Елена Малыхина
Организация образовательного терренкура на территории ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня особое внимание. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ, как правило, направлена на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к развивающей предметно - пространственной среде дошкольной организации, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательной организации. Предметно-пространственная среда территории должна предусматривать такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения, должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной, соответствовать ФГОС ДО п. 2.6 направлениям развития. В связи с этим возникла проблема - организовать развивающую среду на территории ДОУ с помощью образовательных маршрутов -терренкуров. Территория ДОУ позволяет организовать такую деятельность. Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ, могут стать образовательные терренкуры разной сложности.
Темочки:
Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением образовательных центров, зон, островков с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.
Цель образовательного терренкура – организовать развивающую среду на территории ДОУ с помощью маршрутов по образовательному терренкуру.
Задачи образовательного терренкура :
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
–воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Тип – образовательный, творческий. Продолжительность - долгосрочный (летний период).
Формы и методы реализации проекта:
экологические беседы;
исследовательские опыты;
экологические конкурсы;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
экологические игры (дидактические, имитационные, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
инсценировки, театрализации и т. д.
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты:
1. Благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды
2. Создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ;
3. Активизация у воспитанников выбора вида деятельности;
4. Снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию;
5. Экологическое воспитание детей;
5. Формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту.
Описание проекта
Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», которые имеют свое название и отличительные особенности.
Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года, погоды.
В пешие прогулки можно включить познавательные беседы, наблюдения за объектами природы, сбор природного материала, подвижные и дидактические игры, спортивные игры и упражнения.
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станции» к другой, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.
Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: дети учатся общаться с окружающим миром, у них развивается крупная и мелкая моторика, речь, координация движений.
Воспитателями нашего ДОУ были разработаны и организованы следующие «станции» :
«Лесная аптека»
«Тропа здоровья»
«Полянка насекомых»
«Метеостанция»
«Путешествие по сказкам»
«Центр отдыха»
«В гостях у лесной феи»
«Песочный причал»
«Сафари парк»
«Правила дорожного движения»
«Лесная школа»
«Песочный причал»
«Сенсорная станция»
«Лесная аптека»/ «Азбука здоровья»
Содержательная часть
1 этап - пробный:
Отработка своей станции на участке.
2 этап – пиар компания:
Презентация педагогами участков для других.
3 этап - выстраивание маршрутов.
Каждый маршрут имеет свою протяж нность и предполагает остановки в образовательных центрах. На карте маршруты обозначены эмблемами станций и цветом. Оборудование и оснащение этих центров сориентировано на каждую возрастную группу дошкольников. Образовательные маршруты между собой переплетаются, интегрируются. Каждый маршрут предполагает реализацию задач определенных образовательных областей.
4 этап – гостевой:
Посещение участков групп по выбранному маршруту.
5 этап – вовлечение родителей в организацию терренкура на территории детского сада вне зоны групповых участков.
Маршрут №1. «Тропа здоровья», «Путешествие к лесной фее»,
Приоритетное направление развития детей - физическое развитие. Окрашен зел нным цветом, начинается он с игр на асфальте, где есть традиционные классики, зигзаги, дорожки затем плавно переходит на тропу здоровья, игровой городок, а заканчивается маршрут спортивной площадкой, где ребята закрепляют основные виды движений, играют в футбол.
Маршрут №2. «Сафари парк», «Центр отдыха», «Путешествие по сказкам» Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.
Направление – речевое развитие дошкольников. Небольшой протяж нности, маршрут окрашен желтым цветом, начинается с аллеи писателей и предполагает остановку в беседке сказок. Там ребята слушают любимые сказки и художественные произведения, рассказывают знакомые стихи.
Маршрут №3. «Лесная аптека», «Метеостанция», «Полянка насекомых», «Морская лагуна» Направление развития детей – познавательное развитие. Маршрут окрашен красным цветом и предполагает путешествие по экологической тропе, остановку в познавательно-исследовательском центре, где дети экспериментируют, проводят опыты с песком, водой, воздухом, магнитами, интеллектуальный островок и конструкторское бюро.
Маршрут №4. «ПДД». На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.
Перспектива развития
Очень полюбились образовательные маршруты родителям, вечером они не торопятся домой, а расходятся с детьми по образовательным центрам и уголкам детского сада, а чтобы родители не сталкивались и знали, какой центр свободен, в детском саду есть стенд, где обозначены все образовательные центры с кармашками. Родители, прежде чем пойти в какой либо центр ставят карточку в кармашек с символом этого центра. Это значит, что центр занят. Самые востребованные образовательные маршруты у родителей и ребят № 1, №3, №5.
Маршрут № 4. Направление – художественно - эстетическое развитие. Маршрут окрашен в синий цвет и начинается с посещения центра изобразительного искусства, где дети занимаются продуктивной изобразительной деятельностью и каждый ребенок может проявить творчество и инициативу. Следующей остановкой этого маршрута является мини галерея, где выставлены картины известных художников и заканчивается он театральной сценой, там ребята показывают инсценировки, кукольные театры, выполняют этюды по ритмопластике.
Маршрут №5 Социально-коммуникативное направление обозначен оранжевым цветом и начинается с ознакомления дошкольников с жилищем и основными предметами быта народов проживающих в Красноярском крае. Для этого на территории детского сада обустроено подворье с предметами утвари и быта народа. Так- же здесь проходят викторины, конкурсы, где ребята показывают знания народных пословиц, сказок, объясняют друг другу значение слов, рассказываю стихи. Это позволяет формировать интерес к литературному народному творчеству народов проживающих в Красноярском крае, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой родине.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, поэтому продолжается маршрут экологической тропой, где дети знакомятся с объектами живой природы Красноярского края проводят исследования, знакомятся с красной книгой Красноярского края