Светлана Ярославовна Нечаева
Организация и использование речевых уголков в формировании фонематических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»
К. Д. Ушинский
Задачи МБДОУ «Родничок» на 2016/2017 учебный год:
Публикация «Организация и использование речевых уголков в формировании фонематических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2017
Продолжать развивать речевую активность детей в процессе реализации игровых проектов
Повышать профессиональное мастерство и коммуникативную культуру педагогов
Цель работы:
• совершенствование методического обеспечения образовательной деятельности учреждения в области развития речи детей дошкольного возраста, повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов в данной области.
Задачи:
• разработка методического и дидактического инструментария к разделу речевого развития воспитанников;
• обогащение предметно-развивающей среды играми, способствующими развитию речи детей,
• повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов.
Организация речевой развивающей среды в нашем дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:
- речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
В ходе решения этих задач в нашем детском саду было проведено много разнообразных мероприятий, в том числе конкурс речевых уголков по теме: «Познавательно-речевая среда с учетом ФГОС».
Цели и задачи конкурса: организация предметно-развивающей среды в группах; повышение уровня и качества работы с детьми по развитию речи; обогащение опыта работы воспитателей по развитию речи.
Участие в конкурсе приняли педагоги всех групп. Наша группа заняла 1 место среди старших-подготовительных групп.
Наш речевой уголок:
Для проведения смотра-конкурса было разработано положение о конкурсе, оценочные листы, критерии по данной теме.
В группах красочно оформлена познавательно-речевая среда. Во всех группах центры расположены доступно, оформлены ярко, красиво, эстетично, аккуратно. При подборе составляющих речевых уголков педагогами учитывались: наполняемость уголка, разнообразие материалов, возрастные и индивидуальные особенности детей, доступность, эстетика оформления, ведущая игрушка («хозяйка» уголка).
В основу речевых уголков входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; звукового анализа и синтеза слогов и слов. Каждый речевой уголок имеет доступность, содержание соответствует возрасту детей, и направленно на развитие речевых функций, разнообразие картотек по темам - словесных игр, пальчиковых игр, для развития речевого дыхания; альбомов по лексическим темам. Особое внимание уделялось умению педагогов грамотно презентовать представленные материалы.
Конкурс выявил как достоинства, так и некоторые недостатки. Педагоги сделали себе заметки, решено работать над их устранением. Этот конкурс помог молодым педагогам приобрести большой опыт по этой данной теме.
По итогам конкурса в методическом кабинете детского сада была оформлена выставка наиболее интересных, эстетично оформленных игр и пособий.
Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всем сторонами речевого развития – лексической, грамматической, фонетической.
Одним из разделов, которому посвящён речевой уголок является развитие фонематических представлений т. е. фонематического слуха и фонематического восприятия. Все мы знаем, что:
- несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношение;
- такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно;
- для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов);
- несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений.
Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка.
Поэтому проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии.
Чтобы было понятно, какие игры и пособия могут находиться в речевом уголке по данному разделу, хотелось бы напомнить этапы в формировании фонематических процессов и фонематического слуха. Я уверена, что эти игры многим знакомы. (перечисляю этапы работы и возможные для использования игры, представление игр изготовленных своими руками к конкурсу речевых уголков))
Я хотела бы услышать, какие вы используете игры по данному разделу….
Вывод :
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом уголке создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.
Большой вклад в создание и пополнение уголков вносят родители, проявляя свои творческие способности и фантазию.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье.
Имеются приложения в электронном виде:
Оценочный лист конкурса
Положение конкурс речевых уголков
Программные требования по всем группам по разделу развитие речи
Содержание речевого уголка (памятка)
Конспекты по развитию фонематического слуха
Картотеки игр и игровых упражнений
Тест на определение уровня развития фонематического слуха детей 6 - 7 лет.
Примерный тематический план занятий по формированию
фонетической стороны речи и произношения.
Дополнение;
Содержание речевого уголка:
Наполняемость уголка должна осуществляться по разделам:
- артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
- мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;
- дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;
- высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др. Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
- фонематический слух: игры на дифференциацию звуков - например Игры с парными карточками З. Т. Бобылевой;
- звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);
- лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;
- грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ;
- связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;
- грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Цветовое отображение разделов речевого уголка:
• дыхание – голубой;
• ЗКР – оранжевый;
• лексика – жёлтый;
• грамматика – синий;
• СР – красный;
• мелкая моторика – чёрный.
1. Картотека артикуляционных упражнений.
2. Комплект зеркал (с ручкой).
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. Картотека пальчиковых игр.
5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических).
6. Предметы для поддувания.
7. Дидактические игры на обогащение словаря.
8. Дидактические игры на развитие ГСР.
9. Дидактические игры на развитие СР.
10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.
11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.
12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.
13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)
14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
1-я младшая группа:
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные картинки.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.)
2-я младшая группа:
1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
Средняя группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа:
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа:
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);
ж) с изображением синонимов;
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Программные требования
для детей младшей и средней групп ДОУ
Р а з в и т и е з в у к о в о й к у л ь т у р ы р е ч и.
1) Отработка правильного произношения звуков родного языка, слов и словосочетаний.
2) Развитие фонематического слуха (подбор слов на заданный звук, знакомство с рифмой).
3) Развитие артикуляции (звукоподражание, артикуляционная гимнастика).
4) Тренировка в интонационной выразительности речи (произношение слов и звуков в определённой тональности).
С л о в а р н а я р а б о т а.
1) Знакомство с обобщающими словами (мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи, транспорт, люди, животные и т. п.).
2) Знакомство с профессиями взрослых (повар, врач, продавец, швея, музыкант, садовник и т. п. – в зависимости от уровня начальных знаний детей).
