Терехова Вера
Организация коррекционно-развивающей образовательной среды для детей с нарушениями зрения (на примере слабовидящих)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование детей с нарушенным зрением
1. Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушенным зрением имеет свои особенности:
• квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.) — необходимое условие обучения и воспитания слепого или слабовидящего ребенка, пребывающего по месту жительства;
Публикация «Организация коррекционно-развивающей образовательной среды для детей с нарушениями зрения (на примере слабовидящих)» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
• "комментированное" общение взрослого с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д., т. е. слово - знаковое обобщение, образ которого закрепляется в памяти с помощью осязания. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению;
• оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением;
• организация разнообразных видов деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др. ;
• демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать’ самостоятельность суждений;
• атмосфера любви и взаимного уважения;
• гармоническое развитие всех способностей ребенка.
Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение.
Специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения.
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;
- специальные дошкольные учреждения смешанного вида.
Цели данных учреждений:
• воспитание, лечение, возможное восстановление и развития нарушенных функций зрения у детей;
• подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению. Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и. особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Наполняемость группы:
• слепые и слабовидяшие дети - 10 чел. ;
• дети с косоглазием и амблиопией - 10—12 чел. Особенности учебно-воспитательного процесса:
• развитие зрительного восприятия,
• формирование предметных представлений;
• социальная адаптация;
• ориентировка в пространстве;
• развитие осязания;
• развитие слухового восприятия; лечебная физкультура; ’ ритмика; коррекция нарушений речи
Основные принципы:
- широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);
- использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;
- проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;
- развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);
- организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием.
Как отмечает Л. И Плаксина, важное место в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укреплению общего состоянии здоровья.
В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии.
Коррекционные занятия проводятся специалистами. Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы.
В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).