Елена Малыхина
Организация образовательного терренкура на территории ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня особое внимание. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ, как правило, направлена на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к развивающей предметно - пространственной среде дошкольной организации, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательной организации. Предметно-пространственная среда территории должна предусматривать такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения, должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной, соответствовать ФГОС ДО п. 2.6 направлениям развития. В связи с этим возникла проблема - организовать развивающую среду на территории ДОУ с помощью образовательных маршрутов -терренкуров. Территория ДОУ позволяет организовать такую деятельность. Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ, могут стать образовательные терренкуры разной сложности.
Публикация «Организация образовательного терренкура на территории ДОУ» размещена в разделах
Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением образовательных центров, зон, островков с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.
Цель образовательного терренкура – организовать развивающую среду на территории ДОУ с помощью маршрутов по образовательному терренкуру.
Задачи образовательного терренкура :
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
–воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Тип – образовательный, творческий. Продолжительность - долгосрочный (летний период).
Формы и методы реализации проекта:
экологические беседы;
исследовательские опыты;
экологические конкурсы;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
экологические игры (дидактические, имитационные, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
инсценировки, театрализации и т. д.
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты:
1. Благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды
2. Создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ;
3. Активизация у воспитанников выбора вида деятельности;
4. Снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию;
5. Экологическое воспитание детей;
5. Формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту.
Описание проекта
Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», которые имеют свое название и отличительные особенности.
Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года, погоды.
В пешие прогулки можно включить познавательные беседы, наблюдения за объектами природы, сбор природного материала, подвижные и дидактические игры, спортивные игры и упражнения.
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станции» к другой, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.
Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: дети учатся общаться с окружающим миром, у них развивается крупная и мелкая моторика, речь, координация движений.
Воспитателями нашего ДОУ были разработаны и организованы следующие «станции» :
«Лесная аптека»
«Тропа здоровья»
«Полянка насекомых»
«Метеостанция»
«Путешествие по сказкам»
«Центр отдыха»
«В гостях у лесной феи»
«Песочный причал»
«Сафари парк»
«Правила дорожного движения»
«Лесная школа»
«Песочный причал»
«Сенсорная станция»
«Лесная аптека»/ «Азбука здоровья»
Содержательная часть
1 этап - пробный:
Отработка своей станции на участке.
2 этап – пиар компания:
Презентация педагогами участков для других.
3 этап - выстраивание маршрутов.
Каждый маршрут имеет свою протяж нность и предполагает остановки в образовательных центрах. На карте маршруты обозначены эмблемами станций и цветом. Оборудование и оснащение этих центров сориентировано на каждую возрастную группу дошкольников. Образовательные маршруты между собой переплетаются, интегрируются. Каждый маршрут предполагает реализацию задач определенных образовательных областей.
4 этап – гостевой:
Посещение участков групп по выбранному маршруту.
5 этап – вовлечение родителей в организацию терренкура на территории детского сада вне зоны групповых участков.
Маршрут №1. «Тропа здоровья», «Путешествие к лесной фее»,
Приоритетное направление развития детей - физическое развитие. Окрашен зел нным цветом, начинается он с игр на асфальте, где есть традиционные классики, зигзаги, дорожки затем плавно переходит на тропу здоровья, игровой городок, а заканчивается маршрут спортивной площадкой, где ребята закрепляют основные виды движений, играют в футбол.
Маршрут №2. «Сафари парк», «Центр отдыха», «Путешествие по сказкам» Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.
Направление – речевое развитие дошкольников. Небольшой протяж нности, маршрут окрашен желтым цветом, начинается с аллеи писателей и предполагает остановку в беседке сказок. Там ребята слушают любимые сказки и художественные произведения, рассказывают знакомые стихи.
Маршрут №3. «Лесная аптека», «Метеостанция», «Полянка насекомых», «Морская лагуна» Направление развития детей – познавательное развитие. Маршрут окрашен красным цветом и предполагает путешествие по экологической тропе, остановку в познавательно-исследовательском центре, где дети экспериментируют, проводят опыты с песком, водой, воздухом, магнитами, интеллектуальный островок и конструкторское бюро.
Маршрут №4. «ПДД». На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.
Перспектива развития
Очень полюбились образовательные маршруты родителям, вечером они не торопятся домой, а расходятся с детьми по образовательным центрам и уголкам детского сада, а чтобы родители не сталкивались и знали, какой центр свободен, в детском саду есть стенд, где обозначены все образовательные центры с кармашками. Родители, прежде чем пойти в какой либо центр ставят карточку в кармашек с символом этого центра. Это значит, что центр занят. Самые востребованные образовательные маршруты у родителей и ребят № 1, №3, №5.
Маршрут № 4. Направление – художественно - эстетическое развитие. Маршрут окрашен в синий цвет и начинается с посещения центра изобразительного искусства, где дети занимаются продуктивной изобразительной деятельностью и каждый ребенок может проявить творчество и инициативу. Следующей остановкой этого маршрута является мини галерея, где выставлены картины известных художников и заканчивается он театральной сценой, там ребята показывают инсценировки, кукольные театры, выполняют этюды по ритмопластике.
Маршрут №5 Социально-коммуникативное направление обозначен оранжевым цветом и начинается с ознакомления дошкольников с жилищем и основными предметами быта народов проживающих в Красноярском крае. Для этого на территории детского сада обустроено подворье с предметами утвари и быта народа. Так- же здесь проходят викторины, конкурсы, где ребята показывают знания народных пословиц, сказок, объясняют друг другу значение слов, рассказываю стихи. Это позволяет формировать интерес к литературному народному творчеству народов проживающих в Красноярском крае, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой родине.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, поэтому продолжается маршрут экологической тропой, где дети знакомятся с объектами живой природы Красноярского края проводят исследования, знакомятся с красной книгой Красноярского края