие, решительность, формировать желание и умения заботиться о младших, с уважением относиться к старшим, к своим родителям.
5. Тема занятия: «Без худа добра не бывает» (На материале сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Цель занятия: продолжать знакомить детей со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», раскрыть содержание понятия добро-зло, послушание - своеволие, терпение; развивать умение характеризовать и оценивать поступки героев; воспитывать чувство заботы, любви друг к другу, умение сопереживать, сочувствовать; развивать умение передавать положительные эмоции: радость, восхищение, удивление; формировать правильное отношение к поступкам героев сказки, брать пример с положительных сказочных героев.
6. Тема занятия: «Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Цель занятия: Продолжать формировать понятия о добре и зле. Раскрыть содержание понятий «дружба», «друг», поведение друзей по отношению друг к другу; формировать положительное эмоциональное отношение к нравственным поступкам (друг в беде не бросит) и их принятие; развивать стремление к оказанию действенной помощи окружающим.
7. Тема занятия: «Терпенье и труд все перетрут». (На материале сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица»)
Задачи занятия: раскрыть и подчеркнуть значимость понятий труд, трудолюбие, справедливость; формировать положительное эмоциональное отношение к труду, усердию; воспитывать уважительное отношение к труду; развивать умение анализировать поступки героев; формировать умение межличностного взаимодействия в различных видах деятельности.
8. Тема занятия: «Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Цель занятия: Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина, учить различать такие понятия как добрые и злые поступки, раскрытие таких качеств характера, как коварство, злость, зависть, отзывчивость, находчивость, благодарность; формировать умение осознано оценивать поступки героев.
9. Тема занятия: «Где любовь, там и забота». (На материале сказки «Хаврошечка»)
Цель занятия: раскрыть содержание понятий «бескорыстие», «доброта и забота»; учить детей распознавать эмоциональное состояние другого человека, проявлять отрицательные эмоции по отношению к злобе, зависти, лени (безнравственным качествам); воспитывать у детей такие нравственные качества, как любовь к ближнему, заботливость, милосердие.
10. Тема занятия: Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Цель занятия: раскрытие таких качеств характера, как доброта, отзывчивость, находчивость, благодарность; формировать умение осознано оценивать поступки героев; учить быть благодарным за хорошие дела и поступки.
В ходе занятий по сказкам, с детьми были проведены беседы по следующим вопросам:
1. О ком эта сказка?
2. Кто вам в сказке нравится больше всего и почему?
3. Каких героев вы можете назвать добрыми (злыми? Почему?
4. Какие поступки героев вы можете назвать добрыми (злыми? Почему вы так считаете?
5. Как бы вы поступили на месте главного героя сказки?
6. Что бы могло помочь героям сказки стать добрее?
7. Чем бы вы могли помочь героям сказки?
8. Чему учит эта сказка?
Для содействия образному восприятию сказок мы использовали иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В. М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.
3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Мы предлагаем следующие формы организации : игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми; праздники. В качестве основных методов и приемов используем : проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации. Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Так же отводится роль педагога в совместной взросло - детской деятельности при работе со сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.
После рассказывания сказок необходимо учить отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, учиться различать добро и зло.
При ознакомлении со сказкой «Госпожа Метелица» после чтения детям мы задавали следующие вопросы вопросы: «Что я вам прочитала сказку или рассказ? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какой была Госпожа Метелица? Почему её так назвали?»
Таким образом, беседы с детьми строятся так, чтобы представление о добре приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому важны разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.
Инсценировка сказки «Гуси – лебеди» привлекала детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Она способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Использование нетрадиционных приёмов работы с волшебной сказкой также оказывает большое влияние на нравственную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость, смелость.
Детям предлагалось также вообразить себя художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке и почему. Предлагали прослушивание сказки в грамзаписи, предлагали пропеть песенку из сказки или проговорить ту или иную фразу. С помощью специальных заданий закрепляли умение определять характер произведения по его тональности, вспоминали с детьми песенки, потешки, которые выражают какие-то чувства: веселые, грустные, тревожные.
Занятие по ознакомлению со сказкой «Хаврошечка» начинается с размышлений о том, что есть на свете хорошие люди, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. Эти слова определяют идею сказки, в которой рассказывается именно о таких разных людях которые есть и плохие. Интерес детей к сказке способствует пониманию ее содержания. Герои произведения становятся ближе, понятнее. Сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер. Такие же переживания дети начинают испытывать в аналогичных жизненных случаях. Переживая, осмысливая то, что им читают, дети в сущности осмысливают и оценивают действительность, в условиях которой они живут. Они учатся сопоставлять простые, доступные их пониманию жизненные явления с отражением их в волшебных сказках.
Детям предлагались творческие задания, которые были направлены на развитие фантазии и мышления, что способствует реализации принципа интеграции. Дальше представим некоторые задания. «Продолжи сказку». Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять. «Нарисуй сказку». Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по - мокрому).
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей. Какой - либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Нами были предложены дидактические игры : «Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие); «Хорошо - плохо» (оценка поступков героев); «Добрые - злые» (развитие эмоций, изобразительных навыков, «Скажи наоборот», «Сравни героев сказки» (развитие словарного запаса).
Нами был создан мини - музей книги «Сказка ложь, да в ней намек…», размещена и подобрана библиотека сказок способствующие нравственным качествам у старших дошкольников. Нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка. Нами была проведена работа с родителями : Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т. д.). Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них. Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок). Устройство выставки работ детей и родителей («Наши любимые сказки», «Зимние сказки»).
Проводя работу в данном направлении мы уделили большое внимание организации предметно – развивающей среды в группе. В окружении детей мы разместили стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые «свободные», т. е. предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах. Игровое пространство организовано таким образом, чтобы дети имели возможность проводить многовариантные игры, создано пространство для самостоятельного закрепления материалов знакомых сказок по иллюстрациям, дидактическим играм, художественно - творческой деятельности, которая дает им возможность реализовывать свои склонности к открытию, применять свою фантазию.