3) Знакомство с синонимами и антонимами.
4) Составление описательных рассказов о предметах, их качествах, месторасположении и т. п. (по схеме и без опоры на наглядность).
5) Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.
6) Составление рассказов из личного опыта.
7) Знакомство с основами этикета (встречаем гостей, культура поведения, хорошие манеры).
М а т е р и а л: схемы для составления рассказов, классификация по обобщающим словам: профессии; транспортные средства, домашние животные, растения и т. п. ; схемы-модели по типу «Составь сказку», «Расскажи о путешествии» и др.
Г р а м м а т и ч е с к и й с т р о й и к у л ь т у р а р е ч и.
1) Знакомство с ведением диалога.
2) Обучение умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их.
3) Знакомство с предлогами; умение правильно употреблять их в речи.
4) Согласование слов в предложении.
Х у д о ж е с т в е н н а я л и т е р а т у р а.
1) Знакомство с произведениями русского фольклора.
2) Заучивание стихов, пословиц, скороговорок.
3) Составление и отгадывание загадок.
4) Знакомство с классическими произведениями детской литературы (Пушкин, Пришвин, Бианки, Барто, Чарушин, Ушинский, Толстой, Тайц, Сутеев, Маршак, Чуковский и др.).
5) Драматизация и инсценировка произведений.
П о д г о т о в к а к о б у ч е н и ю г р а м о т е.
1) Понятия: звук, буква, слово.
2) Знакомство с буквами русского алфавита: сопоставление звука и буквы.
П и с ь м о.
1) Подготовка руки к письму (косвенная):
• работа по развитию мелкой моторики на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.
2) Подготовка руки к письму (прямая):
• работа с индивидуальными листами (раскрашивание, штриховка, обводка и т. п.);
• обведение образца буквы (через кальку).
Ч т е н и е.
Узнавание знакомых букв в написанных словах (индивидуально).
Программные требования для детей
старшего и подготовительного дошкольного возраста
Р а з в и т и е з в у к о в о й к у л ь т у р ы р е ч и.
1) Различение и отчетливое произношение всех звуков родного языка.
2) Развитие фонематического слуха (подбор рифм и самостоятельное составление коротких стихов).
3) Интонационная выразительность речи (отрабатывать дикцию и умение отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией).
С л о в а р н а я р а б о т а.
1) Знакомство с профессиями взрослых (музыкант, скрипач, экскаваторщик, электромонтер).
2) Знакомство с синонимами и антонимами.
3) Составление описательных рассказов по плану и без него о предметах, их качествах, месторасположении и т. п.
4) Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.
5) Составление рассказов из личного и коллективного опыта.
6) Составление творческих рассказов (самостоятельное придумывание начала, середины или конца по усмотрению педагога).
7) Знакомство с основами этикета (встречаем гостей, культура поведения и общения).
8) Составление эпистолярных рассказов.
М а т е р и а л: комплект карт «Профессии»; модели, схемы для составления рассказов.
Г р а м м а т и ч е с к и й с т р о й и к у л ь т у р а р е ч и.
1) Образование слов по образцу (с суффиксами, приставками, однокоренные слова).
2) Знакомство с составлением предложений.
3) Знакомство с частями речи (существительное, прилагательное, глагол, союз, предлог, наречие, местоимение). Части речи не называются.
3) Развитие навыков диалогической речи: умение задавать и отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
М а т е р и а л: карточки-схемы «Составь предложение»; карточки с частями речи: «Род предметов», «Единственное и множественное число предметов».
Х у д о ж е с т в е н н а я л и т е р а т у р а.
1) Знакомство с классическими произведениями детской литературы (знакомство с творчеством писателей и поэтов: Пушкина, Пришвина, Бианки, Осеевой, Носова, Благининой, Есенина, Ушинского, Сладкова и др.).
2) Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
3) Знакомство с жанрами художественной литературы: сказка, стихотворение, рассказ.
4) Знакомство с основными составляющими художественного произведения: начало, середина, конец, сюжет произведения, главные герои (отношение к их поступкам).
5) Драматизация и инсценировка литературно-художественных и фольклорных произведений.
О б у ч е н и е г р а м о т е.
1) Знакомство с фонетическим разбором слова: умение делить на слоги, ставить ударение, определять количество звуков и букв в слове, различать ударные и безударные гласные звуки.
2) Знакомство с буквами русского алфавита.
3) Знакомство с характеристикой гласных и согласных звуков.
4) Представление о построении схемы простого предложения.
5) Определение на слух количества предложений в коротком тексте.
М а т е р и а л: карточки-задания на деление слов на слоги, звуковой анализ слова; нахождение первого звука в слове последнего звука в слове; схема предложения.
П и с ь м о.
1) Знакомство с образами всех печатных букв.
2) Знакомство с образами прописных букв.
3) Записывание букв, слогов, слов и предложений в тетради по образцу педагога и без него (индивидуально).
Ч т е н и е.
1) Чтение интуитивно целыми словами.
2) Чтение с пониманием «про себя».
3) Чтение с пониманием без ошибок вслух.
Использованная литература:
Куниченко О. А. «Развитие фонематического слуха»
Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»
Архипова Е. Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М. : «Астрель», 2006.
Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, СПб. : «Паритет», 2003.
Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М. : «Генезис», 2005.
Семенович А. В. «Эти невероятные левши», М. : «Генезис», 2007.
Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Основа логопедии», М. : «Просвещение», 1989.
Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М. : «Институт практической психологии», 1997.
Черкасова Е. Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция, М. : «АРКТИ», 2003.
Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М. : «Академия», 2003.
Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб: «ДИТГИЗ»,2008.
Фото некоторых уголков принимавших участие в конкурсе: